Что такое выученная беспомощность?

В 1967 году профессор психологии из Университета Пенсильвании Мартин Селигман и его коллега Стивен Майер изучали поведение животных, основываясь на опытах советского физиолога Ивана Павлова. Этот выдающийся ученый стал первым Нобелевским лауреатом в России в 1904 году и практически все его эксперименты проходили над собаками (такова была цена изучения условного рефлекса). Селигмана, однако, заинтересовало необычное поведение животных: собак помещали в клетку с кнопкой, нажатие на которую поощрялось едой и ударом током.

В какой-то момент животных переставали кормить, однако они продолжали нажимать на кнопку. Это поведение заинтересовало Селигмана и Майера – они не могли понять почему собаки, подвергшиеся серии ударов током, продолжали нажимать на кнопку не избегая ее и буквально отказываясь «работать».

Выученная беспомощность — психическое состояние, при котором живое существо не ощущает связи между усилиями и результатом. Это явление открыл американский психолог Мартин Селигман в 1967 году.

Та самая собака

Когда речь заходит о «собаке Павлова» многие указывают на жестокость и цинизм советского академика. Ученый, однако, крайне болезненно воспринимал смерть каждого питомца и делал все возможное чтобы не допустить страданий – большинство подопытных благополучно выживало в лабораторных условиях.

Так, открытие Павловым условного рефлекса наряду с созданием науки о высшей нервной деятельности навсегда изменили мир.

За годы работы советский академик провел множество экспериментов. Наиболее известным стал опыт с колокольчиком. Представьте, что вы стоите перед собакой и звоните в колокольчик, а затем кормите питомца. Этот опыт необходимо постоянно повторять, чтобы навык окончательно закрепился. Но что произойдет, если в один прекрасный день у вас будет только колокольчик? Павлов узнал ответ внимательно наблюдая за подопытным – оказалось, что в этот момент у собаки вырабатывался желудочный сок, и пес, облизываясь, непроизвольно был готов к трапезе.

В своих экспериментах Павлов, на первый взгляд, собак не щадил.

Суть экспериментов советского физиолога заключалась в использовании раздражителей (звукового сигнала и слабых ударов током), которые предъявлялись попарно – сначала звук а затем разряд. С течением времени ему удалось приучить собак связывать звук с разрядом тока и реагировать на него (пугаться). Впоследствии на это поведение обратили внимание американские ученые и пришли к удивительному открытию – выученной беспомощности.

Помоги себе сам (или нет)

В 1964 году Селигман и его коллега изучали фундаментальные причины психических заболеваний. Их открытие, однако, произошло случайно в ходе многочисленных экспериментов по модели Павлова. Наблюдая за реакцией подопытных собак на внешние раздражители, Селигман заметил, что животные как будто смирились со своим бедственным положением. Их били током и не давали еду но в ответ они просто лежали и скулили, не предпринимая никаких действий (при этом обладая возможностью положить мучениям конец).

Приступив к работе Селигман и Майер помещали животных в специальный бокс, разделенный двумя невысокими перегородками. Они полагали, что собаки испугаются электрических разрядов и перепрыгнут через перегородку, попав в безопасный отсек. Однако животные этого не делали. В тот самый момент Селигман впервые предположил, что подопытные привыкли к раздражителям (вне зависимости от того, выполняли они команды или нет).

Выученная беспомощность — это состояние, когда неудачные попытки повлиять на ситуацию в прошлом приводят к бездействию в будущем

Стоит ли говорить как сильно это открытие удивило ученых – до них никто не изучал причины беспомощного поведения и не знал откуда оно берется. По этой причине следующие десять лет Селигман посвятил изучению беспомощности – явлению напоминающим вредную привычку.

Вредная привычка

Сегодня исследователи в области социальных много знают о выученной беспомощности, которая свойственна и нам с вами. Оказавшись в сложной жизненной ситуации, нам сложно найти из нее выход, даже если он находится перед глазами. Как показали последующие эксперименты, люди с выученной беспомощностью часто жалуются, чувствуют себя подавленными и неспособными ничего изменить.

Так как в экспериментах с людьми удары током заменили на громкий звук, те, кто не мог его контролировать не пытались этого сделать. Причем даже в последующих испытаниях. Это открытие привело к новому пониманию психологической травмы – люди, которые постоянно подвергаются жестокому обращению и другим неприятным ситуациям, учатся беспомощности. Но лишь в том случае, когда их действия не позволяют изменить ситуацию.

Выученная беспомощность: почему совет «возьмите свою жизнь в свои руки» не работает.

