Нетривиальные факты о Франции, которые открывают страну с другой стороны

Франция по праву сегодня считается самой популярной страной на планете для посещения туристами. Это и неудивительно, ведь она известна своей долгой насыщенной событиями историей и уникальной культурой. Однако даже такая популярность не способна полностью открыть все страницы жизни этого государства — часть из них остаётся покрытым ореолом таинственности, хотя, несомненно, они также представляют интерес. Вашему вниманию 14 нетривиальных фактов о Франции, которые открывают страну с другой стороны.

1. Об экзотическом питомце Карла Великого

Нестандартный любимец легендарного французского правителя.

Пожалуй, нет более известной ассоциации о средневековой французской истории, чем легендарная личность короля франков, а позднее — императора Запада Карла Великого, который правил в конце VIII – начале IX столетия. Правда, известно о нём больше как о достойном правителе, при котором территория его государства была вдвое больше современной Франции.

Зато далеко не каждому известно, что Карл увлекался не только военными походами, но и являлся одним из самых образованных и любознательных людей среди своих современников. Так, однажды, во время войны с аварами, которые жили приблизительно на территории современной Австрии, в числе другой захваченной добычи оказался и огромный богато украшенный рог. Но вскоре Карлу Великому пояснили, что это не рог, а зуб-бивень слона — большого животного из далёкой Азии. А тогда в Багдад как раз отправлялось посольство франков к Гаруну аль-Рашиду — им и было приказано доставить правителю диковинного зверя.

Посольство задачу решить смогло: Аль-Рашид лично подарил своему франкскому коллеге большого белого слона, которого называли Абу-ль-Аббас. Доставляли, правда, его долго — неполные 5 лет, причём производилось это по морю на специальном корабле. Европейский император был восхищён таким подарком, а потому приказал поместить слона в Королевский парк, где содержались и другие экзотические животные.

Правитель настолько прикипел к слону, что, не желая разлучаться с ним надолго, Карл начал брать его с собой в военные походы. Вот только для азиатского благородного животного это оказалось фатальным — как раз в одном из таких походов, во время переправы через Рейн, Абуль-Абба скончался по непонятным причинам. Современные специалисты считают, что Абу-ль-Аббас погиб от инфекции или в результате пищевого отравления.

2. Об особенностях отношения французов к работе

Заставить француза переработать просто невозможно.

Французы не отличаются в общем своём числе склонностью к трудоголизму, а, скорее, наоборот — достаточно прохладно относятся к собственной работе. Так, в пятничный день после обеда жизнь как будто встаёт на паузу в ожидании выходных даже в офисах частных компаниях. Зарубежные контрагенты нередко отпускают шутки, мол, что французы выполнят любую просьбу клиента, только если он не обратится с ней с 1 мая по 31 августа, после 7 утра в пятницу, в выходные дни или между 12 и 14 часами в будни.

Отдельного внимания заслуживают сотрудники бюджетных организаций и государственных предприятий. Их сегодня насчитывается около 6 миллионов человек, а обладают они широчайшим набором прав при относительном минимуме обязанностей в должностной инструкции. Эта особенность также нашла отражение в местном фольклоре: среди самих французов в ходу шутка о том, что для построения успешной карьеры в бюджетной сфере нужно как можно хуже выполнять свою работу, ведь у администрации есть только одна возможность избавиться от такого сотрудника — отправить его на повышение.

3. О странной статье дохода казны Франции в прошлом

Подход к пополнению казны у Франции был оригинальный.

В период раннего Нового времени Франция частенько поражала и продолжает поражать своими нетривиальными особенностями жизни и деятельности. Даже в вопросе увеличения дохода французского государственного бюджета умудрились подойти нестандартно. Так, в XVI – XVII столетиях одной из статей пополнения казны была, как ни странно, продажа должностей.

