Самое смешное из самого первого «Крокодила»
27 августа день рождения у любимца всего СССР — «Крокодила»! Дико стало интересно, над чем предки смеялись.
А вы знали, что «Крокодил» в Советской России не был свободным существом? Вот! А он был. То есть не был. В общем, изначально «Крокодил» выходил не сам по себе, а как приложение к изданию «Российская газета». Сперва это была сатирическая рубрика, раздел на последней странице, который стремительно сделался очень популярен и 27 августа 1922 года впервые появился под собственным именем.
Художник Иван Милютин аллегорически изобразил на обложке этот прорыв красного крокодила из полосы «Рабочей газеты».
В первые годы в «Крокодиле» работали такие передовики юмористической промышленности и просто золотые перья советской литературы, как Зощенко, Ильф с Петровым, Катаев, Ардов. Сергей Бодров-старший начинал свою творческую деятельность как спецкор «Крокодила»! А карикатуры малевали аж сами Кукрыниксы, Марк Вайсборд, Борис Ефимов, Аминадав Каневский, Виктор Чижов, Генрих Вальк…
Вся Страна Советов подсела на «Крокодил», и, хотя тираж его доходил до 6,5 миллиона экземпляров, свежие номера из киосков Союзпечати как корова языком слизывала. Неизвестно, как бы сложилась судьба «Крокодила», если бы в одном ряду с ним в СССР продавали «Панч», «Нью-Йоркер», «Шарли Эбдо»… Как говорится шершавым языком милицейского протокола, история не знает сослагательного наклонения.
Почему «Крокодил», хотите вы внимательно спросить? Отвечает Владимир Молчанов. От 1969 до 2000 года он проделал путь от ученика и автора рисунков до замглавреда «Крокодила»!
Был подготовлен отдельный номер, содержавший юмористические рисунки и фельетоны. А названия у него не было, и придумать ничего стоящего не могли. Дошло до того, что в канун сдачи в набор первого выпуска главный редактор сказал: «Пока мы не придумаем название, домой никто не уйдет».
Всю ночь сотрудники предлагали разные варианты, отражающие дух того времени. Но все они вызывали возражения, единогласия не было. А утром пришла уборщица, открыла дверь в редакторский кабинет, увидела дым коромыслом, чуть ли не спящих на столах людей и закричала, замахнувшись на них шваброй: «А ну, выметайтесь отсюда, крокодилы проклятые!»
Тут Еремеев хлопнул себя по лбу и воскликнул: «Отличное название! Крокодил!» Правда, некоторые стали возражать: «Откуда взялся крокодил? Он же не водится в Москве-реке!» «Ничего, зато это животное довольно зубастое и агрессивное», — ответил Еремеев и утвердил экзотическое название.
Владимир Молчанов
Надо понимать (впрочем, человеку с советским прошлым этого не надо объяснять), что «Крокодил» был не только источником юмора и увеселения читателей и проводником социальной сатиры, но и мощным рупором пропаганды, доносителем до граждан от советской власти надлежащей позиции по тем или иным общественным и политическим вопросам, вплоть до важнейших.
Ладно, что это мы занудствуем, а? Праздник все-таки, 102-я годовщина выхода первого номера «Крокодила»! Честно говоря, мы не смогли выбрать самое смешное, все такое… В общем, смотрите сами: перед вами первый номер от корки до корки, без купюр и прикрас!
0 комментариев