История с репарациями
Однажды, после поражения Югославии в войне с НАТО в 1999 году, свержения затем Слободана Милошевича и распада остатков государства (отделились и Черногория, и Косово) — Босния с Хорватией принялись обсуждать миллиардные репарации, которые (как они считали) им должны сербы за две войны в 1991-1995 гг.
И тут внезапно выяснилось, что не всё так уж и просто. События на востоке Хорватии унесли жизни 20 000 человек. Хорватия потребовал в суде ООН объявить эти события геноцидом. Сербия тоже назвала изгнание сербов с приграничных территорий геноцидом и этническими чистками. По итогу, суд ООН закрыл дело, заявив, что обе стороны совершали военные преступления, но не одна из них не предоставила доказательств геноцида.
Босния тоже обдумывала запрос финансовых компенсаций с Сербии. И тут же оказалось, что всё очень запутано. Раньше Западу было легко – он, не разбираясь в ситуации, привычно назначал виновного, этот виновный (сербы, конечно) стоял весь в кровище и с клыками, покрытый чешуёй ящера, и всё с ним было сразу понятно. Демократические СМИ хренососили его в хвост и в гриву. Но вдруг оказалось – и хорватские, и боснийские формирования совершали точно такие же вещи, как и сербы – и даже хуже. Они расстреливали пленных, убивали мирных жителей, изгоняли мирное население целыми городами. И при таком раскладе, очень-очень сложно требовать какие-то репарации и возмещение ущерба.
Одно дело, если ты ангел Господень, целовал мирных жителей и кормил пленных плескавицей, а совсем другое – если ты убийца, только с нашивкой с флагом другого цвета. Поэтому довольно скоро подобные требования заглохли. Стало ясно – никаких результатов не будет.
Косовские албанцы на данную тему вообще не заикались. Разумеется, им очень хотелось стрясти с сербов деньги за что угодно. Но они сами наворотили таких дел (включая продажу человеческих органов), что лучше помолчать.
Помимо этого, сама Сербия подняла вопрос о компенсациях со стран НАТО за бомбардировки весной-летом 1999-го. По самим скромным подсчётам, НАТО разворотило югославской инфраструктуры (включая гражданские объекты) на 100 миллиардов долларов. Официально, сербы назвали ущерб в 500 миллиардов долларов. И в случае появления исков от Хорватии и Боснии и Герцеговины собирались выдвинуть обвинения в международных судах.
Там доказательства налицо – и гибель 528 мирных жителей, и уничтоженные больницы, школы и памятники культуры. В результате НАТО быстренько съехало с темы, заявив, что всё во имя свободы, а лес рубят – щепки летят, но сие сербов не укротило.
Посему Хорватия и Босния (и даже немного Словения), очень долго рассуждавшие о том, как они возьмут себе изрядную толику из замороженных на Западе валютных и золотых запасов покойной Югославии, обрели в качестве репараций ноль без палочки. Да-да.
Только отдельные граждане, пострадавшие в конфликте бывших республик СФРЮ, обращаются в Европейский суд по правам человека, и даже выигрывают иски, но суммы получают не космические.
Мораль тут следующая – в Сербии нет нефти и алмазов, всё равно будет нечего взять. А требования репараций приведут к власти ультраправые партии. Да и у Хорватии и Боснии, честно говоря, рыльце тоже в пушку, они в белых перчатках не воевали. Так что соседи забили на компенсации, и тихо мечтают о них. Но вслух не высказываются.
Заново воевать желающих нет – и все уже осознали, насколько хрупок бывает мир.
А так, конечно, мечты и планы были грандиозные.
0 комментариев