Автодело и другие предметы, которых больше нет в школе, а зря!

Вспоминаем полезные вещи, которым когда-то учили школьников, а теперь почему-то нет.

Дневник современного школьника пестрит множеством новых предметов с мудреными названиями. Чего только стоят аббревиатуры ОДНКНР и ОРКСЭ. И при этом из школьной программы магическим образом пропали полезные и важные уроки! Например, вот эти.

Автодело и другие предметы, которых больше нет в школе, а зря!
Школьники на занятиях в Калининском учебно-производственном комбинате. 1 апреля 1976 года

Астрономия

Летом 2022 года ВЦИОМ поделился ссылкой на результаты опроса, касающегося научных заблуждений, которые, прямо скажем, оптимизма не вселяют. (Хотя в нынешнем году если что-то вселяет оптимизм, то это, скорее всего, наркотики. Избавься от них и никому не рассказывай.)

Согласно этому опросу, 35% россиян уверены, будто Солнце вращается вокруг Земли. Хорошо, что Циолковский не дожил, иначе как бы ему объяснили, почему при столь фатальной космической безграмотности астрономию уже второй раз изгнали из школьной программы.

В самом деле, для чего человеку изучать звезды? У него на родном голубом шаре проблем вагон. Одна пандемия, которой вот-вот стукнет три года, чего стоит.

А связь, между прочим, самая прямая. Научный взгляд на вещи служит хорошей профилактикой склонности населения верить всякой бурде. Гражданин, имеющий кое-какое представление об устройстве мира, вряд ли поверит, что, к примеру, вакцина от коронавируса — это жидкий чип, который позволяет правительству следить за индивидом. Вздор! Правительству для этого не нужен никакой чип.

Автодело

Преподавалось примерно с 1970-х годов на базе двух моделей грузовиков и «Волги» (в сельских школах грузовики иногда заменяли трактором или комбайном).

«В старших классах (1993–1995 гг.) у нас было автодело, а у девчонок — секретарское дело. Хотя некоторые из них предпочли на автодело ходить. Учились водить грузовики ГАЗ-53 и ЗиЛ-130 — переключение вниз с двойным выжимом сцепления и перегазовкой, вот это все. И еще „Волгу“ ГАЗ-2401. Впрочем, ездили мало, в основном учились чинить. И это было то ли шесть, то ли семь уроков по субботам». Савва, 49 лет, друг редакции.

Мы это к чему? Умение оценить ситуацию на дороге — крайне полезный навык, которым хорошо овладеть со школьной скамьи.

Автодело и другие предметы, которых больше нет в школе, а зря!
Учебно-производственный комбинат Главмосавтотранса. СССР, Москва, 7 июня 1985 года

Половое воспитание

Советские школьники в массе своей просвещались самостоятельно. Что-то узнавали от старших товарищей за гаражами, что-то из журналов для взрослых, которые брали с рук за бешеные деньги. Один из сотрудников редакции, к примеру, вспомнил, что можно было взять в аренду, за 25 копеек в сутки, вырванный из журнала разворот.

В начале 80-х, с ростом абортов и распространением ВИЧ, школьников взялись просвещать. Появился предмет «Этика и психология семейной жизни». Он просуществовал лет десять, а потом его тихонько свернули. Говорят, остро не хватало кадров: школьные учителя понятия не имели, как рассказывать детям про секс.

«Был смешной предмет „этика и психология семейной жизни“. Прекрасная идея и неудачное воплощение. Вела у нас этот предмет учительница литературы и страшно стеснялась. А мы ржали почти непрерывно. Помню, для девочек устроили отдельный урок, а нас в футбол отправили играть. Все, что они смогли нам потом пересказать, — что им рекомендовали не выходить замуж за геологов и моряков. А я как раз в геологи собирался, кстати». Алексей, 50 лет, друг редакции.

В 2019 году, спустя два с половиной десятка лет после вышеописанных событий, Россия вошла в первую пятерку стран по скорости распространения ВИЧ. Если открыть и внимательно изучить статистику, станет совсем не по себе: почти половина известных случаев заражения в нашей стране — гетеросексуальные контакты. Так что рано или поздно придется научить подростков пользоваться презервативами. И лучше рано, чем поздно.

Автодело и другие предметы, которых больше нет в школе, а зря!
Урок черчения в московской средней школе № 35, 9 апреля 1975 года

Черчение

Если бы автору текста в школе сказали, что однажды он будет писать статьи в защиту черчения, он бы выронил циркуль из рук и поклялся никогда не быть журналистом.

Людей, которые могут похвастаться любовью к этому предмету, прямо скажем, немного. Армия ненавистников черчения больше в разы. Кто-то из последних смог устроиться на работу в министерство образования и вытурить черчение из списка обязательных школьных предметов. Итог: педагоги технических вузов жалуются, что им приходится с нуля обучать студентов основам графики. Веб-дизайнер, верстальщик, архитектор, дизайнер одежды, инженер, зубной техник — вот лишь малый список профессий, которые невозможны без черчения.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +11

Больше в разделе

20 комментариев

avatar
Про автодело сооласен с автором, было бы здорово если бы вернули в школьную программу. Ну а девченкам в школам преподавали швейное дело.
avatar
«В старших классах (1993–1995 гг.) у нас было автодело, а у девчонок — секретарское дело… Савва, 49 лет, друг редакции.
Цифры не бьются.
avatar
ну подумаешь — второгодником человек был, пятОк раз за десятилетку…
avatar
Так может он студентом практику проходил?
avatar
Астрономия вообще странный предмет.
Отец учил, а у мамы в 50-х уже не было такого предмета.
А у нас опять был, но по факту вместо астрономии был дополнительный урок физики.

