Eurythmics: музыка для души



Eurythmics — британский синти-поп-дуэт, основанный в 1980 году композитором и музыкантом Дэйвом Стюартом и певицей Энни Леннокс.

История Eurythmics началась в 1975 году, когда Леннокс, работавшая официанткой в вегетарианском ресторане в Лондоне, принесла Стюарту заказанную им тарелку капусты.

Впервые эта пара стала работать вместе в составе поп-группы The Tourists, основанной Стюартом и его приятелем Питером Кумсом, который был автором и исполнителем всех песен коллектива. Леннокс, молодая певица из Шотландии, бросила ради участия в группе обучение в Королевской Академии Искусств, где она изучала игру на флейте и клавишных инструментах. Дополнительным моментом, привлекшим Леннокс к вступлению в The Tourists, был сам Стюарт — пара довольно быстро сошлась, и вскоре они уже жили вместе.

The Tourists записали два альбома, достигли определённого уровня коммерческого успеха, однако в целом опыт был далёк от позитивного — у группы были довольно сложные отношения с лейблом, закончившиеся судебными разбирательствами, участники не находили общего языка внутри группы, и в конце концов The Tourists тихо развалились. Несмотря на то, что вместе с развалом группы прекратились и романтические отношения между Леннокс и Стюартом, они, тем не менее, решили сохранить творческое партнёрство. Так родился дуэт Eurythmics.



С первых же дней существования нового коллектива было решено, что основным принципом существования Eurythmics будет свобода от необходимости идти на компромисс. Стюарт и Леннокс останутся единственными постоянными участниками дуэта, а остальные музыканты будут привлекаться по мере необходимости и возможностей. Дуэт также решил не ограничивать себя никакими стилистическим рамками — первоначально они будут поп-группой, однако оставят за собой право экспериментировать с электронными инструментами и авангардными влияниями.



Насколько высоко метили Eurythmics, стало понятно по тому, с кем они решили сотрудничать во время записи своего дебютного альбома «In the Garden» — в качестве продюсера был выбран Конни Планк, сотрудничавший с легендарными краут-рок-коллективами Kraftwerk и Neu!, а в списке приглашенных музыкантов числились Яки Либецайт и Хольгер Зукай из Can, ударник Blondie Клем Берк и флейтист Тим Уитер. Несмотря на привлечение тяжёлой артиллерии, меланхоличный и холодный синти-поп-альбом был принят довольно прохладно как критиками, так и публикой.



Ни капли не смущённые подобной холодностью, Энни и Дейв взяли в банке кредит и основали собственную крохотную студию над помещением фабрики по изготовлению рамок для фотографий. Такой подход позволил Eurythmics существенно экономить на оплате дорогостоящего студийного времени и экспериментировать вволю. С другой стороны, в турне они выступали исключительно вдвоём, используя различное электронное оборудование для воссоздания полномасштабного звучания, и перевозить все это оборудование им приходилось самостоятельно.
В районе 1982 года такой изматывающий график дал о себе знать — Стюарт был госпитализирован с лёгочным заболеванием, а Леннокс перенесла нервный срыв. В 1983 году вышел второй альбом Eurythmics под названием «Sweet Dreams (Are Made of This)», и ситуация мгновенно изменилась.
Заглавная композиция Sweet Dreams (Are Made of This), вышедшая первым синглом с альбома, стала феноменальным хитом в родной Великобритании, во многом благодаря довольно авангардному для того времени видеоклипу, где Энни Леннокс появлялась с коротко стриженными оранжевыми волосами.
Вскоре покорились и заокеанские хит-парады — «Sweet Dreams» взобралась на первое место американских чартов, а фото Энни Леннокс (с оранжевыми, разумеется, волосами) украсило обложку журнала Rolling Stone.


Стюарт в интервью признался, что знаменитая басовая партия, моментально ставшая визитной карточкой песни, была придумана случайно — один из треков, над которым работала группа, был проигран задом наперед, и так появился этот звук. Годом позже Eurythmics выпустили следующий альбом «Touch».

Альбом был встречен столь же позитивно, сколь и его предшественник — три сингла с альбома, блистательная меланхоличная синти-поп-баллада «Here Comes the Rain Again», чувственная «Who’s That Girl?» и неожиданно весёлая, приправленная карибскими мотивами «Right By Your Side» стали хитами, а снятые на них клипы весьма активно крутились на MTV.


В том же году Eurythmics записали саундтрек для экранизации знаменитого романа Джорджа Оруэлла «1984». Режиссёр Майкл Редфорд, правда, заявил, что ему навязали этот саундтрек, и в фильме звучит более традиционная оркестровая музыка. Материал же, написанный Eurythmics, в конце концов вышел отдельной пластинкой под названием «1984 (For the Love of Big Brother)».