Они как бы усваивают, что если в травмирующей ситуации ничего не сработало, то так и будет дальше. В этот момент травма начинает разрушать два других критически важных аспекта психического благополучия — самоэффективность и внутренний локус контроля.

Самоэффективность — это уровень уверенности в том, что вы можете справиться с трудностями и освоить новые навыки. Внутренний локус контроля — это склонность воспринимать обстоятельства, которые находятся непосредственно под вашим контролем. Когда эти две черты становятся привычкой, вы чувствуете себя уверенно даже когда дела идут совсем плохо.

Выученное поведение — поведение, возникшее в результате научения.

Однако, когда выученная беспомощность берет верх, вы уже не так уверены в своей способности справиться с трудностями. Вы просто не верите что все ваши действия не имеют значение, из-за чего выход из неблагоприятной ситуации кажется невозможным и беспомощность быстро превращается в привычку.

Симптомы выученной беспомощности

Каждый из нас знает как сложно бывает справиться с невзгодами, особенно когда вы не контролируете ситуацию. Проблема заключается в том, что выученная беспомощность имеет более глубокие корни. Например, низкую самооценку, разочарование, пассивность, отсутствие усилий и нежелание бороться с трудностями, преодолевая их.

При выученной беспомощности люди плохо относятся к себе и сомневаются в своей способности выполнить даже самую простую и маленькую задачу. Потеря контроля над ситуацией сбивает с толку, а пессимизм и неуверенность в собственных силах отбивает всякое желание делать хоть что-то.

Люди с таким мировоззрением не прилагают особых усилий, чтобы избежать трудностей или повысить свои шансы на успех.

Выученная беспомощность — личностная беспомощность, имеющая стабильный и не ситуативный, а общий характер. Чаще возникает у детей и подростков

Более того, выученная беспомощность приводит к промедлению и уклонению от принятия решений. Люди в таком состоянии нередко пытаются что-то предпринять, однако быстро сдаются, а все последующие трудности кажутся им невыносимыми.

Выученная беспомощность – это болезнь?

Исследователи отмечают, что выученная беспомощность не является психическим заболеванием, а потому призывают рассматривать ее как расстройство мышления по принципу «все или ничего» или в качестве когнитивного искажения – проблемной модели мышления, которая приводит к неадекватному поведению.

Выученная беспомощность также обладает способностью усугублять уже имеющиеся проблемы с психическим здоровьем. Как правило это связано с тревогой, депрессией, фобиями и одиночеством. Такая беспомощность сопровождается низкой мотивацией, отсутствием контроля над собственной жизнью и низкой самооценкой.

Часто депрессия идет рука об руку с выученной беспомощностью

То, как мы интерпретируем и объясняем происходящее с нами и поведение других, объясняет пессимизм и снижает способность активно реагировать на негативные события, – сообщают исследователи.

Специалисты также указывают на связь выученной беспомощности и депрессивных расстройств. Когда человек, потерпевший неудачу, является пессимистом, то с большой вероятностью впадает в депрессию. При этом у оптимистов и психически здоровых людей неудачи вызывают лишь кратковременную деморализацию.

Как победить выученную беспомощность?

К счастью, проведенные ранее исследования показали, что от выученной беспомощности можно избавиться. В случаях, когда беспомощность связана с неспособностью контролировать исход будущих событий, необходимо сконцентрироваться на том, что находится в вашей зоне отвественности и контроля. Также не стоит забывать о том, что разные люди по-разному реагируют на ситуации, способствующие выученной беспомощности.

Разница между теми, у кого выученная беспомощность быстро проходит и теми, кто страдает от симптомов в течение двух недель или более, обычно невелика: представители последней группы чаще являются пессимистами. Это означает, что выученная беспомощность превратилась в привычку, а потому необходимо менять отношение к собственным успехам и неудачам.

Зачастую состояние выученной беспомощности заставляет человека чувствовать бессилие и неспособность принимать решения.

Так как жизнь часто состоит из одних и тех же привычек, нам может потребоваться сила воли, чтобы изменить ситуацию. По этой причине многие выбирают путь наименьшего сопротивления, в то время как исследователи советуют изменить круг общения.

На самом деле ежедневное внесение даже самых незначительных изменений в вашу жизнь может оказаться полезным. И если подобных действий будет становиться все больше, их регулярное выполнение придаст ощущение что победы и движения вперед. Также необходимо заботиться о себе, радоваться достижениям и признавать их. Эксперты в области психического здоровья напоминают, что борьба с беспомощностью может стать вашей новой и полезной привычкой.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +8

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.