А ещё папе логику преподавали. Ту самую которую моя супруга увидела только поступив в юр.академию.

У нас токарное дело было и теперь у меня ВУС — токарь холодной обработки металла.
avatar
Когда я учился, у нас был межшкольный учкомбинат.Один день в неделю.Часов 5-6 по-моему.Начиная с восьмого класса.столяр, токарь, слесарь-водитель, швея, машинистка.Материальное обеспечение от шефских предприятий.И я считаю, по тем временам, было достаточно неплохим.72-82 г
ВУС кстати тоже -холодная обработка металлов
  • Zmey
  • +2
avatar
В тот период и обычные труды неплохую базу давали. У нас в 17-й специализации никакой не было, но программа «трудов» включала основы столярки и слесарки, как ручной, так и станочной: типы столярных соединений, температурная обработка металлов, обработка металлов на станке, включая типы металлов, скорости обработки и прочее, только без отметок о прохождении…
А при 7-й школе, если не изменяет память, существовало автодело, вроде даже с получением прав к окончанию школы. У них кажись даже база какая-то была своя с мастерскими и даже авто…
avatar
«Набат» оттуда и растёт…
avatar
спасибо, точно не знал, но как предположение мысли мелькали…
avatar
Вообще, конечно, труды в советской школе были отличным решением — парням и девушкам давали основные навыки ведения домашнего хозяйства, а в старших классах возможность получить дополнительную специальность, что немаловажно, если вдруг не смог поступить в ВУЗ, особенно для парней, которые тогда уходят в армию. Очень надеюсь, что над вопросом возвращения такого предмета задумаются.

Меня в свое время очень возмущало, что детей в школах и садиках! стали кормить привозной едой. Я даже писала обращение на горячую линию президенту. Видимо, не только меня волновал этот вопрос, и кухни возвращаются в школы и детские сады. Надо теперь родителям поднять и вопрос возвращения «труда» в школу :)
avatar
у советских трудов была ещё одна «побочка», я уже кажись упоминал здесь где-то:
вся столярка шла в детские сады — детские стульчики/табуреточки, лопатки, флажки к демонстрациям, это основное и прям массово, реже, из того что помню — швабры, черенки к «взрослым» лопатам, что-то ещё, уж навскидку щас не припомню…
учитывая, что это всё почти расходным материалом можно было считать, экономия в масштабах страны в хозяйстве, думаю, была заметная
Ну и со слесарки: метизы (болты/гайки) насколько помню вроде по автобазам расходились, молотки делали, причём полный цикл, с закаливанием, правда врать не буду — не знаю куда они уходили… )
avatar
Я этого не знала — ни разу не была в кабинете трудов у мальчиков, нас туда не пускали. Хотя их к нам тоже, но им очень хотелось — особенно, когда мы пироги пекли )))
avatar
но им очень хотелось
Подтверждаю! И разок нам даже довелось попасть, но это было по случаю праздника и совместного чаепития, не помню только — наше 23-е, или ваше 8-е… )
avatar
Это вам крупно повезло, с нашими ребятами такого счастья не случилось, впрочем нам к ним попасть тоже не удалось, а жаль.
avatar
да, много делалось простой неквалифицированной работы для школ и детсадов… табуретки, швабры, флажки и плакаты и тд… И на заводы всякие мелочи, но много).
avatar
Из того, что помню, на трудах делали складные стульчики деревянные, скалки, толкушки, разделочные доски, железные детские лопатки с деревянным черенком, маленькие молоточки из старых резцов для геологов.
А ещё у нас пару лет был Общественно Полезный Производительный Труд — ОППТ, там мы изготавливали черенки, ящики для бутылок, пилили двп, делали конверты для геологических проб. Но это было в неучебное время и нам за это платили.
А в 9ом классе началось автодело. Три года и категории АВС. Помимо этого в школе можно было получить специальность оператора ЭВМ. Девчёнки выходили со школы поварами и швеями.
avatar
Не совсем так: готовить и шить нас учили, но профессии повара и швеи не давали. С 9-го класса можно было получить профессию секретаря-машинистки или продавца прод. товаров на выбор.
avatar
Врать не буду, я точно не знаю как девчонок учили, но на выпускном большая часть получили удостоверения швея мотористка. Некоторые дополнительно оператор ЭВМ, секретарь-машинистка и бухгалтер. Если склероз не изменяет, то швея и оператор были на базе школы, а секретарь и бухгалтер допкурсы. Насчёт поваров был не прав. Дело было в 94ом, в далёком чукотском посёлке.
avatar
Думаю, получение профессии зависело от наличия производственной базы. У нас, например были только простые швейные машинки, даже оверлока не было, и поэтому застроченные швы приходилось отдавать на обработку в ателье, то же касалось и петель. Раньше в ателье эти услуги копейки стоили.
avatar
И вот интересно, проклинающих школу которая беспощадно эксплуатировала детский труд, я что-то не вижу :-))
  • Zmey
  • +4
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.