Как я сдавал на водительские права в Германии

За мои двенадцать лет в Германии, только два года назад мне всерьез пришла в голову мысль сделать водительские права. Во-первых, потому что раньше было не нужно. Да и сейчас не то чтобы необходимо, но определенный комфорт в возможности снять машину конечно же есть. Собственная в ближайшем будущем абсолютно точно пока не нужна, это лишний геморрой со страховкой, налогами, техосмотром, да и вообще просто не нужна.

Во-вторых, здесь это дорогое удовольствие. Про стоимость напишу ниже. А тут выдалось вдруг и свободное время, и деньги были, а вот конкретного намерения не было. Узнал у товарища про одну автошколу, он мне ее рекомендовал. И вот шел себе шел без особых мыслей, и оказался как раз возле нее, дай думаю зайду узнаю, что и как. Ну и как-то так взял и записался.

Итак, сама регистрация проходит довольно быстро. Платите, запамятовал уже, вроде 200 евро за оформление, после чего вас направляют на курс оказания первой помощи. Без прохождения этого курса и соответствующего свидетельства вас не допустят даже до посещения теоретических занятий, и уж тем более до практики. Курс проводил молодой парень, а слушающих его было наверное, человек тридцать-сорок. Парень в начале неумело пытался шутить и все время называл нас «дети», но где-то через полчаса лекций один детина турецкого вида под два метра ростом, сидящий среди учеников, посоветовал ему обращаться в таком тоне у себя дома, а не на рабочем месте.

Сам курс длится около восьми часов, с небольшими паузами на кофе и покурить. Также по ходу дела слушающие один за другим выходят в соседнее помещение для сдачи теста на зрение. Тест на самом деле очень простой, нужно быть действительно плоховидящим для того чтобы его не сдать. В моем случае бонусом от автошколы еще шло бесплатное фотографирование на права.

На курсе вам рассказывают, что делать если вы попали в аварию, или если вы находясь на трассе видите что кто-то в ней оказался. Какое наказание может быть, если вы ехали мимо нее и не остановились и когда именно можно проехать без остановки. Что делать, если на месте аварии лежат люди без сознания (прежде всего это касается автобанов, так как они считаются наиболее опасными дорогами). В каком порядке действовать — выставить ли сперва предупреждающий треугольник (и на каком расстоянии от места аварии), а уж потом звонить в скорую и оказывать первую помощь, или сперва позвонить, а потом первая помощь, и т.д. Я так и не понял логики, почему нужно оказать первую помощь перед тем как вызывать скорую. Типа там, искусственное дыхание, перед этим усадить раненого или спросить как он себя чувствует. На самом деле тупизм, потому что даже опытный врач не сразу сможет определить можно ли сажать человека без сознания, а может у него какое-нибудь внутреннее кровоизлияние или какие другие травмы, и ему как раз необходимо оставаться в лежачем положении? Где уж об этом знать обычным смертным?

Были еще тренировки искусственного дыхания на искусственной кукле, с сопровождающими поднятиями и опусканиями головы (ее, куклы).
Вообще весь курс я счел полной чушью и обычной, но необходимой формальностью. Парень, который его вел, добрую четверть часа распинался о том, что только убедившись в том что только те кто его усвоил получат свидетельство. При этом в нашей компании сидел какой-то арабский папаша в сопровождении, как я понял, его сыновей или племянников. И если младшие таки говорили по-немецки, то папаша не понимал ровным счетом ничего. Вот вообще, ни бельмеса. При этом он долгое время отказывался делать искусственное дыхание искусственной кукле, якобы традиции, религия, вот это все. Тут его ведущий курса все же уломал, сказав что нет куклы, нет и свидетельства (все это арабскому папаше переводили его более молодые спутники). После чего он покряхтев, что-то там изобразил над пластиковым телом, чем все и кончилось. По сути, восемь часов он просидел в помещении не поняв ровным счетом ни черта из того, что было сказано. Были еще пара малолеток рядом со мной, со всеми вытекающими, «я не буду, не хочу, не могу». Но в результате свидетельства о прохождении курса получили все без исключения.

