Будет ли когда-нибудь реализована концепция летающего авианосца?

Концепция воздушного авианосца появилась на самой заре авиастроения. Первыми несущими платформами должны были стать дирижабли, которые использовались тогда для наблюдения за полем боя, но обладали множеством врожденных недостатков. Они были крайне медлительны и неуклюжи, и со временем непременно бы стали легкой добычей для развивавшейся бурными темпами зенитной артиллерии.

Самолеты, тем временем, были быстры и маневренны, и поразить их было несравненно тяжелее. Это значило, что как минимум для разведки они подходили гораздо лучше. Однако их использование было связано с рядом трудностей практического плана.

Самолеты обладали ограниченной дальностью полета, требовали сложной наземной инфраструктуры, в том числе взлетно-посадочных полос, складов, путей подвоза горючего и других материалов. Поэтому авиаконструкторам в нескольких странах мира пришла в голову потрясающая своей оригинальностью идея: подвесить самолеты к дирижаблям. В США это удалось осуществить на практике.

Будет ли когда-нибудь реализована концепция летающего авианосца?


Конструкторы модифицировали два дирижабля, которые получили возможность транспортировать самолеты, отправлять их в полет и подбирать в воздухе. Запуск производился просто. Крылатый летательный аппарат отстегивался от носителя, набирал, пикируя, скорость, после чего стабилизировался и летел уже самостоятельно.

По описанию процедура кажется диковатой, однако на самом деле она оказалась достаточно безопасной. Чего нельзя сказать об этапе повторного сцепления с дирижаблем. Инженеры думали и о том, чтобы оборудовать посадочную полосу в верхней части носителя, но быстро отказались от этого безумия.

В конечном итоге они остановились на механической трапеции, которая в нужный момент выдвигалась из дирижабля и подхватывала самолет. Однако для практического осуществления этого смертельного трюка требовались пилоты с поистине стальными нервами, которые не побоялись бы замедлить свою машину до черепашьей скорости дирижабля.

Будет ли когда-нибудь реализована концепция летающего авианосца?


Понятно, что это грозило остановкой двигателя самолета, сваливанием в штопор и авиационной катастрофой. Усложняло задачу также то, что в испытаниях использовались маленькие и легкие аэропланы, которые заметно бросало ветром.

Как бы то ни было, дирижабли «Акрон» и «Мейкон», взявшие на себя роль воздушных авианосцев, показали теоретическую жизнеспособность данной концепции. Оба они не единожды успешно запускали и улавливали самолеты, но все в конечном итоге закончилось несколькими громкими авариями и гибелью «Акрона». Поняв, что довести до ума эту идею будет невероятно сложно, ВМФ США свернул проект и сосредоточился на разработке других, менее затейливых аппаратов.

Будет ли когда-нибудь реализована концепция летающего авианосца?


Концепция воздушного авианосца вновь стала актуальной в начале Второй мировой войны. Союзники, совершавшие налеты на Германию, столкнулись тогда с неприятной тактикой люфтваффе. Немецкие летчики дожидались, когда истребители прикрытия, обладавшие небольшим радиусом действия, оставят без защиты бомбардировщики, после чего устраивали отстрел тяжелых машин. Стратегическая авиация несла серьезные потери.

Если верить бездушной статистике, работа экипажей бомбардировщиков со значительным отрывом была самой опасной на этой войне. Такого процента потерь не было больше ни в одних войсках. Понятно, что воздушные авианосцы, способные в нужный момент отправлять на защиту бомбардировщиков десятки собственных истребителей, помогли бы эффективно решить эту проблему.

Однако война была далеко не лучшим временем для технической реализации настолько сложных проектов. Денег и ресурсов не хватало на обычное, прекрасно зарекомендовавшее себя вооружение. Поэтому и в этом случае смелые мечты пришлось отложить на потом.

Третья волна интереса к воздушным авианосцам возникла уже в 1960-х. Снова у американцев и по все той же причине

США построили огромный флот стратегических бомбардировщиков, которые теоретически могли поразить любую цель на обширной территории наиболее вероятного противника, коим с какого-то момента стал Советский Союз. Однако делать бы это вновь пришлось без прикрытия со стороны истребителей, которым никак не удавалось обзавестись сколько-нибудь значимым радиусом действия.

