+339.09

ОДН: НОВЫЙ ПОВОРОТ. ЧТО ОН НАМ НЕСЕТ?

Не успели в области утихнуть страсти вокруг начислений ОДН по всем коммунальным ресурсам, как магаданские СМИ с подачи надзорных органов «вбросили» в умы колымчан свежую тему для размышлений. По сути, сводится она к следующему: «ОДН платить не надо, потому что к общедомовому имуществу ресурсоснабжающие организации не имеют никакого отношения, стало быть, и взимать плату за его содержание не могут».

Ничего не скажешь, приятная информация для потребителя, которому куда проще поверить на слово представителям надзорно-контролирующих структур, нежели попытаться разобраться в вопросе и выяснить: а все ли на самом деле так просто?

К чему может привести новый поворот событий в нашем с вами нелегком коммунальном бытии, рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Магаданэнерго» по сбыту энергии, директор филиала «Магаданэнергосбыт» Игорь Огинский.

 

Так платить или нет?

 

— Игорь Анатольевич, давайте сначала разберемся с самим фактом оплаты ресурсов, потраченных на общедомовые нужды: надо платить или нет? После недавних публичных заявлений прокурорских работников и нашумевшего судебного процесса, в результате которого житель Магадана был освобожден от уплаты ОДН в пользу ресурсоснабжающей организации, данный вопрос опять встал ребром.

— Всем нам пора осознать, что ОДН — это уже аксиома, не требующая доказательств, это данность, которая будет пребывать с нами в обозримом будущем. Вопрос об отмене платы за ОДН не стоит, по крайней мере, каких-либо изменений законодательства в этой плоскости не предвидится.

 Согласно новым Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (пункт 40), потребитель коммунальных услуг вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом и наличия или отсутствия общедомовых приборов учета ресурсов в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (общедомовые нужды).

Замечу, что и ранее потребители оплачивали ОДН, с той лишь разницей, что они не были выделены в квитанциях отдельной строкой. Законодатель разделил эти платежи для того, чтобы добиться большей прозрачности, чтобы потребителю было не только понятно, за что он платит, но и для того, чтобы видеть, где он может экономить: на индивидуальном потреблении в собственной квартире либо на содержании общедомового имущества.

Сделать менее затратной вторую позицию – коллективная задача всех собственников жилья в многоквартирном доме, и закон подталкивает их к самоорганизации, которая станет следствием осознания людьми того, что именно они являются хозяевами, и только от них зависит, в каком состоянии находится дом и все его коммуникации.

Таким образом, ответ однозначен: оплата потребленного ресурса на ОДН – обязательна, и при несвоевременной оплате ОДН как штрафная санкция начисляется пеня, а при наличии долга по ОДН – взыскание происходит в судебном порядке.

— Не всех граждан устраивает размер этой оплаты.

— Законодатель установил два способа определения объемов потребленных на ОДН ресурсов – приборный и расчетно-нормативный. Последний подвергается критике, обоснованной или нет – это уже вопрос конкретно для каждого дома, собственникам которого, между прочим, никто не мешал в соответствии с 261-ФЗ  «Об энергосбережении и о повышении Энергетической эффективности» до 01 июля 2012 года установить общедомовой прибор учета ресурса и уйти от полемики о справедливости или несправедливости норматива.

Подчеркну: методики нормативных расчетов представлены в соответствующих Постановлениях Правительства РФ, а тарифы и нормативы на коммунальные услуги утверждаются органом государственной власти субъекта РФ, то есть сами ресурсоснабжающие организации их не устанавливают.

 

Несите ваши денежки – кому?

 

— Хорошо, с одним вопросом разобрались. А как быть с мнением о том, что ресурсоснабжающие организации не вправе собирать с населения плату на ОДН?

— Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг (354-е постановление), собственники жилья имеют право выбора: платить за предоставляемые услуги управляющим организациям (ТСЖ) или ресурсоснабжающим.

Чем различаются эти модели? Тем, что в первой добавляется лишнее звено, посредник между двумя сторонами – потребителем коммунальной услуги и ее производителем.А, как всем известно, чем сложнее механизм конструкции, тем больше в ней уязвимых мест, тем чаще она дает сбои.
Когда потребитель получает квитанцию от ресурсоснабжающей организации, он понимает, что получил «счет» за товар под названием «месячный объем коммунальной услуги», и знает, кто ему этот товар поставил. В случае несогласия с начислениями потребитель идет в сбытовую организацию и разбирается с возникшими вопросами.

В таких взаимоотношениях нет никаких непрозрачностей, все предельно просто: «поставщик услуги» — «получатель», между ними нет третьего участника, который, особо подчеркну, в данном случае не является производителем коммунального ресурса и не является конечным потребителем электроэнергии, тепла, воды и т.д.