После курса первой помощи вы обязаны отсидеть двенадцать занятий по теории, каждое по 90 минут. Выглядит это следующим образом: есть десять обычных занятий, и два специальных. К специальным относятся обслуживание всего что цепляется сзади к машине — прицепы, трейлеры и прочее, а также пара мелочей связанных с «правильным» вождением, чтобы не вредить природе. Эти два спецзанятия, и именно их, нужно посетить, без этого вас не допустят до практики. А вот остальные десять, тут снова встает вопрос логики. Все они на разные темы, но при этом вы можете отходить десять занятий и при этом посещать одну и ту же тему, и вам зачтется как за все десять. То есть получается, основную роль играет число а не конкретные темы. Разумеется на экзамене вопросы будут по всем разделам, и выучите вы их или нет, это уже ваша проблема. Но суть такой схемы остается мне непонятной и по сей день.

Вопросов по теории в каталоге около 900, плюс-минус. Есть специальные аппки для телефона и планшета, как платные так и бесплатные, с видео и симуляцией. Да, их все нужно просто задолбать, так чтобы от зубов отскакивало. Тем не менее есть откровенно дурацкие вопросы, которые я никакой зубрежкой не смог доучить. Счастье, что они мне не попались на экзамене. Есть пара таких из раздела «Faustformel» — дословно «Формула кулака», я хз почему оно так называется. Например, время/расстояние, которое проходит с момента осознания опасности столкновения до реакции на нее и нажатия тормоза. Или — при какой скорости, какое расстояние пройдет машина от момента нажатия педали тормоза (еще смотря какого — аварийного или обычного) до полной остановки машины. Ну блин, какой здравомыслящий человек будет заниматься этими вычислениями даже просто так, я уж не говорю про сидя за рулем и уж тем более на автобане, на скорости в 200 км/ч? Но запоминать все это нужно, хотя в жизни конечно оно никому не пригодится.

Вообще с теоретическими вопросами нужно быть очень осторожным. Очень многие с подковыркой, часто кажется что еще не дочитав ответ очевиден, но в этом и кроется ошибка — в конце вопроса может находиться его основная суть, а ты еще недочитав уже тыкаешь ответ. Сколько раз при изучении я на это попадался. Поэтому приучил себя что даже те вопросы которые уже знаешь наизусть, все равно дочитывать до конца и более того, сперва осознать то что прочитал, а уже потом ставить ответы. В общем, экзамен по теории я сдал с нулевым количеством ошибок.

Да, насчет ошибок. Всего допускаются десять пунктов. Но общее число неоднозначно, так как есть стандартные вопросы, а есть критические. К последним относится категория Vorfahrt — «Приоритет», то есть кто первым выезжает, кто кого пропускает и т.д. За разную категорию вопросов начисляется различное количество пунктов. Допустим, сделал ты ошибку в двух вопросах из данного раздела Vorfahrt — все, не сдал, даже если при этом общее количество 10 пунктов не превышено. Разбираться в этой системе себе дороже, лучше это время вложить в дополнительную зубрежку вопросов.

Незадолго до окончания теории можно уже поднимать вопрос о практике. В моей школе были три учителя по вождению и мне достался, как мне тогда казалось, самый скучный, но на самом деле он оказался самым лучшим из всех троих.
Надо сказать, что водительские права у меня однажды уже были. Я происхожу из одной из солнечных республик Средней Азии, и там я уже сдавал экзамен. Проблем было две — сдавал я его лет четырнадцать назад и абы как — проехал сто метров по площадке ГАИ, не въехал в какую-нибудь елку — держи удостоверение. А вторая — за руль я с тех пор не садился от слова вообще. Так что на момент практики в Германии я честно во всем сознался и сказал инструктору не особо уповать на мои старые права. Хотя внутренне я предполагал, что мне будет все равно немного проще чем остальным, кто начинает полностью с нуля. Как же я ошибался.

Рано утром, перед первым часом Икс, мы встретились с инструктором в гараже и он начал вводить меня в курс дела. Сперва общий обзор машины, основные настройки, установка всего под себя, ну короче все как всегда. Тут по моей спине прокатился холодок, так как половина информации естественно тут же утекла из моей головы как из решета. И это при том что мы даже еще не завели мотор. Я вообще по природе не особо склонен к многозадачности. Кроме того, я где-то глубоко надеялся, что мы покатаемся первый день на площадке, но здесь такого понятия вообще нет — ни на практике, ни на экзамене. Навернул пару кругов по подземному гаражу и вперед, в светлое будущее, прямо в город. А жил я на тот момент в Кельне — скажем так, не лучший вариант для сдачи экзаменов на вождение. Вообще любой большой и густонаселенный город не лучший вариант для этого, но Кельн как мне показалось, это один большой кошмар, хотя конечно смотря куда заехать.

