9 нестыковок в фильмах «Дюна», которые сразу бросаются в глаза

Неудобные подробности о биологии Шаи-Хулудов, устройстве энтомоптеров и боях на кинжалах со щитами Хольцмана.

9 nestykovok v fil'mah «Dyuna», kotorye srazu brosayutsya v glaza

1. Почему персонажи с силовыми щитами пренебрегают доспехами

Пол пронзает Фейд-Рауту
Пол пронзает Фейд-Рауту. Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Не знакомые с первоисточником зрители «Дюны» могли задаться вопросом: почему все персонажи там тыкают друг в друга кинжалами, как в тёмном немытом Средневековье?

Дело в том, что в этой вселенной все от падишах-императора до простого пехотинца носят на себе генераторы Хольцмана. Последние создают силовое поле, которое не пропускает слишком быстрые объекты. Такое поле останавливает всё, что движется со скоростью выше 6–9 м/с, делая владельца девайса неуязвимым для пуль, осколков и прочего оружия дальнего действия.

Эта придумка позволила Фрэнку Герберту добавить в сагу восточные «танцы с саблями». Но она же породила логические нестыковки.

Для того, чтобы пройти сквозь силовой щит, холодное оружие должно двигаться медленно. А вот чтобы пробить средневековый доспех — или, на худой конец, стёганый гамбезон — напротив, нужно придать острию большую скорость. Получается, человек, который одновременно носит и доспех, и генератор поля, станет практически неуязвимым в бою: быстрые удары отразит щит, а медленные просто не смогут проткнуть броню.

Так почему персонажи, использующие силовые щиты, не надевают доспехи? В первом фильме серии большинство солдат Атрейдесов гибло от ударов кинжалами в шею — а средневековый латный воротник (или краген) легко решил бы эту проблему. Плюс с материалами будущего такую защиту можно будет сделать куда легче и прочнее стальных средневековых аналогов.

2. Зачем воины Арракиса используют крайне неэффективное вооружение

Зачем воины Арракиса используют крайне неэффективное вооружение
Сардаукары готовятся к бою. Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Другая проблема, связанная с силовыми щитами, заключается в неоптимальном подборе оружия, которое носят персонажи. Почему они сражаются в ближнем бою кинжалами и короткими мечами, а не рапирами, эстоками или копьями? Ими было бы куда удобнее держать противников на расстоянии и наносить прокалывающие удары, меньше подвергаясь риску самому.

Так-то ясно, что европейская рапира не подходит по духу к «восточному» пустынному сеттингу. Но с практической точки зрения она была бы куда эффективнее.

С её помощью можно запросто наносить размашистые рубящие удары — делать это с помощью меча не позволило бы силовое поле. А ещё лучше было бы вооружаться очень длинными пиками-сариссами и биться фалангой, как македонцы: такой строй к себе ни одного сардаукара не подпустит.

Хотя, если немного разобраться, необходимость в холодном оружии вовсе могла бы отпасть. Ведь силовые поля, может, и отражают пули, стрелы и прочие снаряды, но вряд ли сделают то же самое со струёй напалма, облаком отравляющего газа или банальным перцовым спреем. Одиночка с ручным огнемётом успеет заживо сжечь десятки, если не сотни сардаукаров, несмотря на всё их мастерство ближнего боя. А натренировать его можно куда дешевле и быстрее.

Если бы «Дюна» подчинялась логике реального мира, солдаты в ней использовали бы ножи только для вскрытия консервов. А сражения представляли бы собой перестрелки с использованием термобарических боеприпасов и отравляющих газов. Не очень зрелищно, но эффективно.

3. Почему на Арракисе не отказались от орнитоптеров

Энтомоптеры на взлёте. Фрагмент фильма «Дюна: Часть первая»

Самое распространённое транспортное средство на Арракисе — это орнитоптеры, или махолёты. В книгах эти машины имитировали механику полёта птиц — отсюда и название. Но в фильме Вильнёва они напоминают восьмикрылых стрекоз, поэтому их уместнее будет назвать энтомоптерами (от греч. «насекомое»).