Будет ли когда-нибудь реализована концепция летающего авианосца?




Те же B-52 во время глубоких рейдов вынуждены бы были полагаться только на собственное вооружение, что грозило неприемлемыми потерями. В это время рассматривались две концепции конструирования воздушных авианосцев.

1) Первая заключалась в том, чтобы подвесить к крыльям бомбардировщика один или два истребителя, которые могли в случае опасности отцепляться и вступать в бой с врагом. При этом подбирать их обратно не планировалось, так как громоздкое оборудование, необходимое для этого, в огромной степени снизило бы способность бомбардировщиков выполнять свою основную задачу.

Авторы идеи считали, что жертвовать пилотами истребителей пусть не очень гуманно, но все же целесообразно, особенно в случае применения ядерного оружия.

2) Вторая идея была более приемлемой, в том числе и с чисто человеческой точки зрения. Она предполагала создание самолета, приспособленного для транспортировки своей ноши внутри фюзеляжа. Истребители, загружавшиеся в этот авианосец, должны были быть меньше обычных. Они не обладали бы огневой мощью и функционалом полноценной боевой машины, но для узкой задачи, а именно защиты бомбардировщиков вполне могли сгодиться.

Будет ли когда-нибудь реализована концепция летающего авианосца?


Надо отметить, что такие летательные аппараты разрабатывались и испытывались во время Второй мировой войны и сразу после нее. Самой известной конструкцией этого рода, несомненно, был XF-85 «Гоблин». Этот крошечный истребитель казался очень неприятным противником. Он был быстр и отличался завидной маневренностью, поэтому попасть в него было невероятно сложно.

Если учесть, что авторы идеи предполагали использовать в качестве носителя модифицированный «Боинг-747», находящиеся в нем самолеты могли быть даже крупнее «Гоблинов», а значит брать на борт больше топлива и вооружения.

Истребители предполагалось разместить друг за другом на ленточном конвейере, который подавал бы их на полетную палубу в передней части «Боинга». Отсюда боевые машины должны были банально выталкиваться наружу. Запуск одного самолета занимал бы около 80 секунд. На борту носителя могли поместиться 10 истребителей. Общее время их развертывания составляло бы всего 15 минут.

Будет ли когда-нибудь реализована концепция летающего авианосца?


После выполнения задания эти машины забирались бы обратно в «Боинг» с помощью крюка, который предполагалось разместить в задней части авианосца. Процедура сцепления выглядела примерно так же, как отработанная ныне и не вызывающая особых сложностей дозаправка в воздухе. Пилот истребителя должен был подлететь к «Боингу», выровнять скорость и дать захватить свой самолет. Тот поднимался на борт, ставился на конвейер и отодвигался вглубь, освобождая место для следующей машины.

Почему летающие авианосцы так и не были в конечном итоге созданы?

Главной причиной стало изменение характера воздушных боев. Если в середине 20 века они велись в непосредственном контакте с использованием пулеметов и пушек, то уже в семидесятые на первый план вышли ракеты с тепловым и радиолокационным наведением, позволявшие уничтожать самолеты издалека.

Мини-истребители, которые при всем желании невозможно было оснастить достаточно чувствительными радарами, обнаруживающими приближение вражеских зенитных ракет, стали бы легкой добычей для советских комплексов ПВО и боевой авиации.

Однако основной мишенью были бы даже не они, а воздушный авианосец. Эта большая, неповоротливая машина стала бы идеальной мишенью для наземных зенитных установок. Её уничтожение значило бы потерю сразу одиннадцати летательных аппаратов и десятков человеческих жизней.

Будет ли когда-нибудь реализована концепция летающего авианосца?


