Проклятый «Флорентиец»
Когда баварская принцесса Елизавета отправилась из Мюнхена в Вену венчаться с молодым императором Францем Иосифом, ничто не омрачало радости встречи с будущим супругом. Разве что несколько растревожил его недавний рассказ о фамильном бриллианте «Флорентиец», который, по преданию, приносит несчастье. Правда, Франц Иосиф тут же заверил невесту, что драгоценный камень не в силах разрушить их семейное счастье.
Император неплохо разбирался в стоимости бриллиантов, но, как оказалось, даже не подозревал об их зловещей силе.
ГВАРДЕЙСКИЙ ТРОФЕЙ
А вот швейцарский гвардеец, который 5 января 1477 года случайно оказался рядом с убитым в битве при Нанси бургундским герцогом Карлом Смелым, не знал настоящую цену драгоценных камней. Один из них он обнаружил у погибшего вельможи. Гвардеец не растерялся и в качестве трофея прихватил увесистый прозрачный светло-желтый камень с зеленоватым оттенком.
Солдат, конечно же, слышал о бриллиантах и даже видел их на знатных дамах, но тут смутил необычный цвет. Да и внушительный размер отнюдь не под стать алмазу! Оказавшись на родине в Берне, незадачливый гвардеец тут же продал камень одному из местных ювелиров всего за один флорин и остался вполне доволен. Но настоящим счастливцем, конечно же, стал покупатель, которому неожиданно привалило такое богатство — бриллиант весом 137,45 карата (27,49 грамма).
Бернский ювелир сразу же не только прикинул баснословную стоимость приобретения, но и узнал руку опытного огранщика. Как впоследствии выяснилось, это был не кто иной, как знаменитый фламандский мастер Людовик ван Беркен. Только он смог бы превратить уникальный алмаз в сверкающий бриллиант в форме бриолета с девятью цепочками граней.
Значит, столь дорогая вещь и принадлежать должна была очень богатому человеку. Ювелир навел справки среди коллег по ремеслу — так и есть: это бриллиант Карла Смелого. Нетрудно догадаться, что земляк-гвардеец снял его с мертвого герцога после битвы. Плохая примета! Вывезенный из Индии уникальный алмаз уже отомстил Карлу Смелому.
Впрочем, ювелир и так решил поскорее сбыть драгоценность с рук. Конечно же, не в Берне — он отправился в Геную, где, поторговавшись, уступил бриллиант одному из состоятельных купцов.
ПО ИЗВИЛИСТОМУ ПУТИ
Далее путь бриллианта был достаточно извилистым, но владели им весьма знатные особы. Так, из Генуи
он попал в Милан к герцогу Лодовико Сфорца. Тому самому ценителю науки и искусства, при дворе которого нашлось место Леонардо да Винчи. Но злой рок, сопровождавший драгоценный камень, проявил себя и тут: осенью 1499 года в войне с французами миланская армия потерпела поражение.
Лодовико Мария Сфорца
Желая задобрить тогдашнего папу римского Юлия II и обрести союзника в продолжавшейся войне, герцог подарил ему бриллиант. Казалось бы, удалось обмануть судьбу — Милан вскоре был отбит у французов. Но весной те взяли реванш в битве под Новарой.
Сфорца был пленен и заключен в замок Лош, где и умер в 1508 году. Именно там он догадался, что купленный у генуэзцев камень — не только драгоценность, но и предвестник недоброй судьбы...
Мудрый папа Юлий II недолго хранил дорогую вещь—Ватикан продал бриллиант в набиравшую силу Флоренцию. Собственно, отсюда и название «Флорентиец» (хотя порой его именовали и «Великий герцог Тосканский», и просто «Тосканец»). Так бриллиант стал семейной реликвией правителей Тосканы — династии Медичи.
Более полутора веков «Флорентиец» находился в хранилище Медичи. Именно там его и увидел Жан-Батист Тавернье — путешественник и ювелир, первым описавший уникальную драгоценность. Причем весьма профессионально, ведь француз держал в своих руках большую часть торговли бриллиантами между Индией и Европой. Конечно же, об этом огромном светло-желтом алмазе, найденном некогда в Виджаянагарской империи, он был наслышан.