Единственная композиция с вокалом «Sexcrime (Nineteen Eighty Four)» была выпущена отдельным синглом и снова стала огромным хитом в Великобритании. В том же году лейбл группы выпустил мини-альбом «Touch Dance» — на нём было несколько танцевальных ремиксов на песни с альбома «Touch».


Следующий альбом группы под названием «Be Yourself Tonight» увидел свет годом позже, и на нём Eurythmics попробовали расширить своё звучание. В записи звучат живые ударные, бас-гитара (партии последней предоставил Дин Гарсия, много позже основавший коллектив Curve) и духовая секция, а среди приглашенных музыкантов отметились Стиви Уандер, сыгравший на губной гармошке, и Майкл Кэймен, занимавшийся оркестровыми аранжировками.

Также на пластинке были два дуэта — с Аретой Франклин и Элвисом Костелло. Синглы Eurythmics снова покорили чарты — особенно успешной стала знаменитая песня «There Must Be an Angel (Playing With My Heart)», в которой звучала губная гармошка Стиви Уандера.


Традиция выпуска по альбому в год продолжилась и в 1986 году, когда вышел «Revenge». По сравнению с «Be Yourself Tonight», альбом произвёл заметно меньше шума — сингл «Missionary Man» попал в танцевальные чарты, а в остальном всё было куда скромнее.
Несмотря на это, именно «Revenge» по-прежнему удерживает звание самого продаваемого альбома дуэта. Примерно в это же время участники группы стали понемногу заниматься собственными делами вне Eurythmics — Стюарт занялся продюсированием, Леннокс взялась осваивать актёрское ремесло.


В следующем же году, точно по расписанию, вышел ещё один альбом Eurythmics «Savage». В этот раз группа двинулась в менее коммерческом направлении, представив коллекцию мрачноватых, почти полностью электронных номеров с более глубокими и личными текстами.
В интервью Энни Леннокс сказала, что если «Revenge» был ближе к стюартовскому пониманию того, как должны звучать Eurythmics, то в «Savage» звучит её версия. Вместе с альбомом был выпущен одноименный фильм, состоявший из клипов на каждую песню с альбома. Режиссёром всех клипов выступила Софи Мюллер.


Последней работой Eurythmics перед распадом стал альбом «We Too Are One», вышедший в 1989 году. Несмотря на то, что пара песен с него по привычке взобралась по лесенке хит-парадов (например, «King and Queen of America»), по альбому было слышно, что Eurythmics утомлены.
Это действительно так и было — за восемь лет группа выпустила восемь альбомов, а столь плотный график работы сказался на отношениях между Леннокс и Стюартом.
Инициатором расставания была Леннокс — она хотела взять творческий отпуск, чтобы завести ребёнка и обдумать направление дальнейшего творчества вне рамок дуэта. Стюарт также был не против — с 1990 по 1998 год Леннокс и Стюарт практически не общались.


Первой работой вне Eurythmics стал инструментальный дуэт Стюарта с голландской саксофонисткой Кэнди Далфер под названием «Lily Was Here», пользовавшийся феноменальным успехом.


Первая сольная работа Леннокс, альбом «Diva», увидела свет в 1992 году. Его тоже ждал огромный успех как у критики, так и публики. Леннокс записала красивую песню для саундтрека фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула Брэма Стокера» «Love Song for a Vampire», попавшую в чарты наряду с заглавным синглом с «Diva» песней «Why».


Стюарт также занялся написанием музыки к фильмам, а позже сколотил группу The Spiritual Cowboys, с которой записал три альбома. В 1995-м вышел его первый полностью сольный альбом «Greetings from the Gutter», тремя годами позже последовал «Sly-Fi».


Леннокс большую часть 1990-х держалась в тени, однако в 1995-м выпустила очередной альбом, «Medusa», состоявший полностью из кавер-версий песен других музыкантов, от The Clash до Боба Дилана и Procol Harum. Альбом стал номером один в Великобритании.


Стюарт и Леннокс возобновили общение в 1998 году после смерти их коллеги по The Tourists Пита Кумса. В 1999 году, через 10 лет после выхода их последнего альбома, на свет появился новый альбом Eurythmics «Peace». В английском хит-параде альбом добрался до четвёртого места. Позже, однако, музыканты опять разбежались.


Третий сольный альбом Леннокс, «Bare», увидел свет в 2003 году, а годом позже она записала песню «Into the West», вошедшую в саундтрек фильма «Властелин колец: Возвращение короля». Эта песня принесла Леннокс премию «Оскар» в номинации «Лучшая песня к кинофильму».


В 2005 году, дабы отметить 25-летний юбилей группы, Eurythmics выпустили сборник под названием «Ultimate Collection», в который даже вошли две новые песни. Все восемь их студийных альбомов были также переизданы с новым улучшенным звуком и множеством дополнительных материалов.