С чем сталкивается потребитель, оплачивая коммунальный ресурс через управляющую организацию? С тем, что он не может знать наверняка, куда пойдут его деньги: в уплату за предоставленную услугу или куда-то еще?
К сожалению, искус для некоторых руководителей управляющих организаций воспользоваться собранными с жильцов средствами не по назначению слишком велик. Сплошь и рядом в России можно наблюдать следующую картину: ресурсоснабжающие организации вводят жесткие ограничения по поставке ресурса в многоквартирные дома вследствие того, что управляющие компании с ними не рассчитываются.

— Есть конкретные примеры?

— Их можно привести великое множество, по разным регионам страны, в том числе и по Дальнему Востоку. Наиболее показательный – пример нашего соседа, Камчатского края.

Регион стоит на грани энергетического коллапса, отопительный сезон под угрозой срыва. — Топливо завозится на полуостров не за счет финансов ОАО «Камчатскэнерго», а за счет средств, выделяемых правительством Камчатского края по режиму ЧС, и идет буквально с колес.
Причиной данной ситуации стали хронические неплатежи в пользу энергетической компании за предоставленный ресурс, которые в итоге поставили ОАО «Камчатскэнерго» на колени. Несколько лет назад на Камчатке перешли на систему оплаты через многочисленные управляющие компании. Общий долг по коммунальным платежам у наших соседей более 7 млрд руб.

Сейчас заводятся уголовные дела на руководителей управляющих компаний, некоторые из которых объявлены в розыск, ведутся расследования… Но всю сумму, конечно, вернуть не удастся. На чьи плечи в итоге ляжет  долг, догадаться не сложно.

И подобных сообщений по стране – масса. На днях прошла информация о банкротстве московской управляющей компании, также задолжавшей ресурсоснабжающей организации крупную сумму.

Сегодня многие регионы, наученные горьким опытом, отходят от схемы оплаты коммунальных услуг через управляющие организации. Мы тоже пытаемся сохранить сложившиеся отношения с потребителями, тем более что, повторюсь, 354-е постановление позволяет это.

 

«Предъявите договор!»

 

— Обращаю внимание на такой важный момент, — продолжает И.А. Огинский. — Ресурсоснабжающая организация вправе предоставлять коммунальную услугу напрямую собственнику жилья в случае, если ее не купил посредник – управляющая компания (ТСЖ).

На данный момент у ОАО «Магаданэнерго»заключенных договоров о продаже ресурса, будь то электроэнергия или тепло, нет ни с одной управляющей компанией. Таким образом, заявления надзорных – контролирующих органов о том, что платить за ресурс на ОДН нужно исключительно управляющим компаниям, не имеют под собой никаких оснований.

— А с потребителем вы в договорных отношениях состоите?

— Априори, даже если с собственником жилья не заключался письменный договор на предоставление коммунальных услуг (хотя такая работа ведется нашими подразделениями). В пункте 6 новых Правил сказано: «Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия)».

То есть, оплата потребителем коммунального ресурса по выставленной исполнителем квитанции есть подтверждение заключенного между ними договора.

— Возможно, в свете последних событий магаданские управляющие компании изъявят желание заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры?

— Они не готовы взять на себя эту работу, всеми силами стремятся избежать ее, поскольку для них это не профильная деятельность. У наших управляющих компаний и ТСЖ отсутствует материально-техническая база для выполнения этой функции, нет кадров, нет механизмов, нет финансовых ресурсов для организации данного вида деятельности.

Не составляет труда спрогнозировать ситуацию, при которой объем работ по выставлению счетов и взиманию по ним средств с собственников жилья за ОДН станет причиной ухода с рынка многих управляющих компаний, так как нагрузка станет для них катастрофической.

Я уже не говорю о том, что у управляющих компаний нет такой разветвленной сети по приему платежей от населения, которой располагают магаданские ресурсоснабжающие организации.

В резолюции заседания Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере г. Магадана, в котором принимали участие представители ресурсоснабжающих организаций, муниципалитета и контролирующих органов, прямо сказано о том, что всех устраивает действующая схема отношений участников жилищно-коммунальной системы.

Из п.1 резолюции заседания Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере г. Магадана от 11.10.2012 г.:
«Во избежание банкротств УК и ТСЖ сохранить существующую схему непосредственных расчетов граждан за потребляемые энергоресурсы, в том числе и за общедомовые нужды, ресурсоснабжающим организациям на основании выставляемых ими квитанций с момента фактического потребления коммунальных услуг».

