Как Джордж Пульман перевозил мертвого президента США в спальном вагоне и расправлялся над бесправными рабочими
Это имя, ставшее еще при жизни своего обладателя нарицательным, ассоциировалось не только с роскошью и комфортом, не только с путешествием по железной дороге, но и с кровавой расправой капитала над бесправным рабочим: когда-то те, чьими руками создавалась эта роскошь, не могли позволить себе лишней буханки хлеба. Джордж Пульман справедливо считал, что хорошие условия работы и лояльность персонала будут приносить ему прибыль, но однажды эта схема дала сбой.
Многообещающий стартап и похороны Линкольна
Джордж Мортимер Пульман (строго говоря, Пуллман, но так уж сложилось, что его знаменитая продукция, вагоны, получили в русском языке название «пульмановских») родился 3 марта 1831 года в городе Броктон штата Нью-Йорк. Отец был плотником, он сумел изобрести и запатентовать устройство, приподнимающее здания. Пульман-младший поначалу помогал отцу в его работе, участвовал в работе по прокладке канализационной системы в Чикаго; потом заинтересовался железной дорогой и решил заняться производством спальных вагонов.
Первый пульмановский вагон.
То была эра быстрого развития железных дорог – как в Америке, так и в Европе. Само по себе перемещение по рельсам в огромной машине, движущейся с немыслимой для тех времен скорости, казалось достаточным чудом для простых смертных. О комфорте они до поры до времени и не мечтали – а в случае долгих поездок на жесткие скамьи просто бросали набитые соломой тюфяки – вот и получался «спальный» вагон.
Пульман придумал преобразовывать два сидячих места в одно спальное, а над ним откидывать специальную полку со вторым. Качественная отделка, дорогие материалы, система кондиционирования воздуха – такими предстали перед пассажирами новые пульмановские вагоны.
Спальные вагоны Пульмана
Идея, по задумке предпринимателя, должна была понравиться многочисленным американским коммивояжерам, путешествовавшим из штата в штат с намерением заключать сделки и продавать. Так и вышло – вагоны оказались востребованы. Но Пульман на этом не остановился, создавая уже не просто спальные вагоны, а поезда повышенного комфорта. Национальную трагедию – убийство президента Линкольна – он сумел превратить в беспрецедентную рекламную акцию: тело американского лидера, а также семья президента отправились из Вашингтона к месту похорон в пульмановских вагонах.
Роскошные поезда, изысканная кухня
Сам Линкольн несколькими месяцами ранее заказал Пульману вагоны для президентского поезда, и 21 апреля траурный состав отправился в путь из американской столицы в Спрингфилд, Иллинойс. Всего было преодолено 2662 километров по семи штатам. Поезд двигался со скоростью не более 20 миль в час, совершал остановки в городах, и тысячи людей, выходивших к составу, чтобы поклониться президенту, получили возможность оценить и пульмановское творение.
Похоронный поезд Авраама Линкольна.
Дела шли в гору – спальные вагоны Пульмана пользовались спросом и у железнодорожных компаний, и у пассажиров. А в 1867 году появился первый «отель на колесах» — поезд «Президент», который включал не только спальные вагоны, но и вагон-ресторан с собственной кухней. Готовили не абы как – качество еды выдерживало сравнение с лучшими ресторанами. А в следующем году был запущен «Дельмонико», вагон с изысканной кухней, получивший свое имя по названию знаменитого нью-йоркского ресторана, с меню от шеф-повара.
Пульман предлагал среднему классу первоклассное обслуживание. Во время поездки пассажирам оказывалось множество разнообразных услуг – и починка одежды и обуви, и помощь с багажом, и прочее. В поездах работали чернокожие, бывшие рабы, для которых получить должность в компании Пульмана было большой удачей: платили хорошо, работа считалась престижной, и сам владелец бизнеса слыл одним из лучших американских работодателей.
Интерьеры пульмановских вагонов
Он купил большой земельный участок, 16 квадратных километров, к югу от Чикаго – чтобы построить там завод, а вокруг него – город для рабочих и их семей. Кроме жилых домов, в городке, получившем название Пульман, был устроен водопровод, канализация и газовое отопление, разбиты парки, построены магазины, церковь, административное здание и отель «Флоренс», где в люксовых номерах жил сам Пульман с семьей.
Он вел себя, правда, как землевладелец Средневековья: полностью контролировал жизнь рабочих, запрещал собрания и газеты, а еще алкоголь – везде, кроме своего отеля. До некоторого времени это принималось спокойно – пока не наступил 1894 год, когда Пульман вынудил рабочих кормить семью на 14 центов в месяц.
Забастовка
После депрессии финансового кризиса 1893 года спрос на вагоны упал, и Пульман принял ряд мер: увеличил продолжительность рабочего дня, провел сокращение, оставив при этом арендную плату за дома неизменной. Получилось так, что рабочие, кому было начислено жалованье в 9 долларов 7 центов за две недели, получали на руки только 7 центов: остальное шло в уплату аренды. При этом средняя семья растила не одного ребенка, и максимальное количество детей могло превышать и десять.
На протяжении двух месяцев рабочие Пульмана отстаивали свои права
12 мая началась забастовка, Пульман отказался вести переговоры с рабочими и вместе с семьей покинул город. Волнения продолжались два месяца, для подавления выступлений рабочих была привлечена армия США, в итоге 34 человека были убиты, многие – ранены. Последующее расследование инцидента судом установило вину Пульмана в произошедшем, и городок перешел из собственности Пульмана в состав города Чикаго, продолжая и сейчас оставаться его районом.
Джордж Пульман умер в 1897 году от сердечного приступа. Компания по производству вагонов класса «люкс» продолжила существование, а по завещанию магната были выделены средства на создание школы для детей сотрудников и Фонда Джорджа Пульмана.
0 комментариев