При этом некоторые правители пытались хоть как-то ограничить этот форменный беспредел, но ничего не действовало – уж слишком велик был соблазн получить деньги в казну буквально на пустом месте, а сверху получить с желающего должности кандидата взятку. Сохранилась даже некоторая статистика этого удивительного процесса: например, если в 1515 году при точно известном количестве государственных должностей в 5 тысяч было продано 4041 из них, то через полтора столетия уже оказывалось, что продать сумели 46 047 должностей, а сколько их было тогда в общем уже никто не знал.

4. О средневековых замках-самостроях

Замков строили куда больше, чем можно было.

Любили французы правила нарушать и в Средние века. Например, построить замок в те времена формально имел право исключительно монарх либо тот феодал, который получил соответствующее разрешение от правителя. Введено такое ограничение было сознательно, ведь появление в стране самовластных владельцев замков могло закончиться регулярными междоусобными войнами. Вот только в реальности далеко не все вассалы придерживались установленных правил.

Огромное количество хоть сколько-нибудь состоятельных феодалов строили замки абсолютно самочинно, ещё и своего сюзерена нередко максимум только ставили в известность. А те, опасаясь вассала, строящего себе замок, а, значит, имеющего серьёзный боевой отряд, старались лишний раз не обращать внимания на такие самострои. А до короля информация о незаконном строительстве вообще могла не дойти. Вот и получилось, что на территории современной Франции только сохранившихся замков насчитывается около 5 тысяч, а ещё огромное количество либо раскапывают археологи, либо историки находят в документах.

5. О проблемах школьного образования во Франции

Не всё так гладко с образование французских школьников.

На протяжении последних лет родители учеников французских школ совместно с педагогами сильно обеспокоены состоянием системы среднего образования. Более того, многие вообще считают, что положение приближается к катастрофе. Так, бесплатные государственные школы в крупных городах не проводят никакого распределения учеников по языковому признаку и, например, в одном классе, где может учиться много мигрантов, буквально считанные ученики хотя бы сносно говорят по-французски.

Что касается обучения в частных школах, то тут основной проблемой является их стоимость и недостаточное количество: мало того, что платить придётся минимум тысячу евро в год, так ещё и устроить ребёнка в такую школу станет большой удачей. Решением проблемы могли бы стать довольно распространённые во Франции католические школы, куда раньше отдавали своих детей только очень религиозные семьи, а в нынешних условиях спрос на места туда сильно вырос. Да только католическим школам запрещают расширяться, зато штаты в государственных школах и вовсе сокращают, поэтому пока что поползновений в сторону улучшения ситуации не наблюдается.

6. О налоговой системе дореволюционной Франции

Правители и чиновники старались содрать с французов как можно больше.

Ещё знаменитый писатель Александр Дюма как-то заметил, что во Франции его времён финансистов никогда не любили и даже всегда радовались, когда тех казнили. А всё потому, что именно они занимались сбором налогов. Такое положение дел отлично объясняется тем, что на протяжении столетий королевская Франция всё усиливала давление налогового пресса на народ.

Например, когда только ввели регулярные налоги к 1360 году — а до этого момента их собирали только на войну — бюджет Французского королевства составлял 46,4 тонны серебра, из которых лишь 18,6 тонны собирались с граждан, а остальное было доходами с королевских земель. В годы Столетней войны сильно утратившая территории Франция собирали с населения уже больше 50 тонн серебра, а когда восстановили территориальную целостность — то вовсе 72 тонн.

Дальше — больше: в годы правления Генриха II в начале XVI столетия из французов выкачивали уже 190 тонн серебра в год, а легендарный кардинал при дворе Короля-Солнца Мазарини располагал суммой в тысячу тонн серебра. А вот пик государственных расходов пришёлся на период, предшествующий Великой Французской революции и оценивается 1 800 тонн серебра.

Самое поразительное, что население Франции на протяжении столетий существенно в количестве не прибавляло, всегда колебаясь в районе 20 миллионов человек. И ведь вышеупомянутые суммы являлись только расходами государственной казны, а были ещё и местные феодалы, которые запросто могли навесить на подвластных им крестьян далеко не один налоговый сбор. Так что неудивительно, что в какой-то момент обычные люди взорвались негодованием и решили свалить ненасытный монархический строй.