Мои мозги закипели уже после выезда из гаража и двигался я со скоростью беременной черепахи. Сцепление, взгляд через плечо, пропустить пешеходов, световор, поворотник, перестроиться, разворот, снова поворотник, переключить передачу… И это все одним махом, среди обычного трафика в центре большого города в разгар рабочего дня, где каждый торопится по своим делам и всем глубоко начхать на то что я только начал учиться.
Тем не менее первое занятие прошло довольно успешно, инструктор сказал что несмотря на мои заверения он видит, что я уже раньше сидел за рулем. Так что домой я пришел гордый собой и уверенный в завтрашнем дне. На втором занятии он был несколько более молчалив, но при этом сдержан. А вот начиная с третьего он на меня откровенно наорал, что за ерунду я творю и почему не выполняю то что он от меня требует. Должен сказать, именно после этого занятия у меня немного перестроились мозги и я таки допетрил, что обучение вождению (настоящее, а не как много лет назад) — не просто покатушки в кайф, а серьезное дело, кроме того стоящее немалых денег, оплачиваемых между прочим из моего собственного кармана.

У инструкторов, да и вообще у автошкол в городах свои маршруты, по которым они водят учеников. От наиболее легких, менее загруженных, до самых сложных, с полным набором всего что может встретиться на дорогах. Где-то с четвертого или пятого занятия (каждая поездка длится 90 минут, или два по 45, что считается двумя часами), выезд на автобан. Как меня ни убеждал мой препод, и продолжает убеждать, что автобаны, а именно выезд на них и съезд — самое опасное в вождении, я пока что считаю их наиболее простой частью вождения по сравнению с загруженными городами с кучей народу, перекрестками, и разумеется вездесущими стройками. Они в Германии везде, повсюду, и это видимо не закончится никогда. Что тут поделаешь, уж больно круто их раскатали в блин в последнюю войну, до сих пор строятся, и то тут, то там обезвреживают ржавые авиабомбы.

Мой инструктор реально классный мужик, не каждый раз такие попадаются. Конечно, это оказывает также прямое влияние не только на обучение, но и на экзамен. Практически с первого занятия он мне рассказывал как все проходит. В Кельне есть около пятидесяти экзаменаторов, и до последнего дня неизвестно кто именно тебе попадется. Может быть нормальный, может быть совсем на расслабоне, а может реальный чудак, который завалит тебя только потому что ему не понравилась твоя рубашка. Изначально препод меня натаскивал именно на таких козлов, и исходя из этого гонял меня по самым страшным кельнским участкам. Рассказывал, что последнего его ученика один такой экземпляр завалил только за то, что тот при перестроении перед началом сплошной линии сделал это немного поздно и буквально на каких-то полметра заехал на нее. Все, не прошел. Плати еще больше сотни евро только за регистрацию на новый экзамен, не считая дополнительных часов.

На моем экзамене у меня были пара моментов, из-за которых такой вот хрен мог бы меня вполне себе завалить, но по счастью мне попался нормальный экзаменатор. Например, при отрабатывании экстренного торможения на экзамене, впервые за все время, у меня нога помимо педали тормоза каким-то образом зацепила еще и газ. Только через секунду я сообразил, почему машина стоит на месте и ревет, извинился и убрал ногу с педали. При этом уловил в зеркале напряженный взгляд экзаменатора, но при этом он ничего не сказал. А вот другой вполне мог бы указать на дверь. Экзамен по практике, как и по теории, я сдал с первого раза, еще раз спасибо моему инструктору, мы с ним теперь друзья уже как обычные люди, а не как учитель и ученик.
А второй момент был, когда экзаменатор направил меня на федеральную трассу, где на участке был указатель 30 км/ч, и хотя мы уже проехали поворот налево, но я не был уверен стоит ли его считать перекрестком после которого ограничение снимается, и продолжал плестись с прежней скоростью. Экзаменатор в этот момент трепался с инструктором и лишь сделал замечание, что я мог бы ехать чуть быстрее. Наверняка он заметил в чем дело, но опять же, другой вполне мог бы сказать — чо за фигня братюня, ты правила чоли незаучил? Низачот!

Сам экзамен длится максимально 45 минут. Так как солдат спит, служба идет, и теоретически ты можешь простоять все 45 минут в пробке на автобане или где-то в городе, но экзаменационное время при этом не продлевается. Результат однако, будет скорее всего зачтен положительный, так что разумеется время и место стараются выбрать с учетом того, чтобы избежать утренних и вечерних пробок.