Впрочем, концепция летающего авианосца, пусть и в несколько измененном виде, получила продолжение уже в наши дни. Речь идет об американском проекте «Гремлины», идея которого заключается в использовании самолетов C-130 «Геркулес» в качестве носителей БПЛА. Одни из них будут сражаться с вражескими истребителями, другие предназначены для ведения разведки, третьи займутся подавлением радаров и средств связи.

На вооружении также будут состоять дроны-камикадзе, способные уничтожать технику, укрепления и скопления пехоты противника. Каждый «Геркулес» возьмет на борт десятки БПЛА. Если вспомнить, насколько активно сегодня развивается подобная техника, то можно с большой долей уверенности предположить, что интересующая нас концепция будет все-таки воплощена в реальность. Спустя столетие.

Будет ли когда-нибудь реализована концепция летающего авианосца?

  • avatar
  • .
  • +22

2 комментария

avatar
Дзен-помойка — я вам накидаю туфты надёрганной методом тыка, а вы меня пролайкайте за это.

Однако война была далеко не лучшим временем для технической реализации настолько сложных проектов. Денег и ресурсов не хватало на обычное, прекрасно зарекомендовавшее себя вооружение. Поэтому и в этом случае смелые мечты пришлось отложить на потом.

Автор не удосужился тему изучить досконально, иначе бы с удивлением узнал, что концепция воздушного авианосца была реализована в СССР перед Великой Отечественной инженером Вахмистровым, и вполне успешно применялась на начальном этапе войны, в частности: по нефтеперегонному заводу и нефтехранилищам в военно-морской базе Констанца (Румыния) наносились удары истребителями И-16, вооружёнными бомбами 250кг, и подвешенными под крыло ТБ-3, который и доставил их на дистанцию достижения цели (сами «ишаки» с таким грузом не взлетели бы, и горючки не хватило бы, а бомбардировщики на таком удалении без прикрытия были бы легко уязвимы). В дальнейшем таким же способом наносились удары по мостам через Дунай и Днепр.

Выдержки из мемуаров В. Минакова «Гневное небо Тавриды»:
В конце сорокового сформировали специальную эскадрилью, командиром назначили капитана Шубикова, героя боев в Испании. Первыми освоили необычайный полет лейтенанты Борис Литвинчук и Евграф Рыжов, обучили товарищей.

И тут — война. С первых часов — жесточайшие схватки. Неравенство в силах приходилось восполнять нечеловеческим напряжением, беззаветной отвагой. Взлетали по пять раз на дню. Победы, потери. Об эксперименте и думать забыли…

И вдруг — приказ. Четырем самолетам эскадрильи Шубикова нанести удар по нефтеперегонному заводу и нефтехранилищам в военно-морской базе Констанца.

«Ишачкам» — на Констанцу? Им, на нее. Запасная цель — корабли в гавани. Ведущим группы истребителей И-16 назначается комэск капитан Шубиков, его заместителем — лейтенант Литвинчук.

И вот два огромных ТБ-3 выруливают на взлетную полосу. На каждом в движении шесть винтов: четыре своих, два — «пассажиров». Подвешенные под плоскостями летучего авианосца «ишачки» питаются горючим из его объемистых баков. Собственный запас — на выполнение задания и обратный путь на ближайший аэродром.

На летном поле весь полк. Все взоры — на стартовую площадку. Сигнал! Первая из двухэтажных громоздких сцепок взревывает шестью моторами, набирает разбег…

«Странное чувство! — вспоминал Борис. — Будто в детстве на карусели. Я всегда «самолет» выбирал, очередь пропускал, если видел, что кто-то его уже занял…»

Странное и само дело. Задание — на бомбардировку? Ну так вот же бомбардировщик, еще и какой! Взял бы сам бомбы и полетел, разбомбил.
Брали, летали… Но их там и ждали. Задолго до цели встречали заградогнем, атаками истребителей. Тихоходные, маломаневренные ТБ, выйдя за радиус действия своих ястребков, становились для «мессеров» легкой добычей…