Выглядят махолёты впечатляюще, но вот практической пользы от создания такой штуковины не будет. В реальности человечество построило множество орнитоптеров на рубеже XIX–XX веков, но ни одной из этих машин не удалось надолго оторваться от земли. И уж тем более стать надёжнее и эффективнее скучных самолётов и вертолётов. Поэтому в конце концов от попыток построить орнитоптер отказались.

Просто на машущее крыло приходятся куда большие нагрузки, чем на статичное.

На лопасти и автомат перекоса винта летящего вертолёта оказывается постоянная нагрузка. А на шарниры энтомоптера из «Дюны» — постоянно меняющаяся нагрузка. Крыло должно подняться вверх, скошенное вертикально, затем изменить положение на горизонтальное, потом — опуститься, и всё это несколько десятков, а то и сотен раз в секунду.

Французский орнитоптер Riout 102T Alérion, 1937 год
Французский орнитоптер Riout 102T Alérion, 1937 год. Изображение: Wikimedia Commons

Такое устройство изнашивается намного быстрее, чем любой вертолётный механизм. Прибавьте к этому то, что крыльев у энтомоптера восемь, и вероятность их перехлёста намного выше, чем у любого реального вертолёта. Просто потому что они очень близко расположены. Любой современный вертолёт или конвертоплан куда дешевле в производстве, экономичнее и безопаснее «стрекоз» Дюны.

4. Как песчаные черви смогли достигнуть таких размеров

Как песчаные черви смогли достигнуть таких размеров
Песчаный червь. Кадр из фильма «Дюна: Часть первая»

Самый узнаваемый образ из «Дюны» — это, конечно, великаны Шаи-Хулуды, или песчаные черви. Это гигантские кремнийорганические создания, которые бороздят пустыни Арракиса. Фремены поклоняются червям как богам, а также используют их в качестве транспорта (хотя это сложно и опасно) и даже натравливают на своих врагов.

Шаи-Хулуды во многом похожи на китов. Это огромные фильтраторы, которые просеивают песок в поисках так называемого песчаного планктона. И, как и киты, используют звуковые волны для того, чтобы ориентироваться в среде обитания.

Но китообразные вырастают такими большими, потому что вода позволяет им равномерно распределять нагрузку на мышцы и кости и эффективно противодействовать ограничениям гравитации. Наземные же существа не смогут быть столь огромными, да ещё и быстрыми.

Если того же синего кита вытащить на берег, он быстро умрёт от внутренних травм, раздавленный собственным весом.

Размеры Шаи-Хулудов достигают 400 метров в книге, а в фильмах их увеличили до нескольких километров. Английский биолог Джон Холдейн в своей статье «О целесообразности размера» пишет, что если увеличить поперечное сечение мускулов живого существа, скажем, раз в 10, то масса тела возрастёт уже в 1 000 раз. Это называется законом квадрата-куба. И чем больше живое существо, тем труднее ему противиться воздействию притяжения планеты.

Если бы Шаи-Хулуды жили на небесном теле с низкой гравитацией и плескались в воде, то, может, и могли бы вымахать до таких размеров. Хотя и это сомнительно. Но чтобы выжить на Дюне при гравитации, схожей с земной, да ещё и закапываться под миллионы тонн песка… Даже создание с кремниевыми костями на это будет неспособно: оно просто не сможет пошевелиться под собственным весом.

И наконец, если Шаи-Хулуды основаны на кремнии, а не углероде, на Арракисе им будет слишком холодно: они не смогут поддерживать свой метаболизм. По предположениям учёных, разрабатывающих теории альтернативной биохимии, таким формам жизни больше понравится на планетах вроде Венеры: там жарко и много серной кислоты, являющейся отличным растворителем, заменяющим воду.

5. Как работает экосистема Арракиса

Как работает экосистема Арракиса
Песчаная форель. Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Фауна Арракиса не особенно поражает разнообразием. В этом мире проживают всякие мелкие пустынные животные вроде кенгуровых мышей, лисиц, а также большие скорпионы и многоножки. Но, конечно, главный обитатель Дюны — Шаи-Хулуд. Именно эти существа каким-то неведомым образом вырабатывают кислород для атмосферы планеты, как побочный продукт своего пищеварения.

К жизненному циклу Шаи-Хулуда возникает много вопросов. Черви отфильтровывают песчаный планктон — микроскопических существ, населяющих песок. Те же, в свою очередь, питаются меланжем, или специей, которую производит песчаная форель — личинки червей. Получается, Шаи-Хулуд опосредованно кормится продуктом, который сам же и производит.

