Субмарины с пушками. История самого нелепого проекта британского флота.
Если ты сейчас подумал, что никогда в жизни не слышал про подлодки с пушками, не огорчайся, их сделали всего три штуки, и повоевать они не успели. Но сама история удивительная от начала до конца.
Главным идеологом проекта был британский адмирал сэр Джон Арбетнот Фишер. В 1915 году на заседании Комитета по развитию подводного флота он заявил примерно следующее: «Господа, нам решительно необходимы субмарины с мощным орудием. Вы представляете себе, что случится, если к началу следующей войны у противника они будут, а у нас — нет?»
Надо полагать, что харизма у сэра Джона была несокрушимой, потому что вопроса «Ну и что тогда?» задать никто не посмел. Тем более что до того любовь адмирала Фишера к техническому прогрессу полностью оправдывалась. Это он настоял на переходе британского флота на жидкое топливо, это благодаря ему японский флот получил от Великобритании новшества, давшие ему перевес в Русско-японской войне.
Подводные лодки с мощными пушками решили называть подводными мониторами и выделили их в отдельный класс подводных судов, обозначенный литерой М. Мониторы во флотской терминологии — это суда с небольшой осадкой и крутым артиллерийским вооружением. Они могут действовать в прибрежной зоне или даже на реках. Проект «М», конечно, для мелководья предназначен не был, да и орудие планировали ставить только одно. Зато какое — BL Mk.IX калибром 305 мм! Концепция применения выглядела красиво: всплыли, бабахнули и снова ушли в глубину. Орудие было готово к ведению огня через 40 секунд после всплытия, а уже через 50 секунд после выстрела лодка могла начинать погружение. Помимо прочего, канониры должны были успеть закрыть ствол водонепроницаемой пробкой.
Один снаряд имел массу в 389,5 кг, причем если к орудию его доставляли с помощью механизмов, то заряжание осуществляли вручную. Всего лодка могла принять на борт 40 таких снарядов, торпед же у нее при этом было всего 8. Дальность стрельбы составляла 19150 м, а вот скорострельность оставляла желать лучшего: на подготовку к выстрелу уходило 75 секунд. Казенная (задняя) орудия была помещена в размещенный перед рубкой кожух, а ствол торчал из него наружу. Из-за этого у британских моряков за лодками проекта «М» закрепилось прозвище «Баранья нога». Кстати, у рядовых подводников проект особого энтузиазма не вызвал, но об этом чуть позже.
Кроме главного калибра подводные мониторы имели зенитную пушку калибра 76 мм, разработанную специально для субмарин, к которой прилагался боезапас в 75 снарядов. Зенитка перед погружением убиралась в герметичный чехол.
Использование подлодок типа «М» британское командование представляло себе примерно так: в тех случаях, когда торпедная атака невозможна или не удалась из-за совершенного подлым противником маневра, субмарина может всплыть и с расстояния в милю произвести выстрел из орудия. То есть предполагалось, что цель будет поражена с одного выстрела, что на практике несколько проблематично. Кроме того, один снаряд вряд ли мог вывести военный корабль из строя, а вести с ним дуэль было бы убийственным для подлодки занятием. Эффективный обстрел городов противника с моря тоже требует большей огневой мощи. Похоже, единственное, на что годилась субмарина с одним мощным орудием — это отважная охота на торговые суда, не имевшие сопровождения. Но с ними подлодки неплохо справлялись и с помощью торпед.
Тем не менее три подводных монитора все же было созданы. Сделали их на базе паротурбинных лодок серии «К», которые уже начали было строить, но передумали. Эти субмарины очень не любили рядовые британские подводники, расшифровывая литеру «К» как «Катастрофа». Однако ее проблем, берущих начало во многом именно в силовой установке, дизельная серия «М» не унаследовала.
В целом это были суда с неплохими для своего времени характеристиками. В надводном положении их приводили в движение два дизеля мощностью по 1200 лошадиных сил, а под водой они шли на двух электромоторах мощностью по 800 лошадиных сил, питавшихся от свинцовой батареи. И, кстати, запас хода под водой, на электромоторах, составлял 150 км (напомним, что речь о конструкции, разработанной в 1915–1916 годах). Глубина погружения — 60 м.
При длине в 90,2 м (лодки М1 и М2) и 92,1 м (М3) лодки имели ширину 7,53 м, развивали скорость под водой до 10 узлов (18,5 км/ч) и до 16 узлов (29,6 км/ч) в надводном положении. Благодаря расположенному перед рубкой орудию вахтенных не захлестывало волной; вдобавок помещения внутри лодки считались относительно просторными, так что служить на подводных мониторах было неплохо. К слову, экипаж составлял 65 человек: 6 офицеров и 59 старшин и матросов.
Первый подводный монитор, М1, приняли на вооружение в 1918-м. Первая мировая уже заканчивалась, повоевать лодки не успели, но их история на этом не заканчивается. В 1925 году во время учений британцы потеряли М1. Лодка ушла на погружение и не всплыла. Ее искали до тех пор, пока капитан гражданского шведского судна не сообщил, что столкнулся с неким объектом при сходе с волны. Субмарина при этом получила тяжелые повреждения и затонула. Найти ее не удалось, экипаж погиб в полном составе.
Второй монитор серии, М2, в том же 1925 году переоборудовали в… подводный авианосец. Вместо пушки на него поставили катапульту и герметичный ангар. Ангар вмещал самолет-разведчик «Парнелл Пето» — биплан снаряженной массой 855 кг с легкосъемными цельными крыльями. На то, чтобы всплыть, поставить крылья, запустить гидроплан с катапульты и снова уйти под воду, у лодки уходило 5 минут. Когда же самолет приводнялся, его возвращали на борт с помощью размещенного за ангаром подъемного крана. Еще одна красивая, достойная мультфильма с стиле дизель-панк концепция, оказавшаяся невостребованной…
Ну а судьба подводной лодки М2 тоже оказалась трагической. Во время учебного выхода в 1932 году она затонула вместе с экипажем. Что-то произошло при подготовке самолета к запуску: то ли большая волна захлестнула ангар, а экипаж не смог задраить люк под напором воды от следующих волн, то ли вентиляция кормовых цистерн оказалась открыта. В итоге подводное судно пошло ко дну кормой вперед и погибло. Тела пилота и механика были впоследствии обнаружены в ангаре, рядом с самолетом.
Лишь третья лодка серии «М» закончила свой путь мирно. В 1927 году ее переделали в минный заградитель, но оказалось, что это не самое удачное решение. В итоге в 1932-м лодку сдали на слом.
Вот такая история. Только немного обидно, что адмирал сэр Джон Арбетнот Фишер так и не узнал ее продолжения: этот славный джентльмен скончался в 1920 году, ловко избегнув всяческой критики.
0 комментариев