Сергей Гужвенко: "Кто-то не хочет терять доход?". Мнение о строительстве крематория в Магадане


В Магадане продолжается полемика вокруг плана по строительству первого в регионе крематория.
Очередной виток страстей закрутился в гражданском сообществе после того, как депутаты Магаданской городской Думы в целом одобрили перевод земельного участка в зону ритуального назначения. Об этом вчера написали городские СМИ, в том числе «Весьма».
Свое мнение по вопросу решил высказать магаданец Сергей Гужвенко. Ниже публикуем авторский текст.

Вопрос погребения всегда стоял перед человеком остро, прежде всего — как вопрос санитарии.
Непогребенное тело при разложении становится источником различных болезней, разносимых насекомыми, поэтому вопрос, куда деть останки умершего, эффективно решали еще неандертальцы, а позже — сменившие их сапиенсы.
Первые захоронения, обнаруженные археологами, датируются палеолитом, это 50-100 тысяч лет до нашей эры. Причем кроме погребения в земле обнаружены также следы сожжения покойных.
Позже в различных культурах можно встретить весьма разнообразные способы погребения (выберем этот термин, хотя он не всегда верен) — от захоронения в пирамидах и склепах до хранения мумий.
Например, в южной Америке умерших мумифицируют, хранят мумию в сидячем положении под жилищем и раз в год достают. Для нас дикость, для индейцев норма.
В Тибете существует обряд «небесного погребения», когда тело умершего оставляется на съедение птицам-стервятникам.
На Гавайских островах умерших «хоронят» в вулканических тоннелях. Не буду описывать подробности этого жуткого обряда, чтобы не расстраивать впечатлительных людей.
У морских народов, да и европейских моряков, было принято предавать тело морской пучине, только особенно ценных покойников помещали в бочку с ромом, чтобы похоронить на родной земле.
Примеров можно приводить массу и найти самые дикие способы погребения в самых дальних уголках планеты, населенных человеком. Но мы живем в России и попробуем разобраться в современных нам культурных и исторических реалиях.
Итак, сегодня, читая одну из городских групп в Ватсапе, увидел очередной спор по поводу строительства крематория.
Началось все с публикации Магаданской правды «Депутаты поддержали отведение земли под строительство крематория в Магадане».
После этого в группе образовался спор противников и сторонников, причем противники апеллируют к религии и своим религиозным убеждениям.
Попробуем разобраться в вопросе. Первое и ключевое: статья 14 Конституции РФ гласит: «1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
То есть, ни одна религия или религиозная организация не может влиять на государственную политику или диктовать свои условия госорганам.
Кроме того, нельзя не упомянуть статью 28 Конституции РФ, провозглашающую: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
То есть, никто не может запретить нашим согражданам исповедовать православие или другие ветви христианства, равно как ислам, даосизм, шаманизм или оставаться атеистом, равно как и навязать свое вероисповедание.
В-третьих, так как у нас государство светское, то жизнь этого государства регулируется светскими законами, и на территории РФ действует Федеральный Закон «О погребении и похоронном деле», статья 3 которого гласит: «Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.
Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации)».
Обращаем внимание на формулировку: «в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям».
Государство у нас многонациональное и многоконфессиональное, и на огромных территориях в силу объективных исторических факторов сформировались очень различные религиозные верования и традиции.
Не спорю, что в целом наше нынешнее мировоззрение сформировано под воздействием многовековой христианской традиции, так как наши предки приняли крещение более тысячи лет назад.
Но это не значит, что мы должны, тем более в современном мире, относится нетерпимо к людям с другими культурными традициями.
В нашей стране проживают люди различных вероисповеданий, и у буддистов, синтоистов, индуистов и язычников кремация умерших считается нормой погребения.
Я поинтересовался у знакомых представителей коренного населения Магаданской области и узнал, что местные народы тоже традиционно кремировали умерших сородичей.
Могу предположить, что связано это было с климатическими особенностями региона: выкопать зимой могилу — задача непростая, поэтому кремация умерших была избрана не от хорошей жизни, но считалась традиционной.
Например, в Гижиге есть специально отведенная для этого площадка. Раньше были подобные места на Гадле и в Эвенске, но их закрыли после жалоб некоторых граждан.
И если уж апеллировать к религиозным убеждениям, то нужно помнить, что славянское население со своей христианской культурой здесь пришлое, и следует уважать традиции коренных народов.
Еще один аргумент за: постоянно разрастающееся городское кладбище. Весной и осенью оно превращается в непроходимое болото, и хоронить умерших приходится в грязи. Так себе перспектива, если честно.
Хотелось бы сказать, что наличие крематория не отменяет похорон по христианскому обряду, когда тело умершего предается земле.
Нельзя забывать, что среди наших сограждан немало мусульман, и ислам также категорически не признает кремацию как способ погребения.
Не стоит забывать и о тех, кто желает быть погребен на исторической родине, например в центральных регионах станы или бывших советских республиках. Везти тело целиком или урну с прахом — вопрос уже экономический, особенно актуальный в современном буржуазном мире.
И раз уж коснулись экономики. Похоронное дело — это такой же бизнес, как ЖКХ, добыча полезных ископаемых и другие. Утверждать не буду, документов не видел, но есть мнение, что бизнес высокодоходный и сильно криминализованный.
Активное противодействие строительству крематория — это препятствие переделу сфер влияния. Кто-то не хочет терять доход. Но это лишь мои предположения, и при чем здесь одна небезызвестная религиозная организация, каждый подумает сам.
Лично мое мнение: если мы провозгласили себя свободной страной и светским государством, то у каждого человека должен быть выбор, кем быть, во что верить, где жить и как завершить свой земной путь — в могиле, морской пучине или в виде пепла в колумбарии.
А задача государства — обеспечить возможность этого выбора.

Источник

P.S. Сергей Гужвенко — координатор по работе со СМИ Магаданского исполкома Общероссийского Народного Фронта
  • avatar
  • .
  • +28

Больше в разделе

1 комментарий

avatar
Люди ведь бывают по разному ебанутые… Спросить меня — я за крематорий.
Но кремировать ли меня? Пока не решил, далековато вроде ещё.
А дядька мой, рождённый в 1953 в Оротукане, завещал себя кремировать и похоронить вдали от матери и брата. О чем думал? Атеист ведь был…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.