Дубайский авиасалон: Стало понятно, в чем главное преимущество Су-75 Checkmate перед F-35

17-я международная аэрокосмическая выставка в ОАЭ «Dubai Airshow 2021», по сути, означает начало постковидного мира, несмотря на то, что многие страны, в том числе и Россия, по-прежнему находятся в зоне риска. Западные СМИ пишут, что промышленность сильно пострадала в пандемию, но большая авиационная тусовка явно идет на пользу ведущим игрокам.

Как и два года назад, на «Dubai Airshow 2019», первые две скрипки играют компании Boeing и Airbus. Их представители заявили, что уже обсуждают последние детали многомиллиардных сделок со странами Персидского залива. Американцы привезли в Дубай пассажирский самолет Boeing 777Х, рассчитывая услышать ото всех восхищенное «вау». Но крупнейший авиаперевозчик Ближнего Востока, дубайская компания Emirates, которая уже заказала 126 этих лайнеров, выразила разочарование, с плохо скрываемым раздражением, из-за задержки поставок, которые, если не возникнет проблем с сертификацией, состоятся не ранее конца 2023 года.

 

Судя по всему, Boeing 777Х не впечатлил публику на «Dubai Airshow 2021». По большому счету, ничего прорывного американцы не привезли, если не считать микроулучшений, которые пиарщики пытаются выдать за супер-пупер. Видно, что мировые авиакомпании давно уже не рассчитывают на сильный прогресс, который мог бы принципиально удешевить перевозки.

Такая же картина, похоже, наблюдается и с нашим МС-21 с двигателем ПД-14. «Ну, сделали. Молодцы. Ну, и что». Зарубежные заказчики придерживаются правила «от добра добра не ищут». Самолету «Иркут» предстоит еще доказать свое право на сделки с иностранными компаниями безупречной службой внутри России.

Однако, как пишет Associated Press, первый день авиасалона в воскресенье привлек большое внимание к военной технике из таких стран, как РФ и Израиль. Толпы наблюдались возле еврейских беспилотников, представленных компанией Israel Aerospace Industries. Но самой настоящей звездой на «Dubai Airshow 2021» стал «истребитель Checkmate, который был показан журналистам и экспертам в специально построенном ангаре с дисплеем лазерных лучей, отражающихся от зеркального потолка».

Издание AP особо отмечает, что Су-75 с базовой ценой в $35 млн является конкурентом американскому F-35 Lightning II, который почти в три раза дороже и который ОАЭ хотят приобрести любой ценой, в том числе за счет такой тяжелой имиджевой потери в исламском мире, как признание Израиля. Теперь шейхи хвалят Checkmate, но так, чтобы это якобы заметили ревнивые американцы.

Однако западные эксперты сильно сомневаются, что подконтрольные США государства Персидского залива купят Су-75, хотя арабы в последнее время все чаще позволяют себе маленькие праздники неповиновения. Как результат, в последние годы продажи российского оборудования в страны Персидского залива возросли. «ОАЭ нравится идея развития связей с российской оборонной промышленностью, но в основном это способ послать сигнал США», — считает Жан-Лу Самаан, старший научный сотрудник Института Ближнего Востока Национального университета Сингапура, которого цитирует Associated Press.

То, что арабы толпятся у русского истребителя, который, по планам Москвы, должен взлететь в 2023 году и поступить в продажу в 2026 году, означает также еще один важный сигнал Вашингтону. Дубай заключил с Пекином ряд соглашений по технологиям Huawei 5G, что стало красной тряпкой для американцев, причем настолько нежелательной, что США притормозили сделку на поставку ОАЭ 50 истребителей F-35.

Нетрудно понять шейхов из Дубая: они перед единоверцами «вымазались в дерьме», признав Израиль только потому, что янки обещали поставки своего легкого истребителя-невидимки. Но американцы неожиданно поставили еще одно условие, которое может рассорить страны Персидского залива с Китаем. Так что у Су-75 появляются неплохие предпосылки для коммерческого успеха, конечно, если Checkmate окажется реальным соперником Lightning II.

Американские эксперты, однако, считают, что Су-75 не тот истребитель, «за который себя выдает». Новинка российского военного авиапрома подается как легкий тактический самолет, но на «Dubai Airshow 2021» янки увидели истребитель среднего класса. Еще неясно — преимущество ли это, или недостаток по сравнению с американским конкурентом. Дескать, по размерам Checkmate (длина 17,3 м, размах крыльев — 11,9 м) ближе к Су-57 по кодификации НАТО Felon, что переводится, как «Преступник» (длина 19,4 м, размах крыла -14 м), чем к F-35 (длина 15,57 м, размах крыльев — 10,67 м).

С одной стороны, более крупный самолет может позволить себе нести больше оборудования и боеприпасов, с другой — его малозаметность ухудшается. Сейчас невозможно давать какие-либо оценки, насколько Су-75 сбалансирован по соотношению мощь/невидимость. Когда взлетит, тогда можно будет сделать вывод. Тем не менее, 3D вектор тяги является серьезным преимущество Checkmate перед F-35, поскольку маневренность по-прежнему ценится заказчиками.

Американский широко цитируемый эксперт Тайлер Роговей видит в Су-75 переделку Су-57 с сохранением всех уже отработанных схем и технологий, что, безусловно, дает фору новинке «Сухого». Такое впечатление, что Checkmate — это очень серьезная работа над ошибками после Felon, которая включает в себя подбородковый воздухозаборник и V-образное оперение. Тем не менее, эти переделки, при имеющемся у конструкторов опыте, не займут много времени, что делает вполне реальным первый полет уже в 2023 году.

Если посмотреть на американский опыт малозаметных самолетов, то первое, что бросается в глаза, — это постепенное исчезновение термина «5-го поколения» из лексикона заокеанского экспертного сообщества. Второе, похоже, заключается в том, что Су-57 уготована судьба F-22. Наверное, 70 машин, как и было заявлено, изготовят, а потом упор сделают на Су-75, который, при удачном старте, станет базовой машиной тактической авиации ВВС РФ с относительно малой дальностью до 2200 км. Конечно, можно на Checkmate подвесить баки, но для малозаметного самолета — это не есть хорошо.

Добавим также, что Россия — это не США, хоть и Штаты далеко не маленькое государство. Размеры нашей Родины и главное непосредственная близость союзников НАТО предполагает, что защищать воздушные границы должны будут истребители с дальностью полета до 4 тыс. км. Поэтому не исключено, что старый добрый «фланкер» модификации Су-35 переживет и Су-57, и Су-75, гоняя натовские самолеты вплоть до середины ХХI века.

Тот же Тайлер Роговей убежден, что Checkmate являет собой в первую очередь коммерческий проект, рассчитанный на ухудшение имиджа Соединенных Штатов как страны гегемона. Мол, пока США будут толкаться с КНР с криками «я сейчас как врежу», русские попытаются продавать свои машины странам, оказавшимся между двух огней, таким как Турция и Индия сегодня.

Источник

  • avatar
  • .
  • +31

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.