7. О французской предтече Интернета

У французов был свой прародитель Всемирной паутины.

Мало кто сейчас об этом знает, однако французы почти изобрели Интернет, причём могли это сделать задолго до его реального автора, Тима Бёрнерса-Ли. Правда, фактически речь тогда могла идти разве что об Интернет-чаты, но по тем временам это было настоящим прорывом. Оказывается, во Франции ещё в 1980 году придумали интересную систему общения: они догадались подключить модем к телефонной линии, что позволяло обеспечить скорость 1 200 бит/с на приёме и 25 бит/с на передаче.

Идею быстро подхватили предприимчивые специалисты компании-монополиста «Франс Телеком», додумавшись вместе с недорогим модемом сдавать потребителям в аренду ещё и монитор. Система получила название «Минитель», и со временем через неё французские пользователи получили возможность доступа к порядка двух тысяч услуг. Вот только подавляющее большинство потребителей использовали прародителя Интернета в качестве чата для виртуального интима, поэтому широкого распространения система не получила.

8. О системе Шампанских ярмарок

В Средневековье Шампань была центром торговли.

Сегодня о явлении Шампанских ярмарок уже мало кто помнит, а ведь именно они в годы Средневековья сделали родину игристого вина настоящим центром европейской торговли. Оказывается, графы Шампани в XII столетии начали делать ярмарки, которые проходили на их землях, не сезонными, а непрерывными. Более того, они выдавали купцам, направляющимся туда, специальные документы о неприкосновенности. Для огромных ярмарок строились гигантские торговые площадки, склады и гостиницы для проживания приезжих торговцев. А местному графу последние платили только пошлину, получая взамен ещё и охрану.

В какой-то момент графы Шампанские умудрились последовательно заставить как всех соседей, так и лично короля Франции, защищать купцов на дорогах. На ярмарках даже осуществлялись выборные суды. Всё это сделало Шампань едва ли не мировым центром торговли. Но когда к концу XIII столетия последний граф Шампанский умер, не оставив потомства, король Филипп Красивый, некогда бывший женатым на дочке графа, быстро положил глаз на эти ярмарки.

Вначале он по надуманной причине арестовал всё имущество фландрских купцов, потом начал вводить всякие налоги, пошлины и даже запреты на определённые товары. В результате всё это привело к сокращению доходов от ярмарки в пять раз и повлекло за собой перемещение торговли в другие центры.

9. О французских кепмингах

Оказывается, французы создали кэмпинг.

Как ни странно, именно французы стали изобретателями такого явления, как «Camping municipal». Буквально этот термин переводится как «муниципальный кемпинг», правда, он не отражает чёткого понятия о сути явления. Данные заведения за небольшую плату, а иногда и вовсе бесплатно, обеспечивают туристам место для палатки, душ, умывальник, туалет, место для мытья посуды и источник электропитания.

Более того, все «Camping municipal» содержатся на средства местного населения, поэтому там всегда можно найти информацию о том, какие мероприятия происходят в близлежащей местности, у кого можно недорого купить сыр или просто пообедать.

10. Об оптическом телеграфе

Забытое ныне, но некогда революционное изобретение французов.

Это сейчас об оптическом телеграфе знают разве что историки, а вот для своего времени это французское изобретение авторства братьев Шапп стало настоящей революцией. Им помогла и Великая Французская революция, ведь именно революционный Конвент быстро оценил эффективность концепта и постановил построить телеграф.

В результате уже к 1794 году была запущена в эксплуатацию линия Париж–Лилль, а к началу XIX столетия башни французского изобретения распространились по многим странам Европы. Самое интересное, что и в те времена нашлись странные хулиганы, которые, подобно современным пранкерам, любили подшутить над получателями сообщений: на одной из французских линий на протяжении целых двух лет кто-то передавал совершенно нечитаемые сигналы, путая и пугая всех вокруг, однако в итоге афера всё-таки была разоблачена.