Жан-Батист Тавернье — французский купец, который держал в своих руках европейскую торговлю бриллиантами с Индией.
Тот памятный визит Тавернье во Флоренцию состоялся в 1657 году в период правления Фердинандо II, который пригласил приезжего в свой дворец и не удержался, чтобы не похвастать перед знатоком фамильными драгоценностями. Скорее всего, ювелир рассказал герцогу о том, что «Флорентиец» приносит несчастье.
Хотя бы для того, чтобы подешевле купить его, а потом перепродать — покупатели бы нашлись. Тем более что при Фердинандо II мощь Флоренции и всей Тосканы явно угасала и деньги были нужны. Однако герцог не уступил бриллиант.
Увы, дальнейший ход событий позволил еще раз убедиться в злом предназначении «Флорентийца». Дела в герцогстве стали идти из рук вон плохо.
А позднее у Козимо III, сына и преемника Фердинандо II, появились проблемы с наследниками: от сифилиса умер его старший сын, а младший, Джованни Гастоне, оказался бесплодным. В династии Медичи не стало наследников престола.
Как бриллиант попал к Габсбургам и в конце концов оказался в хранилище в венской резиденции Хофбург? После смерти Джованни Гастоне Медичи в 1737 году его власть и состояние, в том числе бриллиант «Флорентиец», перешли к Францу I — выходцу из старинного лотарингского рода.
Мария Терезия Вальбурга Амалия Кристина
Он стал герцогом Тосканским и женился на представительнице рода Габсбургов Марии Терезии. Вскоре та унаследовала престол в Вене и, по сути, правила империей, хотя звание императора носил ее супруг Франц I.
БЕДЫ ИМПЕРАТРИЦЫ СИССИ
А теперь вернемся в самое начало нашего рассказа, к принцессе Елизавете, которую ближайшее окружение ласково называло Сисси. Ее родной теткой была София — мать императора Франца Иосифа, влюбленного в Елизавету.
Брак между молодыми людьми был делом решенным, оставалось по-быстрому уладить дело с папой римским — добиться разрешения на брак довольно близких родственников. Наконец оно было получено.
Увы, радужные мечты о счастливом браке с Францем Иосифом довольно быстро развеялись. Став в 16 лет императрицей Австрии, Елизавета по сути оказалась в золотой клетке. Супруг часто отлучался по своим делам, и они неделями не виделись. К тому же довольно быстро выяснилось, что они совершенно разные люди: романтичной Сисси становилось все труднее находить общий язык с мужем — прагматиком и педантом.
Головной болью стала и свекровь — эрцгерцогиня София Баварская всячески притесняла Сисси, стараясь поставить ее на второе место после себя. Родившихся одна за другой двух внучек она тут же отобрала у матери — бабушка лучше воспитает!
Свекровь-то после рождения внучек и показала невестке одно из главных сокровищ — бриллиант «Флорентиец». Сисси не горела желанием увидеть его — к драгоценностям молодая женщина была довольно равнодушна, но пришлось уступить. Восторга свекрови по поводу уникального бриллианта она не разделила — он показался ей зловещим и таящим какую-то опасность.
Потом она не раз вспоминала этот визит в хранилище — дурное предчувствие не обмануло ее: беды посыпались одна за другой. Спустя два года, когда с помощью мужа удалось-таки вернуть дочерей под материнское крыло, случилось несчастье. В путешествии по Венгрии, куда наконец-то отправились всей семьей, внезапно заболели обе дочери. Младшая, Гизела, с трудом, но выздоровела, а старшая, двухлетняя София, умерла.
На следующий год Сиси родила долгожданного наследника — принца Рудольфа. Увы, и его воспитание опять взяла на себя бабушка.
Вскоре у императрицы Елизаветы случился нервный срыв, она жаловалась на здоровье. Воспользовавшись этим случаем, Сиси уехала подальше от свекрови и Хофбурга с его «Флорентийцем» — отправилась сначала на Мадейру, а все последующие годы путешествовала по Европе. В Вене в течение года бывала не больше двух месяцев.
