Об абстрактной живописи и образе медведя



Многие люди приемлют исключительно реалистическую живопись. А по поводу абстрактной и прочих импрессионизмов впадают в ярость. Я по-простому попытаюсь таким, что к чему и откуда.

Вот вам прекрасная картина: сверху небо, снизу трава, посредине лес, а в нем медведи. Всё как в жизни. Реализм.

Делаем первый шаг. Тот же самый медведь, предельно реалистично прорисованный, лишился фона. Теперь он находится на бесконечной белой плоскости. Медведь ведь остался реалистичным? – Безусловно. Претензий возникать не должно.


Второй шаг. Голова того медведя на белом фоне. Да, уровень абстракции повысился от прежнего шага. Голова медведя не существует в реальном мире сама по себе. Можно ее получить, отпилив от мертвого медведя (не пытайтесь сделать такое с живым медведем!)
Однако, на картине голова от мертвого медведя выглядит так, будто бы медведь еще жив. Реализм несколько под вопросом, хотя весь мех прорисован превосходно.

Пропустим еще пару шагов. На картине фрагмент радужной оболочки глаза медведя. Эммм… Это полосы и пятна цвета. Но утрачен ли реализм? Художник все так же изображал медведя. Его часть. Ту, которая его заинтересовала.

А разве первоначальный художник показал нам ВСЮ картину мира целиком? Нет. Там рамки, а за ними была речка справа, мельница слева, лесник позади. Он нас обманул?

The Medium is the Message.

А помните, мы когда-то в неолите рисовали на стенах наших пещер быков и охотников? Так тогда мир для нас разделялся на существенные единицы мироздания так. Потом мы рисовали плоские ленты из больших фараонов и мелких их подданных. Мы искали сборку. Мы пытались из элементов, которые мы осознавали всё лучше, собрать полноценную Картину мира. Получалось всё лучше и лучше.

Наконец, мы освоили плавку металла, порох, двойную запись в бухгалтерии, схоластику и перешли к познанию новой картины мира. К сборке, полной и окончательной.

В изобразительном искусстве это выразилось так. В комнате несколько людей, которые заняты некоторыми делами и взаимодействуют. Комната наполнена разнообразными предметами. В комнате есть окно, через которое видна улица, где тоже есть люди, предметы и действия. Сквозной сюжет с обертонами внешнего (но связного) к сюжету мира. И апофеозом (и приговором) в комнате висит зеркало, в котором отражается вся комната. А ударом гильотины – сам художник.

Это уже не реализм, а издевательство над ним. Вы ведь не можете увидеть эту сцену в реальности так, чтобы в ней с плана зрителя в зеркале вы бы видели художника, а не самого себя. Картина стала абстрактной. И она стала отражать взгляд самого художника, а не ваш, не реальность, которая существует только с вашей зрения.

Понятно, что такую, окончательно и предельно собранную картину мира следовало теперь только разбирать?

Картина мира была прекрасной и полной. Только она перестала устраивать всех. Чугун, порох и прицельные приспособления позволяли послать ядро в намеченную точку пространства. Но этого стало мало. Надо было разобрать порох на молекулы, чтобы создать порох получше. Надо было различить аустенит с цементитом, чтобы они выдержали новый пироксилин. Надо было разобрать арифметику и вещественные числа на матан и несуществующее.

Поэтому и фрагмент радужки глаза медведя.

Наша картина мира была вновь разобрана на составляющие. Не на тех быков и охотников, а на более мелкие части. Чтобы собрать из нее новую.

Иногда говорят, что реализм в живописи убила фотография. Не думаю. Моне показал то, что люди видят глазами. Не то, что есть на самом деле. В глазах картинка размыта, глаза видят не только лишь всё, цветопередача зависит от настроения.

А потом пришли те, кто показал то, что люди видят не глазами. То, что они представляют у себя в голове. Вам случалось увидеть медведя в облаке? – Там же нет медведя, там облако причудливой формы, не более. Образ медведя у вас в голове. Хотя бы очертания. Эти очертания могут быть нарисованы. Реальность ли это или галимый сюр? – Мммм… У вас в голове происходит реальное или нет?

А еще подумайте, как у вас в голове возникает мысль про медведя. Какую форму она имеет? Нет, когда вы абрис облака сопоставили с библиотечным профилем медведя, это не то. Вот вы просто подумали про медведя. Наблюдая нечто. Думая о чем-то. Засыпая. Какая форма у идеи медведя была? Четыре красных полосы и два зеленых квадрата?

Абстракция – это конструирование новой картины мира. Путем разборки старой до мельчайших элементов, изучения этих элементов, попыток сложить из них новое. У технарей принципиальная схема радиоприемника на внешний вид радиоприемника не похожа вот вообще. Но им удобно и полезно. Малевичи эдакие.

А мы не только живопись разобрали вместе с нашей картиной мира. Еще тексты. Еще мифы. Еще людей. Услышьте послание, вы его видите в источниках.
  • avatar
  • .
  • +4

Больше в разделе

3 комментария

avatar
Пошла вода в хату.
  • 1GR
  • 0
avatar
а то!
avatar
Где медведь то?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.