Судьба Марии Лещинской: королевская невеста и её путь
«Какая-то нищенка из Польши», — злословили при дворе. Но 15-летнему королю Франции Людовику XV Мария Лещинская очень понравилась. Вернее, не она, а ее портрет, который был доставлен в Париж из городка Висамбур, где Мария прозябала в бедности со своим отцом, свергнутым королем Польши Станиславом Лещинским, — августейшим беженцем, коих в Европе было немало.
В столицу Франции портрет доставили по приказу герцога Бурбона, регента при малолетнем монархе. Людовик, взглянув на портрет, воскликнул: «О! Как прекрасна!». Бурбон просиял, ведь он лично давал наставления живописцу. Основным требованием герцога было сделать портрет похожим на изображение покойной матери мальчика-короля, которую тот любил всей душой.
В Висамбур полетела радостная весть: 22-летнюю красавицу Марию с нетерпением ждут в Париже..
Мария Лещинская родилась 23 июня 1703 года в польском городе Тшебница. Ее отцом был могущественный познанский воевода Станислав Лещинский, ставший в 1704 году королем Польши. На польский престол Лещинского посадил шведский король Карл XII, разгромивший войска короля Речи Посполитой Августа II.
В 1709 году, когда Марии было 7 лет, ее отец лишился короны. После разгрома шведских войск Петром I под Полтавой, русская армия вступила в Польшу и вернула трон Августу II. Лещинский с семьей и остатками своего двора был вынужден бежать в Пруссию.
В 1719 году Лещинскому удалось добиться от французского короля разрешения жить в маленьком приграничном городе Висамбуре. Великосветским беженцам было выделено скромное денежное содержание в размере 20 тысяч ливров в год.
Жизнь в изгнании была бедной и тягостной. Мария Лещинская находила утешение в религии. 16-летняя девушка была очень набожной, скромной и добродетельной.
А вот ее отец, Станислав Лещинский, всей душой мечтал вернуть власть, славу и богатство. Одним из последних «козырей» в колоде польского изгнанника была его дочь — невеста хоть и бедная, но красивая и довольно знатная.
В 1720 году Лещинский обратился к известной европейской своднице маркизе де-При с просьбой подыскать Марии жениха. Причем, самолюбивый Станислав отнюдь не считал, что его дочь должна выходить замуж за первого встречного.
Недостаточно знатные маркиз де Куртанво и князь Шварценберг, искавшие руки Марии, получили от ворот поворот.
Иное дело — герцог Бурбон, принц де Конде, 28-летний регент при короле-мальчике Людовике XV. Этот жених полностью устраивал Лещинского.
Когда маркиза де-При сообщила Станиславу об интересе герцога Бурбона к его дочери, Лещинский сильно удивился и обрадовался. Чем могла заинтересовать блестящего герцога польская беженка, живущая на пособие от короля?
Станислав не знал, что маркиза де-При на протяжении многих лет являлась фавориткой герцога Бурбона, но жениться на ней он не собирался. Когда аристократ наконец надумал найти себе невесту, де-При решила взять этот процесс в свои руки. Маркизе рядом с герцогом нужна была девушка скромная, бедная, невлиятельная и мягкая по характеру.
Таким образом «недостатки» Марии Лещинской как невесты стали ее достоинствами. Де-При отправила в Висамбур своего живописца, который создал портрет польской красавицы. Бурбон ознакомился с портретом во дворце маркизы и был очарован. Но, к глубокому разочарованию де-При, герцог заявил:
«Я недостоин ее, такая невеста подойдет только королю».
Маркиза была шокирована, но тут же она поняла, что хитрый герцог использовал ее же уловку, но только для того, чтобы держать в узде Людовика XV. Конечно, такую добросердечную скромницу, как Мария Лещинская, к тому же, не имеющую за душой ни гроша, легко сделать эффективным инструментом влияния на Его Величество. А регенту короля герцогу Бурбону такой инструмент был необходим.
Герцог твердо решил женить короля на смиренной польской эмигрантке. В Висамбур отправился придворный живописец Бурбона, снабженный подробной инструкцией.
Художнику было поручено сделать Лещинскую похожей на Марию Аделаиду Савойскую, мать Людовика XV. Мария Аделаида умерла в 26-летнем возрасте, и Людовик сильно по ней тосковал.
Портрет 22-летней Лещинской привел юного короля в восторг, и он немедленно приказал доставить девушку в Париж.
Во Франции новость о готовящейся женитьбе короля на польской эмигрантке встретили с недоумением, а противники герцога Бурбона при французском дворе начали подковерные игры. Злые языки распустили слух, что на руке у польки находится незаживающая язва, а, кроме того, она страдает падучей болезнью.
По приказу герцога Бурбона в Висамбур отправилась делегация, включавшая королевского доктора и священника. Доктор провел полный медицинский осмотр невесты. Язва обнаружена не была, равно как и признаки падучей. Более того, врач описал физическое состояние невесты, как «исключительно здравое и привлекательное».
