Чем были полезны старые советские парты

В советское время во всех школах в начальных классах вместо обычных столов и стульев классы были оснащены специальными учебными местами: партами Короткова и Эрисмана. К сожалению, не так давно школы от них отказались, потому что по современным нормам СанПина учебная мебель должна лишь соответствовать росту ребенка.

Остальные параметры теперь не учитываются.

Современные парты имеют существенный недостаток. Никто даже не задумывается о том, что горизонтальное положение столешницы вынуждает ребенка перегибаться во время чтения или письма. Потому что удобнее всего воспринимать зрительную информацию под прямым углом.

Обратите внимание, как прямо сидит ученица. Это благодаря спинке, расположенной под прямым углом к посадочной части. Еще осанку помогает контролировать оптимальное удаление скамьи от края столешницы. А благодаря правильному уклону девочке не приходится тянуться вперед, чтобы читать.

Открытка «После уроков», художник Д. Пускин, 1955 год.

Часть столешницы у конструкции Эрисмана была горизонтальной: специально под ручки, карандаши и необходимые на уроке принадлежности. На этом фото изображена модель, в которой предусмотрена ниша под чернильницу. В конструкции Короткова ее уже не было.

Отличие задумки Короткова от конструкции Эрисмана еще и в том, что она предусматривала парную посадку. А причина заключалась в бедности сельских школ, поэтому нормальной практикой было делить один учебник на двоих. Вот тут мы с вами обсуждали Почему в США ученики сидят по одному за партой, а в российских – по двое

Обратите внимание, что на них нет ничего лишнего. А все потому, что часть столешницы, которая располагалась под локтями, открывалась как крышка сундука, на петлях. Под ней была просторная ниша.

Таким образом, на рабочих местах находилось только то, что необходимо на уроке. Портфели же убирались вниз, на специальную полку с бортиком, расположенную перед коленями. Всего этого очень не хватает современным школьным столам. Вместо ниш и полок по бокам прямо к ножкам прикручены крючки, чтобы дети вешали на них свои ранцы. Но неудобство в том, что они мешают детям свободно перемещаться по проходам.

Вот она, классическая парта Короткова. Конструкция Эрисмана грамотно доработана и вместе с этим заметно упрощена. Это было сделано для снижения стоимости производства и простоты изготовления.

Резные и фигурные детали заменены на простые прямоугольные, которые можно было изготовить даже с помощью ручного инструмента. Так школьная парта стала доступной даже в самых бедных сельских школах.

Для большинства школ их стали делать из хвойных пород дерева, что также удешевляет производство. Но обратите внимание на толщину древесины. Такую невозможно сломать, даже прыгая на ней. А массивная скамья выдержит вес любого человека.

При проектировании сохранены все важнейшие анатомические параметры, влияющие на здоровье ученика: расстояние скамьи от парты, угол наклона ее поверхности, глубина посадки, высота столешницы относительно скамьи и многое другое.

С медицинской точки зрения это лучшая конструкция школьной парты. Учтены даже такие элементы, как перекладина для размещения ног и вырез в боковой стенке для того, чтобы при посадке ребенок не бился коленями об стол. Сидеть за ним можно было только прямо, ссутулиться было невозможно: ровная спинка не давала позвоночнику «уехать» назад.

  • avatar
  • .

6 комментариев

avatar
на них свои ранцы. Но неудобство в том, что они мешают детям свободно перемещаться по проходам
Портфели сейчас такие толстые, что висящие с двух сторон они могут полностью перекрыть проход между рядами.

Обратите внимание, на последнем фото 3 ряда по 7 парт, это потенциально 40+ детей в классе. Никогда не видел класс, где было бы более 5 парт в ряду, и в принципе класса с более чем 30ю детьми по списку. Работаю в трёх школах в данный момент, в прошлом работал ещё в трёх.
avatar
На своей памяти (69-й — 78-й), точно помню — 42-45 было, и не единичный класс, ещё по школам-районам зависело, и поток-поколение, где-то пусто, где-то густо бывало…
В моём «призыве» ещё и «Д» был (пять классов в потоке), что редкость даже тогда, после восьмого, когда народ разбрёлся по фазанкам-технарям, классы чуть поредели, один расформировали, общее кол-во до 4-х снизилось, но ученики/класс опять повысилось ещё более за счёт этого…
avatar
Я и сам учился с 3 по 7 в «Г» классе, но 10-11 уже только два. Это конец 90х. И всё равно не помню, чтобы нас было больше 30.
avatar
ну твоё поколение уже было разгружено кол-вом новых школ: со второй половины 70-х прибавились, навскидку — нынешняя 1-я, 14-я, 24-я, 29-я и 30-я, даже за минусом некоторых старых, новых было больше…
avatar
когда я учился в 7 классе, нас по списку было 45.
В те дни когда приходили все (а такое бывало всего несколько раз за учебный год) некоторым приходилось ютиться втроём, или за учительским столом. Оба варианта были довольно удобны ;-)
avatar
некоторым приходилось ютиться втроём
точно, вспомнил — у нас тоже такое иногда выпадало…
Оба варианта были довольно удобны ;-)
я другой вариант ещё запомнил в старших классах: перед учительским столом на подиуме, и молодая (только-только с ВУЗа), стройная, симпатичная училка…
правда в восьмом геометрию чуть не завалил на экзамене из-за этого: приходилось нырять под парту за шпаргалками, и очень тяжело было сосредоточиться… )))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.