Между тем семейные беды продолжались. В 1867 году в Мексике был расстрелян родной брат Франца Иосифа Максимилиан, провозглашенный там императором. Семья тяжело переживала утрату.
Утешением для Франца Иосифа и Сиси стало рождение в 1868 году дочери Марии Валерии, которую удалось отстоять у стареющей свекрови. 30-летняя императрица уехала с ней в Будапешт, где проводила теперь большую часть времени — в Венгрии ей нравилось больше, чем в зажатой этикетом Австрии. Свекровь тоже ее больше не тревожила — она к тому времени умерла.
Казалось бы, наступило долгожданное душевное спокойствие...
Но это было только затишьем перед бурей. В начале 1889 года вместе со своей любовницей баронессой Марией Вечерой покончил жизнь самоубийством сын и наследник престола Рудольф. Это официальная версия, а, согласно слухам, речь шла о политическом убийстве. Столь страшный удар до конца дней выбил императрицу Елизавету из колеи.
От мужа Франца Иосифа Сисси окончательно отдалилась — они в основном встречались на официальных мероприятиях. К тому же она прекрасно знала о его интимных встречах с женой железнодорожного чиновника Анной Наговски, а потом и с актрисой Катариной Шратт.
Затем в семье, хранящей бриллиант «Флорентиец», случилась еще одна утрата: в 1896 году умер младший брат Франца Иосифа Карл Людвиг.
Точка в печальной судьбе самой Сисси была поставлена 10 сентября 1898 года в Женеве. Некогда красавица и умница, а теперь степенная 60-летняя дама, императрица Елизавета ровно в полдень вышла со свой спутницей графиней Стараи из гостиницы и отправилась на причал — на этот день была запланирована прогулка по озеру.
До пристани было всего 100 метров, а от положенной охраны императрица всегда категорически отказывалась. На этом коротком пути по набережной к ней подбежал мужчина и ударил трехгранным напильником в грудь.
Как потом выяснилось, преступником оказался анархист-итальянец Луиджи Лукени. Императрица все же смогла дойти до парохода, на борту которого и умерла.
ТОТ САМЫЙ?
После гибели Елизаветы беды семьи Габсбургов не закончились. Ставший после смерти Рудольфа наследником племянник императора Франц Фердинанд был убит в 1914 году вместе с женой в Сараево, что и послужило формальным поводом для начала Первой мировой войны. Наследником императора, а им все еще оставался 84-летний Франц Иосиф, объявили племянника Франца Фердинанда эрцгерцога Карла.
Он при рождении считался пятым в очереди на престол, но после досрочного ухода в мир иной остальных претендентов оказался первым и стал императором в 1916 году сразу после смерти Франца Иосифа. Но правил всего два года — Австро-Венгрия распалась...
Какова дальнейшая судьба «Флорентийца»? Когда в 1918 году Австро-Венгерская империя пала, члены правившей семьи эмигрировали в Швейцарию, прихватив с собой большую часть драгоценностей, среди которых оказался и «Флорентиец». Именно там теряются следы уникального бриллианта — больше его никто не видел.
Одна из копий бриллианта «Флорентиец»
Сами Габсбурги полагают, что драгоценность похитил кто-то из приближенных семьи и продал в США, где его вновь отдали в огранку. Есть и другая версия: бриллиант оказался в Южной Америке, где был распилен на несколько частей.
Так или иначе, сегодня в мире известны четыре бриллианта характерного светло-желтого цвета весом свыше 70 каратов. И если происхождение трех хорошо известно, то четвертый неожиданно всплыл в 1981 году на аукционе в Швейцарии.
Продававшая его дама так и не смогла внятно объяснить, откуда он взялся — дескать, отец приобрел бриллиант еще в 1945 году. Но зачем-то отдал его на переогранку. Тот самый «Флорентиец»? Тогда вряд ли он принесет удачу очередному владельцу...
0 комментариев