По возвращении на место где начался экзамен меня подвергли легкому допросу на тему как определить уровень масла, где находится дальний свет, как включить то, как выключить это, но сделано это было уже для проформы. Хотя на данный момент в техобслуживании автомобиля я конечно полный пенек.

Теперь о самом вкусном, о ценах. Как у уже написал, оба экзамена мне удалось сдать с первого раза. При этом общая сумма расходов для меня составила 2600 евро с хвостиком. Ну может даже 2700, но точно не больше. Когда я, спустя полгода, пожаловался на это уже бывшему инструктору, он сказал что на сегодня это нормальная цена, и те полторы тысячи которые обещают при регистрации почти что утопия, на его длительном опыте было всего несколько человек которые сумели уложиться в примерно сравнимую сумму, но здесь ты должен быть гением. Либо ты человек, уже имевший в прошлом хороший опыт вождения и приходишь просто на переэкзаменовку для оформления европейских водительских прав, но тогда можно и в 700-800 евро обойтись. Но мы же говорим о тех, кто проходит весь курс с нуля.

Мы как-то делали с ним паузу на стоянке рядом со зданием, где проходят экзамены. Он вышел забрать какие-то документы, а я стоял и наблюдал за машинами из других школ, так как все они в результате проходят экзамен в одном месте. Из машины вышла уже немолодая женщина, и буквально разрыдалась, но как было видно, от счастья. Когда вернулся мой инструктор, я сказал ему — со стороны такое ощущение, будто ее только что излечили от рака. Он усмехнулся и ответил что есть люди, которые тратят на курс и множество переэкзаменовок по 6-7 тысяч (!) евро. Просто, чтобы получить водительские права!

Регистрация на курс по вождению стоит около 200 евро, туда входят и занятия по теории. 30 евро стоит курс оказания первой помощи. Один час вождения (45 минут) — от 30 до 45 евро, может варьироваться от школы к школе. Так как 45 минут мало, то делают двойной, так что один сеанс вождения обходится в 98 евро, там еще что-то с налогами. Спецпоездки — к ним относится вождение в условиях темноты, непогоды, также на автобане, стоят чуть больше, евро на 15-20. Взнос за экзамен по теории — 22-23 евро, практика — 117. Учебные материалы опять же, зависит от школы. Где-то они стоят денег, в моем случае были включены в стоимость курса. Честно говоря, я запомнил только общую сумму которую мне пришлось оплатить, даже после экзамена мне было лень шариться по счетам и смотреть сколько и чего я оплатил, так что я даже не помню сколько часов пришлось накатать на практике.

После получения водительских прав, конкретно в Германии два года вы находитесь на испытательном сроке. Это значит, абсолютный ноль алкоголя в крови (после прохождения срока допускается до 0,2 промиле, хз как это по-русски называется). Ну и за превышение скорости, в зависимости от того на сколько, могут начислить более жесткие штрафы. Плюс разные другие плюшки, чреватые более серьезными последствиями чем в обычном режиме. Моя подруга на испытательном сроке превысила на 20 км, получила фото с радара, денежный штраф, пункты в водительские права, и продление испытательного срока еще на два года, так что в результате получилось четыре.

Почему я говорю про Германию, потому что например в Италии разрешения до 0,2 промиле вообще нет. Либо ты пьешь, либо едешь. Но у них это вполне можно понять, потому что так как ездят итальянцы, по-крайней мере на Сицилии, это полный кошмар. И если они еще при этом хотя бы немного накатят, то наверняка настанет коллапс всей системы.

Ну вот, как-то так.

  • avatar
  • 1
  • .
  • 0

Больше в разделе

5 комментариев

avatar
Ну блин, какой здравомыслящий человек будет заниматься этими вычислениями даже просто так, я уж не говорю про сидя за рулем и уж тем более на автобане, на скорости в 200 км/ч?
тупорылый автор. суть в том что бы ты вообще это узнал, что например время реакции 0.2 секунды и машина водитель которого не держит ногу на тормозе проезжает лишних 10 метров на скорости 50 км в час. Все это вдалбилвать нужно, чтобы оценивали ситуацию на дороге правильно.
avatar
От части соглашусь, что автор зря бесполезными эти знания считает. Но вопрос у меня возник, ты всегда ногу на тормоза держишь?
avatar
При проезде перехода практически всегда.
avatar
когда катишься, особенно вдоль ряда машин, то так и нужно делать.
avatar
Таки и уточняйте, что вы честно слово
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.