Эта система несовместима со вторым законом термодинамики.

В реальном мире экосистема планеты Земля получает энергию от Солнца. Организмы-автотрофы, или продуценты, — растения, водоросли, океанический планктон — перегоняют эту энергию и простые химические вещества в питательную биомассу путём фотосинтеза. А затем травоядные гетеротрофы, или консументы, поедают растения. Ну а хищные потребляют в пищу уже их.

Но на Дюне фотосинтез отсутствует. Песчаный планктон, в отличие от океанического, вряд ли смог бы фотосинтезировать, потому что песок — это не вода и не пропускает солнечный свет. А если бы все микроорганизмы-продуценты жили на поверхности, пустыни Арракиса были бы не жёлтыми, а зелёными или фиолетовыми из-за хлорофилла. И червям-фильтраторам вряд ли понадобилось бороздить их глубины в поисках пищи — они тоже были бы сугубо наземными животными.

Некоторые фанаты «Дюны» предполагают, что на самом деле черви живут за счёт внутренних ядерных реакций и питаются природным ураном. Это очень вольная концепция, но она имеет больше смысла, чем ловля планктона, описанная Гербертом.

6. Как черви умудряются чувствовать вибрации сквозь песок

Походка, не привлекающая внимания червей. Фрагмент фильма «Дюна: Часть первая»

Шаи-Хулуды значительно усложняют жизнь обитателям Арракиса — по крайней мере тем, кто не знает, как с ними обращаться. Они разрушают и пожирают харвестеры и способны проглотить любого, кто ходит по пустыне. Всё дело в том, что эти создания якобы ощущают любые вибрации в песке и немедленно направляются в сторону звука, чтобы уничтожить потенциального вторженца.

Чтобы не стать жертвой червя, фремены применяют особенную походку, которая сбивает ритм шагов и не позволяет чудовищу засечь пересекающего пустыню. По словам сына Фрэнка Герберта Брайана, его отец придумал это, потому что был рыбаком и охотником и знал, как использовать лёгкую поступь и подходить к добыче с подветренной стороны, чтобы не быть замеченным.

Видно, что Фрэнк был рыбаком и охотником, а не физиком.

Видите ли, песок чрезвычайно эффективно гасит любые колебания. Именно поэтому его используют в строительстве для создания звукоизоляции. Черви попросту не могут ориентироваться в пустыне, улавливая вибрации, потому что волны в песке практически не распространяются. Это ещё астрофизик Нил Деграсс Тайсон после просмотра второй «Дюны» подметил.

Чтобы приманить червя, Полу и Чани не хватило бы маленького манка-молоточка. Им понадобилось бы устроить хорошее землетрясение.

7. Почему никто до сих пор не устроил атомный взрыв с помощью силового щита

Почему никто до сих пор не устроил атомный взрыв с помощью силового щита
Пол наблюдает за взрывом атомика. Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Ещё маленькая подробность о силовых щитах. Генераторы Хольцмана эффективно отражают пули и осколки, но если выстрелить в созданное ими поле из лазерного оружия (лучемёта), то произойдёт мощная субатомная реакция.

То есть любой солдат на поле боя может при случае устроить ядерный взрыв.

Лучемёты во вселенной «Дюны» — это недорогое и довольно распространённое оружие, которое герои не применяют против защищённых полем Хольцмана противников только потому, что не желают погибнуть сами. Хотя в первом романе серии Дункан Айдахо вполне успешно спровоцировал такой взрыв, чтобы ошеломить солдат Харконненов.

Вот только среди тех же фременов хватает религиозных фанатиков, готовых пожертвовать жизнью, чтобы изгнать с Арракиса посторонних и приблизить приход своего мессии Лисана аль-Гаиба. И довольно странно, почему на базах по переработке пряности у Харконненов и Атрейдесов атомные взрывы не случались каждую неделю.

Возможно, генераторы Хольцмана, существуй они в реальности, приносили бы больше проблем, чем пользы.

