Медведи на Камчатке
Курильское озеро на Камчатке — самое медвежье в России. Видимо, и в мире. Авиаучеты этого года показали, что в окрестностях озера обитают более тысячи медведей! Да что авиаучеты, мне самому не раз удавалось увидеть здесь до ста медведей в день!
Утром наблюдал из окна кордона за медведем, спящим на туристической деревянной тропе. Сделал прямо с крыльца, чтобы не выходить под дождь, этот дежурный снимок.
Потом увидел, что по дощечкам, чтобы не замочить шерсть от мокрой травы, бежит лиса. Вместо того, чтобы остаться на месте и снимать, я стал пытаться сократить расстояние. Но лиса меня опередила: она подошла к крепко спящему Топтыгину и начала его осторожно обнюхивать, а я в этот момент оказался в ложбине, в самой невыгодной для съемки ситуации. Я пытался снимать сквозь траву, но автофокус сфокусировался на стеблях, а не на лисе. Пока справился с фокусировкой, было поздно — мишка проснулся и лиса отбежала от него. Эх, да разве это первый профуканный кадр...
Так рождается новый день...Здесь, на Камчатке, мы первыми в стране встречаем новый день. В городах европейской части России еще вовсю кипит вечерняя жизнь, а мы любуемся розовыми вершинами вулканов Камчатки. Это вулкан Камбальный, снятый с середины Курильского озера. На первом плане треугольный силуэт острова Сердце Алаида. Можно посмотреть, как меняется освещение ландшафта по мере восхода солнца. 8 часов 05 минут:
15 октября 2012. На снимке я пытаюсь фотографировать предрассветный вулкан Ильинская сопка. Но опять все испортил медведь. Он влез в кадр, уселся напротив вулкана и начал медитировать:
В нашей деревне все как обычно. Сеет холодный дождик, но медведям по барабану. Либо плавают по озеру и ловят рыбу, либо дрыхнут на берегу под дождем. Вчера ночью один из хулиганов ухитрился пробраться под электрозабор и погрыз последнюю непогрызенную резиновую лодку на озере. Будем клеить, когда кончится дождь...
Сегодня я опять пропустил уникальный момент, который мечтал снять всю жизнь. Лиса начала мышковать, когда была в двух метрах от меня, а у меня на штативе стояла камера с мощным телеобъективом, в который помещалась только лисья морда. С таким объективом нужна дистанция метров в десять. Лиса подпрыгнула и убила полевку, а я мог только созерцать это с открытым ртом...
18 октября. Медведи повсюду: толпами бродят по отмелям, плавают по озеру, сидят в кустах. Откуда-то приходят буквально стадами, как во времена Крашенинникова. Столько топтыгиных здесь я не встречал ни в один из прошлых приездов!
Хотя бы скорей в берлоги укладывались, а то ходить по такому зверинцу — занятие не для слабонервных. Да и убытки заповеднику налицо: звери с вожделением грызут только что построенные деревянные тропы для туристов и новенькую вертолетную площадку.
Легкая добыча:
22 октября 2012. Чем пахнет первый снег на берегах Курильского озера:
Мы, люди, здесь живем за электрическим забором...
… а медведи живут на свободе. Каждый день они приходят к электроизгороди смотреть на человеческую жизнь, приводят своих детей. В такие моменты мы ощущаем себя обитателями зоопарка.
Электрозабор делает человеческую жизнь относительно безопасной в этом медвежьем царстве. У зверей нет диэлектрической резиновой обуви. Всегда мокрые лапы и большой вес способствуют хорошему контакту с землей, поэтому электроразряд в несколько тысяч вольт для чрезмерно любопытного носа всегда чувствителен. И топтыгины учатся избегать изгороди обычно с первого раза.
Питается забор от обычного автомобильного или мотоциклетного аккумулятора, который подзаряжается от небольшой солнечной панели. Причем, промышленность выпускает такие заборы совсем не для медведей, это «электропастух» для содержания домашнего скота:
На Курильском озере есть несколько небольших островков. Самый известный из них — Сердце Алаида. Сам вулкан Алаид находится в Охотском море, на острове Атласова, а сердце его, по преданию местных жителей, находится посередине Курильского озера:
Все фотографы, попадающие на озеро, снимают Сердце Алаида:
Сердце Алаида. На этот раз с медведями:
Созерцает:
«Следы невиданных зверей»:
29 октября 2012. Чудовище. Площадь Курильского озера побольше, чем у знаменитого шотландского Лох-Несс. И глубины больше. А вот чудовища обитают помельче, сегодня снял одного. Но оно еще растет...
Миша и Маша — пара медведей-друзей, живущая рядом с кордоном на мысе Травяной. Это довольно крупные звери в расцвете сил. Я наблюдаю за ними каждый день.
Обычно взрослые медведи, особенно самцы, — звери-индивидуалисты, звери-эгоисты. Миша же — исключение. Он очень дружелюбен к своим соседям, зачинщик всех звериных игрищ.
Особенно он дружен с Машей, много времени они проводят вместе в отдыхе или играх. Я почти уверен, что это брат и сестра
Вообще-то Камчатка самое медвежье место России. А Южно-Камчатский федеральный заказник — самое медвежье место место Камчатки. А устье реки Хакыцин, что в полукилометре от моего кордона — самое медвежье место Южно-Камчатского федерального заказника. Тут медведями истоптан и перерыт каждый квадратный миллиметр земной поверхности. Медвежье царство:
Медведей на озере становится все меньше — уходят в берложные места. Но рыба есть, значит взрослые звери будут здесь до Нового года, а старые самцы и дольше.
А что делают медведи во время дождя? Да то, что и без дождя: ловят рыбу и спят. Кажется, сырость их не очень тревожит.
К зимовке готовы! Матуха с медвежатами-сеголетками.:
12 ноября 2012. За последнюю неделю исчезли с берегов озера почти все матухи с медвежатами и многие беременные самки. Пора уже им в берлоги, каждое утро минус пять, снежок выпал. Скоро на озере останутся одни взрослые самцы, некоторые из них будут рыбачить до середины января, до тех пор, пока будет идти на нерест зимняя нерка:
Постепенно озеро приобретает зимний вид. Каждый день налетают снежные заряды, но и каждый день мы видим солнечное сияние. Замечательная погода для фотографов! Но не для вертолетов. Ждем борт, который заберет нас всех отсюда, но он не прилетает...
Фотографии фотографа-натуралиста Игоря Шпиленка
0 комментариев