Ракету «Союз-5» понемногу делают

 

В ракетно-космическом центре «Прогресс» (входит в Роскосмос) прошло заседание совета главных конструкторов, посвящённое созданию космического ракетного комплекса «Союз-5».

На ракете сейчас заканчивают изготовление бака горючего первой ступени, монтаж пневмогидросистемы и бортовой кабельной сети.

Напомним, перспективная двухступенчатая ракета-носитель среднего класса «Союз-5» разрабатывается для запусков автоматических космических аппаратов на различные околоземные орбиты, в частности с использованием разгонных блоков. Она получит самый мощный в мире на настоящий момент ракетный двигатель РД-171, второй лётный образец которого на днях собрали в НПО «Энергомаш».

Главный конструктор ракеты-носителя «Союз-5» Александр Черевань сообщил, что в этом году в РКЦ «Прогресс» и Центральном научно-исследовательском институте машиностроения были завершены испытания опытного бака окислителя первой ступени ракеты, сейчас ведётся его переборка в опытный образец, предназначенный для проведения холодных и огневых стендовых испытаний.

Также в РКЦ «Прогресс» завершаются изготовление опытного бака горючего первой ступени «Союза-5», монтаж пневмогидросистемы и бортовой кабельной сети, а в ближайшее время будут проведены пневматические испытания бака. На вторую декаду декабря текущего года запланирована отправка бака в ЦНИИмаш для динамических испытаний.

На совете приняли ряд решений, направленных на эффективную работу по созданию «Союза-5» в рамках графика. Ранее отмечалось, что первый пуск ракеты по плану состоится 24 декабря 2025 года.

Ракета “Союз-5” – это главный конкурент “Ангары”. По сути это переработанный и модернизированный Зенит-3SLB.

Это ракета так называемого “полутяжелого” класса, которая выводит на низкую орбиту до 17 тонн груза. Главная идея этой ракеты – максимально простая схема, две последовательных ступени, на каждой по одному двигателю. Правда, двигатели эти – четырехкамерные. Выбор размерений ракеты “пляшет” от предельного железнодорожного габарита – поэтому выюран диаметр обеих ступеней 4,1 метра и длина первой ступени 35 метров. Это максимум, что можно относительно легко провезти по железной дороге.

Вот из этих размеров и выжали максимум, не прибегая к дорогостоящему параллельному соединению ступеней.

Для сравнения – длина УРМ ракеты “Ангара” составляет 25,1 м, диаметр — 2,9 м. Из-за этого в Ангаре-А3 первая ступень собирается из двух параллельных УРМ – и всё равно она выводит на НОО лишь 14 тонн, против 17 тонн у Союза-5. Союз-5 при этом обходится значительно дешевле, ну и сам он проще, поэтому потенциально надежнее.

PS. Сегодня, 13 декабря 2023 года, ракету космического назначения «Союз-2.1б» с гидрометеорологическим спутником «Арктика-М» № 2 транспортировали на стартовый комплекс 31-й площадки космодрома Байконур. Об этом рассказала пресс-служба Роскосмоса.

После установки ракеты в вертикальное положение на стартовом комплексе специалисты продолжили её подготовку к пуску.

Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и космическим аппаратом «Арктика-М» №2 планируется 16 декабря в 12:17:48 по московскому времени.

Как отметили в Роскосмосе, новая «Арктика» будет следить за гидрометеорологической обстановкой в арктическом регионе и прилегающих территориях, контролировать гелиогеофизическую обстановку, ретранслировать сигналы спутниковой поисково-спасательной системы «КоСПАС-SARSAT».

 
Источник материала
  • avatar
  • .
  • +3

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.