"Почти в каждой семье есть такой дедушка". В Германии составили список известных немцев, имеющих предков с нацистским прошлым
На прошедшей неделе немецкие СМИ выдали базу. Оказывается, дедушка главы МИД Германии Аннелены Бербок был офицером вермахта и нацистом. Но виновата во всем всё равно «российская пропаганда», которая «использует нацистское прошлое деда главы МИД Германии для её очернения».
Когда неделю назад журналист Марсель Райф выступал в Бундестаге в День памяти жертв Холокоста, глава МИД Германии Анналена Бербок не смогла сдержать слёз. Все СМИ Германии опубликовали фото, на котором Бербок утирает глаза платочком.
Сразу после этого, несколько журналов, в частности BILD, а также Bunte опубликовали досье на её деда Вальдемара (1913-2016). Выяснилось, что во Вторую мировую тот служил в Вермахте инженером по ремонту зенитных орудий. В 1944 году его наградили крестом «За военные заслуги».
В документах сказано, что полковник Бербок был «безоговорочный национал-социалист», читал «Майн кампф»* (* книга признана экстремистской и запрещена к распространению на территории России) и стоит «полностью на почве национал-социализма». Сотрудники архива, у которых журналисты запросили комментарий, отметили, что это традиционные формулировки из личных дел тех времён, которые встречаются «почти всегда».
Как повторяет оправдание дипломата Bild, в попытке выкатить хоть какой-то антикриз на тему данной истории Бербок заявила, что дедушка якобы только после десятилетий молчания просто сказал ей в 90-х: «Я был в вермахте».
Это, конечно, звучит мило, но в вермахт с 1939-1945 было призвано больше двух десятков миллионов человек,и вряд ли кого-то из немцев удивит или шокирует история, что его дед служил. Так, на минуточку, у всех. А вот «безоговорочными нацистами» предки были далеко не у всех — анализирует Readovka.
На запрос BILD в МИД Германии ответили, что
Министр иностранных дел не была знакома с этими документами.
Вальдемар никогда не рассказывал родным о службе. В автобиографии Бербок писала, что первый муж её бабушки погиб в апреле 1945 года при обороне Кёнигсберга (Калининграда). О деде Вальдемаре она рассказывала, что в январе 1945 года он служил в Даммфорштадте (Слубице) и Франкфурте-на-Одере.
Вишенкой на торте статьи стал риторический вопрос: «Был ли дед Бербок больше чем просто солдат?»
Но оказалось, что «Её дедушка унёс ответ в могилу».
В могилу унёс Bild немецкую журналистику, а документы явно говорят, каким «простым» офицером был Вальдемар, — констатирует Readovka.
Впрочем, информация о том, что дедушка главы МИД Германии Анналены Бербок был ярым нацистом, вовсе не является какой-то сенсацией, ведь многие нынешние европейские политики — это, по сути, и есть потомки военных преступников.
Обозреватель BILD Ханс-Йорг Фелевальд какраз в тему напомнил, что из 70 млн немцев 18,2 млн служили в Вермахте или СС, 8,7 млн состояли в НСДАП, 8,7 млн мальчиков были в Гитлерюгенде, а 4,5 млн девочек — в нацистском «Союзе немецких девушек».
Поэтому издание пошло еще дальше, и опросило известных немцев об их предках, о которых много десятилетий те предпочитали помалкивать. Картина получилась следующая:
5 комментариев
— Премьер-министр Саксонии-Анхальт Райнер Хазелофф, 69 лет. Отец служил в Вермахте и попал в плен в 1944 году на севере Франции. Мать бежала из Силезии в 14 лет.
— Футболист Лотар Маттеус, 62 года. Один дед служил в Вермахте и погиб на фронте. Другой после войны бежал из Силезии.
— Адвокат Герхард Ран, 50 лет. Родители отца были члены НСДАП. Дед погиб в марте 1942 года в Карелии.
— Психиатр Манфред Лютц, 69 лет. Отец служил в Вермахте, попал в плен в Северной Африке в 1941 году.
— Актёр Фрэнсис Фултон-Смит, 57 лет. Дед служил в Вермахте и попал в плен в Украине в 1944 году.
— Политик Доротея Бэр, 45 лет. Дед служил в Вермахте, попал в плен в Северной Италии и бежал.
— Певица Индира Вайс, 44 года. Отец состоял в Гитлерюгенде и ежедневно выкрикивал «Хайль Гитлер» в школе.
Как рассказал изданию историк Штефан Браубургер, немецкие ветераны вплоть до 1990-х упорно молчали о прошлом, даже с родными.
Сложилась спираль молчания: травма, самозащита и стыд заставляли преступников и соучастников молчать. Их дети чувствовали эту стену молчания и часто не осмеливались задать вопросы». «После наших передач нам иногда звонят внуки и говорят: а я и не знал, что пережил мой дед во время войны. Мы никогда не говорили об этом в семье
, — заявили на телеканале ZDF.
Что вы еще хотели знать о людях, которые поставляют оружие на Украину?