8. Почему жители Гьеди Прайм так выглядят

Почему жители Гьеди Прайм так выглядят
Фейд-Раута сражается с пленниками. Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Выходцы из дома Харконненов — главные антагонисты серии «Дюна». Возможно, их жестокость и скверный характер объясняются тем, что они родом с Гьеди Прайм — чрезвычайно загрязнённой индустриализированной планеты. В фильме «Дюна: Часть вторая» Дени Вильнёв сделал её ещё более мрачным местом — он снабдил этот мир так называемым Чёрным солнцем.

По словам оператора фильма Грега Фрейзера, сцены на Гьеди Прайм были сняты в инфракрасном свете. Поэтому они выглядят такими неестественными, лишёнными цветов. В помещениях Харконнены кажутся вполне нормальными, хоть и бледными лысыми ребятами, но когда выходят на улицу под инфракрасные лучи своего Чёрного солнца, становятся абсолютно белыми.

В реальности у обитателей планеты, вращающейся вокруг такой звезды, возникло бы несколько проблем.

Да, во вселенной немало объектов, которые можно было бы назвать чёрными солнцами. Это коричневые карлики — нечто вроде переходного звена между планетой и звездой. Они вполне себе испускают инфракрасные лучи. Вот только такие объекты имеют очень низкую светимость, а температура их поверхности не превышает 2 600 °C. И достаточно разогреть какую-нибудь Гьеди Прайм для того, чтобы там можно было выходить на улицу без скафандра, коричневый карлик вряд ли сможет.

Кроме того, люди не могут видеть в инфракрасном спектре. И на планете, вращающейся вокруг коричневого карлика, царила бы вечная ночь. Наслаждаться боями в амфитеатре, которые демонстрировал нам Вильнёв, смогли бы только обладатели приборов ночного видения.

Кстати, в книгах Гьеди Прайм вращалась вокруг звезды 36 Змееносца. Это реально существующая звёздная система, но коричневых карликов там нет — только три оранжевых, каждый светимостью не больше 27% от солнечной. У реальной Гьеди Прайм же в небе было бы сразу три звезды — пусть слабеньких, но всё же дающих видимый свет.

9. Почему никто не использует компьютеры без ИИ

Почему никто не использует компьютеры без ИИ
Суфир Хават, ментат дома Атрейдесов. Кадр из фильма «Дюна: Часть первая»

Возможно, у не знакомых с предысторией зрителей «Дюны» возникнет вопрос: почему жители далёкого будущего не используют искусственный интеллект и сложные вычислительные машины, а вместо этого полагаются на накачанных спайсом ментатов?

Дело в том, что давным-давно в этой вселенной произошло восстание машин, и людям стоило немалых трудов уничтожить ИИ в ходе так называемого Батлерианского джихада. После этого в «Экуменической библии» (она же «Оранжевая католическая библия»), главном священном тексте человечества, появилась заповедь:

Да не построишь машины, наделённой подобием разума людского.

С тех пор курсы космических кораблей просчитывают ментаты — специально натренированные «люди-компьютеры». Они же занимаются запоминанием важной информации, математикой, оценкой рисков, служат советниками важных персон. В «Дюне» нет электронного шифрования информации — вместо этого криптографию выполняют вручную, а важные депеши послы доставляют лично.

Возникает вопрос: зачем полагаться только на ментатов? С криптографией, вычислением курсов и орбит кораблей, а также организацией удалённой защищённой связи запросто справятся и компьютеры, не оснащённые ИИ.

Ваш ноутбук в умелых руках может совершить вещи, которые во времена Герберта показались бы фантастикой: в конце концов, он намного мощнее бортового компьютера космического корабля «Аполлон», у которого было всего 72 килобайта ПЗУ. А он свозил людей на Луну, между прочим. При этом восстать против человечества он точно не сможет: никаким ИИ там и не пахнет.

Даже если официально компьютеры запрещены под страхом смерти, кажется невероятным, что разные тёмные личности, не скованные моралью, не попытались их использовать в обход законов Империи. Ведь устройство даст огромное преимущество тому, кто его применит: драгоценного спайса оно не требует и построить его легче, чем натренировать ментата. А то, что оно не так умно, как последний, — так и хорошо, ещё удумает чего.

Дмитрий Сажко

Автор Лайфхакера

  • avatar
  • .
  • +11

1 комментарий

avatar


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.