На чем прокололся последний бандеровец Страны Советов: Иван Гончарук

На свою малую родину в село Грудки, что на Волыни Гончарук приезжал часто. Бояться было нечего – его темное прошлое забыто, а сейчас он хороший отец и семьянин, честный работяга. Казалось бы, ничего в нем не напоминает человека, который в составе украинской повстанческой армии (организация запрещенная на территории РФ) был участником карательных операций против своих же земляков – мирного населения.

Но Гончарука все же узнали. Судим он был дважды – в первый раз вышел по амнистии, а во второй раз был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Впрочем, в конце 2018 года имя Гончарука было реабилитировано президентом Украины, а сам он признан жертвой политических репрессий.

Отказ от службы и поддержка бандеровцев

После первого ареста

Родился Гончарук в 1925 году в семье достаточно обеспеченного крестьянина в небольшом селе, которое относилось к территории Польши. Окончил 6 классов, а затем, после присоединения Западной Украины к СССР поступил на курсы слесарей. Но доучиться не успел – старшего брата призвали в армию, и он вернулся в родное село чтобы помогать матери. Сам Иван призыву не подлежал.

Благополучно пережил гитлеровскую оккупацию, причем доподлинно не известно, чем конкретно он занимался в этот период времени. Но в 1944 году, когда Красная Армия уже освобождала западные территории, младшего Гончарука тоже призвали на службу. Однако он вставать в ряды освободительной армии не пожелал. Сначала просто прятался по родственникам, а затем и вовсе подался в леса и примкнул к бандеровцам.

Поймали Ивана и еще двоих бандеровцев в конце 1945 года. Они прятались на чердаке, причем с оружием в руках. На следующий год ему был озвучен приговор – высшая мера наказания. Однако приговор молодому парню смягчили, заменив расстрел 20 годами лагерей. К примеру, солдаты из отряда коллаборационистов-украинцев по тем временам получали максимум 10 лет содержания под стражей. А значит Гончарук не рассматривался как рядовой солдат или пешка, случайно свернувший на кривую дорожку.

Судя по официальным данным Гончарук обвинялся в ликвидации тех, кого «коллеги» определяли в качестве доносчика или советского активиста, то есть речь идет о простом мирном населении – односельчанах и земляках. Имеются даже конкретные имена и фамилии людей в чьей гибели он был виноват. Сам обвиняемый настаивал, что лично никого не убивал, а в отряде занимался только хозяйственными вопросами, максимум стоял на посту. Однако его непосредственное участие в карательных операциях было доказан, и он получил срок.

Амнистия и новая жизнь

Ничего не мешало бандеровцу радоваться жизни

Свой срок Гончарук отсиживал на Колыме. В 1955 году, после того как вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, который предполагал амнистию сотрудничавших с оккупантами он попал под амнистию. Причем в указе значилось, что помилованию подлежат те, кто сотрудничал с оккупантами по глупости и незнанию. Возможно бандеровцу на руку сыграл его юный, на момент ареста, возраст, но он тоже вышел на свободу. К тому же амнистии подлежали только те, че срок заключения был меньше десяти лет, а Иван как раз успел отсидеть половину своего двадцатилетнего срока.

Освободившись, молодой мужчина обустроился в Магаданской области. Сначала работал поваром в ближайшей воинской части, затем окончил курсы руководителей производства и стал директором столовой. Параллельно познакомился с будущей супругой и создал семью. В жизни бывшего карателя все складывалось вполне благополучно. Один за другим родились сын и дочь, супруга работала швеей, да и сам Иван поднимался по служебной лестнице.

Зарабатывала семья хорошо, к тому же северные зарплаты тогда не шли в сравнение с обычными, они проводили отпуска в Краснодарском крае. Видимо тогда то Гончарук настолько расслабился и поверил в собственную добропорядочность и решил, что ему окончательно все сошло с рук.

Многие бандеровцы, так и остались жить на Колыме, никогда уже не возвращаясь в родные края, справедливо опасаясь возмездия родных и близких тех, кого лишили жизни. Но только не Гончарук. Его неизменно тянуло в родные место, при этом он считал, что сполна искупил свою вину и больше ему ничего не грозит.

Так, они купили дом под Харьковом и перебрались жить туда. После переезда он все чаще приезжал в родные места и тот факт, что он уже отбыл наказание вовсе не означал, что он чист перед законом. Как и многие бандеровцы он скрыл самые темные страницы своей биографии, ответив перед законом лишь за малую толику своих преступлений.

Новое дело

Второй арест

 

Однако если сам Иван благополучно «забыл» о всех своих злодеяниях, то те, кто от них пострадал прекрасно помнили об этом. Так, в 80-е годы, когда он в очередной раз приехал в родные края, Некий Николай Найдич узнал в нем карателя, который жестоко избил его мать. Женщина в результате скончалась. Он написал заявление в милицию и дело было возобновлено вновь. Нашлись новые свидетели, пострадавшие, показания дали и подельники.

В результате следственных мероприятий стало понятно, что Гончарук отнюдь не был на вторых ролях во время карательных операций. Выяснилось, что отряд, в состав которого входил Иван причастен к более чем 40 убийствам мирного населения. Свидетельские показания доказывали, что он лично виновен в смерти как минимум троих человек. Амнистия, по которой преступник вышел на свободу, на такие деяния не распространялась.

Защита Гончарука давила на то, что свидетельские показания спустя 40 лет не могут быть достоверными. Сам бандеровец и его родные тщетно прошли множество инстанций, для того что добиться снисхождения, но тщетно. В 1987 году он приговорен к высшей мере. Приговор был приведен в силу спустя почти два года. Учитывая, что на дворе были горбачевские перестроечные времена и многие прежние герои подвергались критике, то казнь Гончарука была возможно только при наличии железных доказательств.

К тому же, не в пользу предателя сыграло и то, что бывшие подельники, опасаясь, что и относительно них вскроются новые обстоятельства, сдали Гончарука без малейшего сожаления. К тому же, в отличие от них он вышел по амнистии, вернулся в родные теплые края, в то время как они отсиживались на Колыме.

Северные районы, в которых проживал Гончарук большую часть своей жизни, могли стать для него спасением. Спустя лишь небольшое количество времени он мог вернутся на родину уже в качестве героя. Через три года после его смерти на Украине был принят закон о реабилитации жертв политических репрессий. А затем и вовсе был подписан указ, согласно которому специально созданная комиссия и вовсе реабилитировала бандеровцев, в том числе и Гончарука. Однако в этом случае можно сказать лишь, то, что возмездие все же нашло виновного, пусть даже почти спустя полвека.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +12

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.