«Мы с Шубиковым летели на подвеске у Серафима Гаврилова — летчик что надо, еще до войны нас катал. Под вторым ТБ-3, Николая Огнева, тоже опытного «возницы», — «ишачки» Филимонова и Самарцева. Мы с Арсением видим друг друга, объясняемся знаками. Над морем опробовали пулеметы — работают „на большой“. Опять делать нечего, только следить за режимом моторов да друг за другом, чтоб не заснуть. Хорошенькое было бы дело! Но вот и береговая черта. „Внимание!“ вспыхивает сигнальная лампочка над козырьком. „Есть, внимание!“ — тем же способом отвечаю Гаврилову. „Срыв!“ — сигнал на щитке под плоскостью бомбардировщика. Киваю Шубикову, рывком поворачиваю ручку отцепки заднего замка. Чувствую: самолет обрел одну свободную ось. Ручку управления от себя полная отцепка, истребитель плавно скользит носом вниз. Все, свободен! Спасибо Сергеичу, отличную придумал системку…»

Сергеич — упомянутый выше конструктор Вахмистров, тезка и довоенный знакомый Литвинчука, не раз бывал в их эскадрилье.

Как и ожидалось, противник принял их за своих: откуда здесь взяться советским истребителям? Шубиков и Литвинчук точно спикировали на нефтебазу, Филимонов с Самарцевым — на порт. Только когда внизу заполыхали разрывы сброшенных ими фугасных бомб, вражеские зенитки открыли беспорядочный огонь. Поздно! Юркие ястребки, выйдя из почти отвесного пике, на малой высоте проскочили к морю.

С ближайшего аэродрома взмыла пара «мессеров». Но тут-то уж Шубиков с Литвинчуком были в своей стихии. После каскада умопомрачительных маневров устремились в лобовую. Ошеломленные гитлеровцы в панике отвернули…

Затем вся четверка соединилась и благополучно долетела до промежуточного аэродрома под Одессой. Пока самолеты заправляли горючим, возбужденные летчики обменивались впечатлениями. «Задали фрицам задачку!» — подвел итог Арсений Шубиков.

эскадрилья получила задание разрушить Черноводский мост на Дунае. Важнейший, стратегический, можно сказать, объект. Бомбардировщики не раз ходили на него, но отлично прикрытая узкая цель оставалась неуязвимой. С большой высоты, горизонтальным бомбометанием, поразить ее было практически невозможно.

Решили лететь вчетвером: Шубиков, Литвинчук, Филимонов, Каспаров. Тщательно подготовились: изучили по снимкам конструкцию моста, подходы к нему, расположение средств обороны. Вылетели глубокой ночью. Каждый из истребителей нес две двухсотпятидесятикилограммовые авиабомбы (самостоятельно с таким грузом излететь «ишачку» — нечего было и думать) и дополнительный бензобак: отцепляться от авианосцев решили задолго до подхода к цели.

Однако внезапно появиться у моста не удалось: противовоздушная оборона противника находилась в постоянной боеготовности. Шквалы огня взметнулись навстречу тяжело нагруженным ястребкам. Орудия, «эрликоны», пулеметы ощетинились огнем с обоих берегов Дуная, с островов, со специальных люлек, подвешенных к фермам моста, даже с вершин этих ферм, находящихся на семидесятипятиметровой высоте…

Тем не менее прорвались. Вошли в пике. Лента моста стремительно полетела навстречу. Четыреста метров. Бомбы несутся вниз…

Есть! В центральный пролет! Гигантская стальная ферма переламывается, как шея жирафа, утыкается во вспененную воду. Из перебитого нефтепровода под настилом хлещет горящая нефть, вниз по течению на воде — сплошное бушующее пламя…

Все четыре машины целы. Скользнув над плавнями, уходят в сторону Одессы. Посадка, осмотр матчасти. Самолеты имеют пробоины, но до Крыма дотянут.

Слава об отважных маленьких пикировщиках вышла за пределы флота. По просьбе армейского командования два доставленных авианосцем «ишачка» — Бориса Литвинчука и Павла Данилина — под прикрытием двадцати шести истребителей нанесли удар по мосту через Днепр. Несмотря на плотный заградогонь и беспрерывные атаки «мессершмиттов», задача была выполнена блестяще.
avatar
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.