Обычная американская ошибка

75 лет тому назад, 27 сентября 1944 года, в небе над над старинным университетским городком Гёттинген появилась 445-я бомбардировочная авиагруппа ВВС США.

Эта группа в составе 35 тяжелых бомбардировщиков В-24 «Либерейтор» с авиабазы Тибенхэм вообще-то участвовала в массированном налете на моторный завод фирмы «Хеншель» в Касселе. Однако по дороге к цели она попала в облачность и сбилась с курса. Промахнувшись на 50 километров, американцы, вместо Касселя, вышли к Гёттингену.

Поняв свою ошибку, они, тем не менее, разбомбили город вместе со знаменитым университетом, который еще в XIX веке считался «научной Меккой» Германии.

На обратном пути их атаковали поднятые по тревоге перехватчики из 3-й и 4-й эскадр Люфтваффе. Эти эскадры были, в основном, вооружены истребителями «Фокке-Вульф» FW-190А «Штурмбок» с усиленным вооружением и бронированием. Несмотря на огонь воздушных стрелков, они устроили американцам настоящий погром, сбив за считанные минуты 25 «Либерейторов».

Полному уничтожению группы помешали вызванные по радио истребители «Мустанг», сопровождавшие основные силы бомбардировщиков над Касселем. Услышав в наушниках отчаянные призывы о помощи, они оставили своих подопечных, на которых никто не нападал, и поспешили к Гёттингену. С их появлением картина схватки резко изменилась, так как тяжелые и неповоротливые «Штурмбоки», предназначенные для борьбы с бомбардировщиками, не могли драться на равных со скоростными «Мустангами», к тому же, у немцев заканчивались боеприпасы.

Во второй фазе боя «Фокке-Вульфы» подверглись такому же разгрому, какой они только что учинили «Либерейторам». Американцы сбили 29 немецких истребителей, потеряв при этом только один. Впрочем, вполне возможно, что часть побед, отнесенных на счет «Мустангов», на самом деле успели одержать стрелки сбитых бомбардировщиков.

Уцелевшей десятке «Либерейторов» предстояло пролететь до своего аэродрома более 600 километров, однако мало кому это удалось, поскольку все машины имели серьезные повреждения. Две из них рухнули на территории Бельгии, еще две — во Франции, два экипажа совершили аварийные посадки на истребительном аэродроме Манстон и только четыре «Либерейтора» добрались до Тибенхэма. После осмотра три из них пришлось списать, как не подлежащие ремонту. Таким образом, от авиагруппы остался всего один самолет.

Из экипажей сбитых бомбардировщиков 107 человек погибли, 121 выбросились с парашютами и попали в плен. Еще 11 летчиков, спустившихся на парашютах, были схвачены и убиты жителями Геттингена, мстившими за гибель своих родственников и за разрушение своих домов. Также погиб пилот сбитого «Мустанга» Леон Лэмб. Немцы потеряли в воздушном бою 18 пилотов «Фокке-Вульфов».

К сказанному можно добавить, что в дальнейшем Гёттинген еще шесть раз подвергался бомбардировкам, в ходе которых, помимо прочего, была уничтожена университетская библиотека, а также — геологический, зоологический и анатомический факультеты. Последними жертвами войны в этом городе стали три эксперта-взрывотехника, погибшие в 2010 году при попытке обезвредить найденную на территории университета неразорвавшуюся 2000-фунтовую бомбу.

PS. Речь идет про вот такие Фокке-Вульфы: FW-190A-8. Новая модификация предназначалась для борьбы с бомбардировщиками союзников и отличалась от предыдущей комплектацией.

На серии А-8/R6 значительно усилены бронирование и вооружение: помимо бронесидения, 5-мм броней закрыты боковые наружные стороны фюзеляжа самолёта на участках от козырька кабины до верхней корневой части крыла. Козырек в передней части кабины с бронестеклом толщиной 50 мм. Всего удалось собрать 1334 самолёта А-8.

 
Материал: vikond65.livejournal.com/968036.html
  • нет
  • avatar
  • .
  • +17

Больше в разделе

3 комментария

avatar
Ублюдки, и это я не про немцев
avatar
Оправдание фашизма? Т.е. питер «научную мекку» немцам бомбить можно было, а Гёттинген мекку нельзя?
avatar
Общее мнение понятно, сейчас американцы нифига не союзники, но на историю современное мнение не должно накладываться. Времена разные, к примеру сейчас чечня например друзья а чуть раньше не такие уж друзья… но это не значит, что мы раньше плохо себя вели))
Бомбардировщики обычно заправлялись чтоб долететь до цели скинуть бомбы и вернуться. Из-за какихто условий погодных или не важно, не получилось выйти к цели. С бомбами вернуться уже не получится. С появлением нацистов по указанию партии все научные центры занимались погдотовкой к войне, усовершенствованием способа ведения войны. Не вижу ничего негуманного в тот период опустошить свой запас по второстепенной задачи. Конечно бомбардировщики уязвимы против фокеров, но и фокеры тоже оказались уязвимы.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.