11. О «Законе Обри» и особенностях его функционирования

Не всем везёт с соблюдением закона Франции о количестве рабочих часов.

Нелюбовь французов перерабатывать была реакция даже у местных законодателей. Так, в 2000 году был принят так называемый «Закон Обри», согласно которому французы могут работать не более 35 часов в неделю. В теории он должен был создать дополнительные рабочие места, а вот в реальности всё пошло не по плану.

Оказалось, что его реально внедрить только на ограниченном числе предприятий, где большое количество работников выполняет однотипную работу, а все остальные вынуждены были либо повышать зарплату, оплачивая каждый дополнительный час как сверхурочный, либо каким-либо другим образом компенсировать сотрудникам переработку. В результате на уровень безработицы закон Обри повлиять вообще не сумел, но и отменить его у властей теперь вряд ли получится, так как совершенно точно против этого восстанут профсоюзы.

12. О множестве французских языков

Оказывается, французский язык — он далеко не один.

В это трудно поверить, но когда-то французских языков было много. Всё дело в том, что, будучи на протяжении долгого времени единственным языком международного общения, он при этом на Родине был понятен далеко не всем: в какой-то момент его понимали и на нём разговаривали от силы 1% населения, причём основное сосредоточение этих людей было в Париже и его окрестностях. А вот остальное население общалось в лучшем случае на «патуа» – языке, который был похож на французский разве что некоторыми фонетическими конструкциями. Вот и получалось, что француз, разговаривающий на патуа, вообще не понимал парижанина, и наоборот.

На окраинах и вообще разговаривали на своих национальных языках или диалектах. Яркий пример возникшего барьера — это театральных эксперимент великого Жана-Батиста Мольер: он со своей труппой как-то решил гастролировать по французской глубинке, ведь в Париже его пьесы Мольера были встречены очень тепло. Да вот идея потерпела полное фиаско, а всё потому, что жители провинций попросту не понимали, что говорят столичные актёры.

Самое странное, что языковая ситуация Франции никак не решалась монархией, и только во Время Великой французской революции правительство придумало смешивать солдат в полках, отказавшись наконец от территориального принципа формирования подразделений. Этот шаг сработал эффективнее некуда: уже армия Наполеона Бонапарта, а вслед за ней и страна говорили на одном языке.

13. О квотах в современной французской культуре

Национальная культура во Франции всячески поддерживается.

Во Франции существует целая система квотирования французской культуры, направленная на её сохранение и продвижение. А проявляется она в самых разных формах. Например, в музыкальной сфере установлено, что 40% композиций, которые воспроизводятся в публичном пространстве, должны быть французскими, что заставляет радиостанции и телеканалы не только транслировать французскую музыку, но и платить французским исполнителям.

В кинематографе есть специальная государственная организация – CNC, которая получает процент от продажи любого билета в кино, а вырученные деньги выплачиваются французским кинематографистам для съёмок отечественных фильмов. А если кинематографисты вырабатывают установленное на этот количество часов, то получают дополнительные пособия.

14. О «Прекрасном столетии» во Франции

Время, когда войны и неурядицы не остановили развитие Франции.

Это необычное время сейчас уже мало кто помнит, и напрасно. А началось всё нестандартно: в 1484 году во Франции произошло снижение налогов, вряд ли имеющее аналог в истории человечества. Авторами были Генеральные штаты, которые умудрились воспользоваться противоречиями в высших кругах, появившимися после смерти Людовика XI и вступления на трон малолетнего Карла VIII.

Во время борьбы за близость к малолетнему правителю, вельможи допустили сокращение общей суммы налогов с 4 миллионов ливров до 1,5 миллионов. Самое интересное, что Франция от этого не просто не рухнула, а сумела активно расти и развиваться, даже несмотря на регулярные войны и внутренние междоусобицы. В историю эта эпоха вошла под названием «Прекрасное столетие», ведь тогда население страны неуклонно увеличивалось, прыгнули вверх показатели производительности сельского хозяйства и промышленности, да и в принципе французы всех сословий понемногу становились богаче.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +7

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.