Между 1983 и 1989 годами Eurythmics выпустили семь альбомов, утвердив в то же время себя как одна из самых популярных в мире концертных групп…
-«Мы считали, что так и должно быть. Постоянная, утомительная работа, настоящая каторга. Бывало, мы ехали под проливным дождем десять часов, и в результате нас надували промоутеры», — вспоминает Леннокс.
«Однажды в каком-то клубе в Бирмингеме Энни взяли в заложники, и мы с менеджером долго думали, как нам ее освободить», — рассказывает Стюарт.
Сама Леннокс этого случая не помнит. «Неужели такое было на самом деле?!» — со смехом спрашивает она.
«Да, именно так и было. Таких вещей было полно. На самом деле страшных», — подтверждает Стюарт.
«Однажды нам с Энни посоветовали уехать из Лондона, так как мы случайно стали свидетелями расистского нападения на одного из наших друзей после концерта в Ист-Энде. На него набросились охранники и избивали его прямо на тротуаре».
«Мы на самом деле скрывались, спали на полу в доме нашего приятеля в Лидсе, а потом уехали на хеви-металл фестиваль, где жили в палатке. Полное безумие!»
На этом соприкосновение группы с преступным миром не кончилось.


«Весь шоу-бизнес пронизан коррупцией. Это просто мир гангстеров», — говорит Стюарт.Он вспоминает странный эпизод в Нью-Йорке после записи четвертого альбома Eurythmics Be Yourself Tonight в 1985 году.
«Альбом получился мощным, и мы рассчитывали на серьезный успех. Но глава нашей фирмы грамзаписи в Америке ушел, и на смену ему пришел человек, до этого работавший в компании проката автомобилей Hertz. Мне это показалось странным. Что он понимает в музыке?»
«Когда мы встретились, он пожал мне руку и говорит: „Стюарт, прекрасный альбом. Точно, как “Охотники за привидениями».
«При чем тут „Охотники за привидениями“? Ты что имеешь в виду?» — в недоумении переспросил его Стюарт.
Оказывается, новый глава лейбла намеревался рекламировать альбом как фильм-блокбастер.
«Он собирался разместить наши фотографии на автоматах по продаже „кока-колы“.
Нет нужды говорить, что долго этот человек на своем месте не продержался, и Стюарт задавался вопросом, что же с ним стало.
»Через некоторое время я вижу в новостях криминальной хроники репортаж о судебном процессе. Оказывается, этого человека и его жену убили его собственные сыновья. Такой вот был парень".
«Странные люди. Странные истории. Такого, как говорится, нарочно не придумаешь», — говорит Леннокс.


Положительным моментом во всем этом было то, что такие успешные группы как Eurythmics были вольны сами определять то, что они делают.
«Мы с Дейвом любим экспериментировать. Мы всегда хотели быть непохожими на других, найти свое собственное оригинальное звучание», — говорит Леннокс.
В Sweet Dreams, например можно услышать звуки звенящих от соприкосновения друг с другом молочных бутылок. А в The City Never Sleeps включена сделанная Стюартом на диктофон запись шумов лондонского метро.
«Пожалуй, наш самый необычный эксперимент состоял в том, что я заставил свою мать ходить по гравию, которым была покрыта крыша какого-то клуба в Париже. Звук ее шагов вошел в песню I Love You Like A Ball And Chain».
«Бедная матушка. Она старательно вышагивала по крыше, а кто-то к ней постоянно подбегал и говорил: „Еще, еще!“ Она устала, раскраснелась, но звук зато получился что надо!» — со смехом вспоминает Стюарт.
Любители музыки, не заставшие золотую эпоху Eurythmics, смогут теперь ознакомиться с нею в полном объеме: в следующем году восемь студийных альбомов будут переизданы на виниле.
К этому релизу DJ Earworm подготовил 11-минутный ремикс, объединивший в себе все главные хиты группы.


«Звучит совершенно потрясающе!, — делится своим восторгом Стюарт. — Хотя задача была непростая. В каждой песне свой темп. Но у него получилось!»
Пересмотр старых видеоклипов заставил Стюарта начать рыться в своих архивах.
«Я откапываю старые съемки. Было бы здорово вернуть клип к Sweet Dreams с пасущимися на лугу коровами».
«Да уж, коровы эти никак не поддавались режиссуре» — смеется Леннокс.
Стюарт пытается отыскать оригинальные пленки Sweet Dreams, затерявшиеся где-то в архивах постоянно менявшей владельцев RCA Records.
Он помнит десятки экспериментов, прежде чем была найдена ставшая окончательной аранжировка песни, и среди этих экспериментов были такие, что и сегодня звучали бы очень актуально.
«Хотел бы я найти те пленки. По их звучанию невозможно было бы предположить, что это было сделано в 1981 году».
  • avatar
  • .
  • +11

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.