Почему мы так говорим: «пятая колонна»
Почему именно пятая и куда делись остальные четыре?
Выражение «пятая колонна» в СССР было весьма в ходу. Так называли вражеских агентов (зачастую воображаемых), изменников, шпионов, вредителей и прочие предательские морды, подрывающие нашу прекрасную советскую Родину изнутри. И вот мода на него вернулась в наш мирный обиход.
Почему колонна именно пятая и куда делись предшествующие четыре? И кто вообще придумал так говорить?
Скажи начальнику, что скоро будешь, и мысленно перенесись в Испанию, в 1931 год. Постарайся успеть к свержению и изгнанию короля Альфонсо XIII и к провозглашению республики на Пиренеях. В 1936-м руководить страной стал альянс либералов и левых. Консервативным силам это почему-то не пришлось по вкусу. «Хм. А не свергнуть ли нам новое правительство?» — подумали они и приступили к свержению.
Бунтовщиков поддержали армия и церковь, по-соседски помощь предложил итальянский диктатор Бенито Муссолини. В стране, выражаясь шершавым языком учебников истории, вспыхнуло восстание во главе с генералом Франсиско Франко.
Прежде чем захватить телефон, телеграф и Интернет, мятежникам надо было взять Мадрид. Командовал силами франкистов, подступившими к испанской столице, генерал Эмилио Мола. Отец выражения «пятая колонна» — он!
В начале октября Мола по радио обратился к жителям Мадрида: жители, мол, Мадрида, кроме четырех армейских колонн у меня есть еще и пятая, в самом городе. Военачальник подразумевал сеть своих сторонников в количестве примерно 20 тысяч штук — тайных агентов, саботажников, диверсантов, разлагателей умов и сочувствующих франкистам. Бойтесь, де, товарищи мадридцы, в самый ответственный момент пятая колонна как выпрыгнет, как выпрыгнет! И разнесет город к лешьей матушке изнутри.
То ли колонна не выпрыгнула, то ли выпрыгнула, но не допрыгнула, то ли ее просто выдумало хитрюганское генеральское воображение Молы, но Мадрид сопротивлялся франкистам еще 2,5 года.
А популярность выражению «пятая колонна» принесла одноименная пьеса 1938 года Эрнеста нашего Хемингуэя. Она про то, как легитимные органы безопасности молодой испанской республики борются с фашистскими вредителями и гадами.
2 комментария
5-th column — пятая графа.
Берём любую старую анкету — национальность.
Далее понятно.
Там в тех реалиях «колонна» означало нечто типа армии.