Магаданка рассказала о том, как экстренно переправляла на Колыму из Донецка свою пожилую маму

История чудесного спасения произошла в 2014 году

Со старшей дочерью Светланой, 1974 г., Донецк / Фото из личного архива Елены ДИКАРЕВОЙ

Колымчанка Елена Дикарева рассказала, как ее маму Неллю Ивановну удалось чудом (иначе не назовешь!) в 2014-м эвакуировать из Украины своими силами. Остается удивляться, как люди нашли в себе силы решиться вырваться из настоящего ада, ожидая смерти и пощады судьбы одновременно каждую секунду проделанного под грохот и свист снарядов пути.

У Елены Дикаревой в Донбассе семья очень большая, начиная от бабушек-дедушек, кровных братьев-сестер, заканчивая многочисленными двоюродными, внучатыми племянниками, крестными каждого ребенка. Они все живут в Донецке, по словам собеседницы, целыми улицами.

Родители со старшей сестрой прибыли на Колыму по распределению, по институтской путевке. Здесь родились Елена и ее младшая сестра. Жила семья в бывшем поселке Нексикан Сусуманского района. В 1990-е чета Дмитриевых с детьми переехала в Магадан.

Колымчане часто приезжали к родственникам погостить на лето, всегда тепло и тесно общались, жили очень дружно. В 2011 году умерла бабушка (мамина мама), и Нелля Ивановна, будучи уже на пенсии, приняла решение вернуться в Донецк к родне. Уехала, там прожила четыре года — до рокового 2014-го.

— Началась война, мы тогда еще не понимали, насколько это все серьезно, потому что жили всегда в мирное время, никогда не думали, что рассказы наших ветеранов – свидетелей Великой Отечественной, все ужасы той страшной войны могут случиться с нами, – вспоминает Елена. – И что может быть еще хуже, когда свои будут убивать своих же! Закрылся Сбербанк, разбомбили-разрушили аэропорт, железную дорогу. Мы, когда маме звонили, слышали, как ухают бомбы.

Каждый день родня в телефонную трубку сообщала о том, что умер кто-то из наших знакомых… Помнишь Лидочку? Убило в соседнем доме, а еще тетя Галя не дождалась сына живым из армии и следом умерла от горя… У тех – снаряд прямо в огород попал, там рытвина осталась… Знаю, что каждый человек вырабатывает в себе определенные ресурсы, чтобы пережить беду и каждому помогает свое привыкнуть к ней, адаптироваться, чтобы попытаться найти решение. Рев, пушечные залпы, крики людей каждый день… Мозг никак не хотел принимать чудовищную действительность.

— Что там, мам?

— А, бомба пролетела!

— Что ты делаешь?

— Сижу, вышиваю…

— Немедленно прячься, уходи!

Нелля Ивановна, 72 года / Фото из личного архива Елены ДИКАРЕВОЙ

Киевский район, где находится дом Нелли Ивановны и целые улицы родственников, расположен на соприкосновении границ Украины и России, украинские военные засели в аэропорту (а это 15 минут до дома), а вторые – в Щегловке. Получается, между двух огней: одни стреляли в этих, эти в тех.

По словам Елены, на улицу в то время было выходить страшно! Началось мародерство. У людей не было питания, деньги не выплачивали, магазины, которые были разрушены, грабили. Нужно было срочно забирать маму оттуда. Но как? Оставался один выход – ехать автобусом, а чтобы до него добраться, нужно было попасть в другой район города. Тут выпал счастливый случай: соседская внучка, дочь тети Кати, живущей поодаль – ее также экстренно отправляли из города.

— Мы попросили забрать и маму. Чудом удалось вызвать такси! – продолжает Елена. – Мама рассказывает, как увидели таксиста – добирались к нему на коленях! Тетя Катя в слезах молилась вслух, прижимая к себе дитя… И снова грохот, свист… Мы говорит, еле выехали из этого района. Дальше тише, потому что поехали уже в сторону Киева на автобусе. Два дня мама еще просидела в аэропорту: опять сложность, билетов не оказалось, это было 1 сентября 2014 года – сами знаете, сложно в это время вернуться в Магадан.

Мне говорят в кассе, мол, остался бизнес-класс, он стоит очень дорого – под 200 тыс. руб. Я за голову, ну что делать? Придется брать кредит… Тут снова случилось чудо: у одноклассника моей дочери мама работает в авиакомпании, она знала мою ситуацию, я обращалась к ней, в слезах и полной растерянности… Раздался звонок: Лена, только что сдали билет субсидированный, будешь брать?

Это было чудо, иначе не назовешь! Мы встречали маму всей семьей, не могли наговориться, в голове было одно: забрали, вернули, она рядом, она с нами и теперь – в полной безопасности!

Дочери со спасенной мамой: Елена, Светлана и Екатерина, в центре Нелля Ивановна / Фото из личного архива Елены ДИКАРЕВОЙ

Как после пенсионерка рассказала дочери, минуты, проведенные в аэропорту в ожидании заветного рейса, казались вечностью: по залам разгуливали американские солдаты, женщина, вжавшись в угол, старалась ни слова не вымолвить, чтобы никто не услышал русскую речь, переживала за паспорт…

Сейчас Елена почти полностью потеряла связь с родственниками на Украине, дозвониться невозможно, кто-то, быть может, куда уже перебрался…

— Мы очень надеемся на ближайшую встречу, на то, что скоро сможем спокойно жить, как раньше, – вздыхает собеседница. – Показывают по телевизору новостные сводки о том, что наши продвигаются и освобождают захваченные территории, оставляя все целым, не трогая мирных жителей, только военные узловые точки. Что нет того, что делают украинцы — бьют по жилым домам, по людям. Представляете, 8 лет мы в полной изоляции друг от друга, только переписываемся.

Я полностью поддерживаю нашего президента Владимира Путина, я верю в него! Думаю, сейчас очень многие разделяют мою позицию. Он гарантирует защиту народа и когда любой, кто бы то не был, нападает на территорию нашей страны, обижает братьев-славян, союзные государства и именно людей, глава государства по-другому поступить не мог. Специальная операция по демилитаризации Украины – мера вынужденная и направлена, в первую очередь, на спасение наших граждан.

Мы просто хотим положить конец геноциду, самому настоящему фашизму, мы помогаем нашим братьям. Мы не нападали, мы зашли и Донецк, и Луганск на основании закона и ввели миротворческие войска для защиты славянского населения на этих территориях. Война – это всегда плохо и воспринимается вдвойне тяжелее, так как враждуют братские народы. У нас общая история и культура. Но, как сказал наш президент, нас лишили выбора.

 

Анна СЕРГЕЕВА

  • avatar
  • .
  • +18

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.