Между тем, священник побеседовал с духовником Марии, назвавшим польку одной из самых набожных девушек Европы.
Таким образом, все сомнения были разрешены.
15 августа 1725 года был заключен брак по договоренности, а 4 сентября в часовне Версальского дворца состоялось бракосочетание 15-летнего Людовика и 22-летней Марии.
Король-подросток с обожанием смотрел на невесту, его глаза пылали. Сразу после церемонии Людовик и Мария отправились королевскую опочивальню, где оставались, по свидетельствам, до обеда следующего дня.
Герцог Бурбон был полностью удовлетворен. Ему удалось приставить к королю скромную девушку из незнатного рода, которая едва ли будет заниматься политическими играми. Кроме того, женитьба Людовика на Лещинской никоим образом не сталкивала Францию с другими европейскими державами, не несла в себе угрозу династической войны.
Людовик был очень влюблен в свою супругу. Физически крепкая и развитая полька была невероятно скромной и стеснительной. 22-летняя девушка краснела перед 15-летним королем, вызывая у того острые приступы обожания.
В результате Мария чуть ли не ежегодно была беременной и рожала молодому королю одного ребенка за другим.
Однако постепенно король охладел к королеве. В Людовике начал проявляться его любвеобильный характер: Его Величество стали замечать в объятиях то одной, то другой фрейлины. Мария Лещинская сильно страдала, но старалась не подавать вида.
Несмотря на постоянные измены с молодыми фаворитками, Людовик не забывал посещать и покои супруги, вновь и вновь заставляя ее рожать. Наконец, Мария была вынуждена обратиться к врачу. Доктор, осмотрев женщину, строго-настрого запретил ей подпускать к себе короля.
«Мы больше не будем делить ложе, Ваше Величество» — заявила Мария, когда Людовик в очередной раз пришел к ней «в гости».
Король отнесся к этой новости спокойно, и даже утешил мать своих детей. Однако, покинув спальню королевы, он немедленно отправился к одной из своих фавориток.
К 1738-му году 32-летняя Мария уже совершенно не интересовала 25-летнего короля. Людовик проводил время на балах, маскарадах, в будуарах придворных красавиц.
Мария же занималась детьми, которых у королевской четы восемь — семь девочек и один мальчик, Людовик Фердинанд, наследник престола.
Кроме того, королева постоянно посещала церковь, где раздавала милостыню. Французский народ полюбил Марию за щедрость, доброту и скромность. Все знали, что эта милая женщина, родившая королю десять детей (двое умерли в младенчестве), глубоко несчастна в браке. И простые люди сочувствовали Ее Величеству.
Мария практически не вмешивалась в политические дела и закрывала глаза на многочисленных фавориток мужа. Впрочем, когда в 1742 году Людовик пригласил во дворец сестер де Майи, известных на всю Францию своим невиданным распутством, королева не выдержала и обратилась к епископу с просьбой удалить «бабочек» от двора.
Епископ не смог повлиять на Людовика, а король с тех пор стал к Марии холоден и неприветлив. Даже когда в 1744 году женщина тяжело заболела, Его Величество не соизволил поддержать супругу даже добрым словом.
Через год Людовик объявил всей стране, что у него теперь есть официальная фаворитка — мадам де Помпадур. Влияние этой женщины на короля было всеобъемлющим, и Марии оставалось только стоять в стороне.
В конце концов роль Марии Лещинской при дворе превратилась в совершенно номинальную. Она должна была участвовать в официальных церемониях, создавая видимость, что у Людовика есть жена.
За это Мария получала от короля щедрый пансион, большую часть которого она отдавала на благотворительность. Оставшиеся деньги Ее Величество тратила на себя. Она посещала оперные концерты, путешествовала по Европе, знакомилась со знаменитыми людьми своего времени — композитором Моцартом, оперным певцом Фаринелли.
В 1768 году королева Франции Мария Лещинская заболела, и в июне тихо скончалась. Ей было 65 лет. Людовик, чьей женой Мария была на протяжении 43 лет, никак не выразил свою скорбь по супруге. Зато на похороны Марии в базилике Сен Дени пришли тысячи простых парижан...
Людовик пережил свою единственную супругу ненадолго. Проведший всю жизнь в поиске запретных удовольствий, король не успокоился и в пожилом возрасте. Государственными делами монарх совершенно не занимался, его интересовали только его метрессы и охота. В 1774 году 64-летнему Людовику прислали молодую красавицу, которая, как оказалось, была больна оспой. Король заразился и скончался в страшных мучениях.
Многие парижане были уверены, что оспа — это наказание Его Величеству за то, что он так плохо поступил со скромной, доброй и щедрой Марией...
Всегда ваш.
Василий Грусть.
0 комментариев