С мнением управляющих организаций согласны органы местного самоуправления. Больше того: за сохранение действующего порядка внесения платежей выступают и многие собственники жилья – в Магадане уже есть соответствующие решения общедомовых собраний жильцов.

— Многие, но наверняка не все.

— Да, есть отдельные граждане, которые по любому поводу занимают деструктивную, ничем не аргументированную позицию «Я против» — такие всегда найдутся. Либо те, кому недосуг наводить порядок в своем доме, либо те, кто просто категорически не хочет платить ОДН – кому бы то ни было.
Уход от оплаты ОДН – вот, на наш взгляд, основная идея борьбы против действующей, экономически и организационно выверенной годами схемы коммунальных платежей.

Хотя вы сами можете констатировать, что она работает, и работает успешно, позволяя всем участникам сложного коммунального комплекса жить и работать в нашем жестком климате и в условиях энергоизолированности и при этом чувствовать себя в квартирах не менее комфортно, чем в южных районах страны.

Любая разбалансировка этих отношений весьма чревата. Меж тем, нам настойчиво навязывают альтернативу, которой, по сути, сегодня нет, а если и появится, то еще большой вопрос, как она будет функционировать? Не по камчатскому ли варианту?

Только между Магаданской областью и Камчатским краем есть существенная разница: у нас намного холоднее, и выжить населению в суровых колымских условиях в случае наступления энергетического кризиса будет очень трудно.

 

Право решать – у собственника

 

— Игорь Анатольевич, подведем итоги. Фраза «Собственник не должен платить за ОДН ресурсоснабжающей организации…»

— …не окончена. Полностью она должна звучать так: «Собственник не должен платить за ОДН ресурсоснабжающей организации, если он платит за ОДН управляющей компании».

Мне не понятно, зачем надзорно-контролирующим органам половинчатыми, рискованными и, я бы сказал, безответственными заявлениями понадобилось дестабилизировать ситуацию, сложившуюся на сегодня в региональной коммунально-энергетической сфере.

В чем мотивация стремления разрушить действующую систему в пользу такой, при которой уход денег собственников жилья на сторону практически неизбежен? Для увеличения дебиторской задолженности ресурсоснабжающих организаций?

Почему противоправное действие с точки зрения гражданского законодательства – нежелание оплачивать коммунальные услуги — поддерживается надзорными и судебными органами?

А самое главное: на каком основании потребителя пытаются лишить выбора?

Пусть собственник воспользуется своим законным правом и сам выберет наиболее оптимальный и безопасный вариант!

Евгения ГАЛАКТИОНОВА

P.S.

Из-за долгов управляющих компаний власти Камчатского края вынуждены перенаправлять деньги с социальных объектов на покупку угля.
Губернатор Владимир Илюхин вмешался в ситуацию с колоссальными долгами потребителей перед коммунальными предприятиями, которые уже превысили 7 млрд руб. и поставили под угрозу прохождение отопительного сезона на полуострове.

Самая сложная ситуация — в Петропавловске-Камчатском, городе Елизово, в Мильковском и Усть-Камчатском районах. По словам глав муниципальных образований, в роли неплательщиков выступают одни и те же управляющие компании и руководители.

При этом привлечь их к уголовной ответственности, несмотря на то, что счет идет на десятки миллионов рублей, правоохранительные органы не могут. Против директоров управляющих организаций, где собирают деньги с населения, но не расплачиваются за поставленные свет и тепло, возбуждено семь уголовных дел. Однако ни одного судебного решения пока не принято.

РИА «ФедералПресс», 14.11.2012

Мильковчане воспользовались своим законным правом и отказались от посредничества недобросовестных управляющих компаний. Свое право отказаться от навязчивых услуг сомнительных управляющих компаний они закрепили в протоколах общих собраний собственников.
С 2010 года на территории Мильковского муниципального района работали три управляющие компании: МУП «Наш дом», ООО «Мильковское РСУ» и ООО «УК «МильЖилСервис».

За этот период они задолжали энергетикам за поставленные коммунальные ресурсы 233 млн руб. Для небольшого населенного пункта это значительная сумма долга.

На протяжении двух с половиной лет ОАО «Камчатскэнерго» за счет собственных средств обеспечивало бесперебойное прохождение отопительных периодов на территории района.

Выражая обеспокоенность тем, что управляющие компании уводят средства жильцов на цели, не связанные с оплатой за отпущенное энергетиками тепло и горячую воду, ОАО «Камчатскэнерго» обратилось в правоохранительные органы.
 

«Энергетика и промышленность России», 07.12.2012

«Управляющая организация, получая коммунальный ресурс, отказывается от заключения  договоров с ресурсоснабжающей организаций, и средства, собранные с населения в счет оплаты за коммунальные ресурсы, расходует на собственные нужды. Динамика роста задолженности за поставленные жилищно-коммунальные услуги столь значительна, что требует принятия  срочных мер, в том числе и органами местного самоуправления», — отмечает министр ЖКХ и энергетики Камчатского края Сергей Кондратьев.

