Простая арифметика: могут ли животные понимать человеческую речь
Мы все видели говорящих попугаев и обезьян, которые копируют наши жесты. Но значит ли это, что животные понимают нас?
Итак, что же делает нас такими непохожими на других животных? Многие философы, как в прошлом, так и в настоящем, указывали на наши лингвистические способности. В своих работах они утверждают, что язык не только позволяет нам общаться друг с другом, но и делает нашу интеллектуальную жизнь более сложной. Некоторые из этих мыслителей пришли к мнению, что существа, у которых нет языка, не способны быть рациональными, делать выводы или даже иметь мысли.
Однако если мы все-таки примем эти утверждения, что мы должны думать о тех животных, у которых все-таки есть звуковая коммуникация? Многие виды птиц, способны издавать «лингвистические» звуки, а гориллы и шимпанзе легко обучаются языку жестов. Указывают ли эти признаки коммуникации на то, что эти животные, как и люди, способны к сложным когнитивным процессам?
Философия языка животных
Философы обычно отрицают разумность животных, объясняя это тем, что попугаи и гориллы демонстрируют просто «умную мимику». Роберт Брандом, философ из Питтсбургского университета, утверждал, что если попугай говорит «красный», когда ему показывают красные предметы, и «синий», когда показывают синие, не доказывает, что птица понимает значение этих слов. Согласно Брандому, и многим другим философам, понимание значения слова требует также знания многих других слов и связей, существующих между ними.
Чтобы стало понятней, приведем конкретный пример. Итак, представьте себе, что вы впервые приводите свою маленькую сестру в зоопарк и спрашиваете ее, а где здесь у нас кролики, покажи мне! Если у нее получается, это признак того, что она понимает, что такое кролик. Однако теперь вы хотите, чтобы она указала на животных. Если она направляет палец на какие-то камни на земле, а не на кроликов или коз, то возникает вопрос: понимает ли она на самом деле, что означает слово «кролик»? Ведь осознание этого слова включает в себя знание определения «животное», а также связь между этими двумя вещами. Поэтому, если попугай может сказать нам цвет предмета, это не обязательно означает, что он понимает что такое «цвет».
Это приводит нас к новому вопросу: какое же поведение может продемонстрировать, что попугай или шимпанзе действительно понимают слова? Философ Эрик Нельсон из Университета Далхаузи как раз изучает как эмпирические, так и теоретические работы, чтобы ответить на эти вопросы.
В своих недавних исследованиях он утверждает, что проверка арифметических способностей животных может указать на их способность понимать и осознавать слова.
Немного арифметики
В конце 1800-х годов немецкий математик и философ Готлоб Фреге попытался доказать, что арифметика – это объективная наука. В своей работе «Основные законы арифметики» Фреге начинает с логического анализа того, что такое числа. Он считает, что ключом к этому является выяснение того, что требуется для ответа на вопрос «сколько этого?».
Итак, пока что все совсем непонятно. Что за вопрос? Зачем? Почему? Давайте разбираться. Итак, если вам протянут колоду карт и спросят: «сколько?», не уточнив, что именно собеседник хочет посчитать, вы вряд ли поймете, какого ответа он добивается. Если вопрос будет поставлен конкретно про карты, масти или колоды вы сможете дать точный ответ. «Сколько мастей?» и вы отвечаете – «четыре», показывая, что вы не только умеете считать, но и понимаете, что такое масть.
Фреге полагал, что применение числовых меток может указать на способность улавливать связь между тем, что подсчитывается, и тем, сколько этого существует. Если животные способны правильно ответить на вопрос «сколько этого?» это может указать, что они понимают связь между числовой величиной и объектами, о которых их спрашивают.
Математическая грамотность животных
Одним из примеров животных, демонстрирующих высокий уровень арифметических способностей, является работа Ирен Пепперберг с серыми попугаями жако. Наиболее известными подопечными Ирен стали птицы Алекс и Гриффин.
Чтобы проверить арифметические способности Алекса, Пепперберг показывала ему набор предметов на подносе и спрашивала: «сколько их?». Например, она давала ему поднос с вещами разной формы и задавала вопрос: «сколько четырехугольных?». Алекс мог предоставлять ответы на вопросы, которые содержали до шести предметов.
Алекс также мог указать название объекта, если его просили найти такой предмет. Например, если на подносе было разное количество цветных вещей, включая пять красных, и Алекса спрашивали: «какого цвета пять предметов?», птица могла правильно ответить, сказав: «красный».
Исследования Пепперберг о способности изучать и понимать элементарную арифметику показывают, что птица была способна делать больше, чем просто имитировать человеческие звуки. Предоставляя правильный ответ, жако понимал связь между числовой величиной и объектами, о которых его спрашивают.
Математические навыки животных
Хотя результаты Пепперберг впечатляют, они далеко не уникальны. Такие способности были выявлены у многих различных видов, в особенности у шимпанзе. Некоторые из этих умений демонстрируют, что животные понимают глубинные связи между различными словами.
Животные, которые справляются с элементарной арифметикой, показывают нам, что они способны понимать термины, которые используют, и связи между ними. Однако до сих пор остается открытым вопрос: является ли понимание этих связей результатом изучения слов, или же язык просто помогает продемонстрировать способности.
В любом случае, утверждения о том, что люди обладают уникальной способностью понимать значения слов, могут быть слегка старомодны.
4 комментария