РИА «СЕВЕР ДВ», 26.11.12.

  • avatar
  • .
  • +72

7 комментариев

avatar
Кат бы не помешал. А так очень даже неплохо написано.
avatar
Народ, скажите, а что такое «плата за площадь», куда и за что эти деньги, кому это понятно.
avatar
Слышал про Красную площадь? Вот это она.))
avatar
Не умничай, лучше ответь куда и за что?
avatar
Какой вопрос, такой и ответ.
avatar
Изо-бре-та-тели!!! © Иван Высильевич меняет профессию.
Сделать менее затратной вторую позицию – коллективная задача всех собственников жилья в многоквартирном доме, и закон подталкивает их к самоорганизации, которая станет следствием осознания людьми того, что именно они являются хозяевами, и только от них зависит, в каком состоянии находится дом и все его коммуникации.
Блин, ну они же знают, что в наше время и с нашими людьми, это невозможно! Имеется ввиду:
закон подталкивает их к самоорганизации
Вот этим и пользуются, чтобы бабки содрать.
Скоро станем платить за фонари, которые двор освещают (если еще не платим). А я, ведь не просил его устанавливать. Я ночью по дворам не шляюсь. А если что, то у меня фонарик есть. К тому же, я и городские предприятия это оплачивают налогами. Так вот пусть мэрия и платит. Как это всегда было, еще с советских времен. А то налоги мы собираем, а расходовать их на наши же нужды жалко. Нужно же себе лучше дачку построить, на жаркие острова слетать.
Дорогу к свой даче построить. Как там Печеный однажды выдал? «Ну это что б меня не трясло, когда я с дачи бухой еду»
avatar
Блядь, очередная вода вместо конкретного — где та вода, которая вытекла на общедомовые нужды? Где кран, из которого течет и холодная и горячая вода на общедомовые нужды?
На днях руководитель Департамента ЖКХ нес подобную ахинею по местному ТВ, но так и не сказал — из каких кранов и дыр внутри жилого, в частности моего дома вытекают кубометры воды на мифические ОДН.
Заглянул еще раз в квитанцию — холодной воды на ОДН к оплате 0,66 куба, горячей — 0,918 куба.
Система водостнабжения в доме устроена так, что все краны находятся в квартирах (равно как и слив в канализацию. О ней чуть ниже). Есть в распредузле в подвале, наверняка, то, что позволяет дежурным открыть воду. Только зачем? Руки помыть? Пусть. Однако умножив количество квартир на выставленные мне кубы, получил ~ 90 куб. горячей и 65 кубов холодной воды в доме, израсходованной на некие ОДН и оплаченные жильцами. Через что и для чего можно слить более 150 кубометров воды в месяц в доме из пяти подъездов?
Самое интересное. В строке Канализация тоже стоит плата за ОДН, а оплачиваемый объем за канализацию в каждой квартире складывается из двух цифр — объем потребленной горячей воды плюс объем потребленной холодной воды. Все логично — сколько намотал счетчик, столько и слилось в канализацию. Однако хуйня получается. Через какую канализацию, через какой унитаз и, повторюсь, откуда слилось 150 кубов воды на ОДН? А где-то слились, по мнению хрен знает кого, поскольку счет за ОДН на каналицаю выставлен.

Ответы на эти вопросы, полагаю, знаю. Он один — нет мифических потребителей, нет воды, как холодной и горячей, которая пошла на ОДН, равно как и нет некой секретной канализации, по которой она слилась в городскую канализацию — НИКТО ни в ЖКХ, ни в ресурсоснабжающих организациях, ни в мэрии этого не знают. Они имеют постановление Правительства и формулу расчета объемов, которые выставляют горожанам. Если вы зададите этот вопрос — что это за вода и канализация на ОДН у любого ответственного лица х из ЖКХ, Водоканала, Теплосети, мэра — в ответ получите тупое маловнятное мычание.

Все предельно просто — не жильцы должны ходить туда, где платят за ОДН и выяснять — «за что и почему столько?», а те, кто подписывает распоряжение брать оплату в городе за ОДН, те кто берет деньги за ОДН, просто обязаны лично прийти в их дом, взять за руку любого и провести в то место, откуда льется вода на ОДН. И вопрос был бы закрыт. Но они и рады бы прийти и показать, но не в курсе, сука. Вот и вся канитель.
Вывод — с нас берут оплату за непредоставленную услугу, что противозаконно.
  • Lyka
  • +7
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.