NYT: Как Путин превратил западный бойкот в золотое дно.
Если компании хотят уйти из России, президент устанавливает условия — таким образом, чтобы это было выгодно его правительству, его элитам и его спецоперации.
Зеленский обратился к западным компаниям с призывом: «Покиньте Россию. Сделайте так, чтобы русские не получили ни копейки».
На призыв откликнулись сотни компаний. Политики и активисты предсказывали, что это поможет задушить российскую экономику и подорвать военные усилия Кремля.
У президента Владимира Путина были другие планы. Путин превратил уход крупных западных компаний в неожиданную удачу для лояльной российской элиты и самого государства. Он заставил компании, желающие продавать, делать это по бросовым ценам.
Огромные отрасли промышленности — лифты, шины, промышленные покрытия и многое другое — сейчас находятся в руках все более доминирующих российских игроков. В некоторых случаях таким игроком является
государство.
Сегодня в России сохраняется здоровый потребительский мир, который помогает Путину сохранять ощущение нормальности, несмотря на спецоперацию, которая оказалась более длительной, смертоносной и дорогостоящей, чем он предсказывал.
Большинство иностранных компаний остаются в России, не желая терять миллиарды, которые они инвестировали туда десятилетиями. Другие бизнесы были проданы, и теперь они похожи на зазеркалье.
Экономические контрудары Путина помогли укрепить поддержку элит, получающих выгоду от конфликта, и смягчить последствия изоляции Запада. В то время как Украина занята краткосрочными императивами, такими как укрепление международной поддержки, относительная устойчивость российской экономики позволила Путину вести долгую игру.
Через две недели после начала Россией СВО, президент Байден хвастался, что Запад сокрушает российскую экономику. «Список компаний и международных корпораций, уходящих из России, растет с каждым днем», — подчеркивал он.
Для Путина все выглядело мрачно. Фондовая биржа в Москве была закрыта, а рубль рухнул.
Но г-н Путин готовил свое финансовое возражение. Он ограничил движение денег за границу и потребовал, чтобы компании из «недружественных стран» получали одобрение, прежде чем продавать свой бизнес.
К лету 2022 года российская экономика стабилизировалась, рубль восстановился, а стратегия Путина изменилась.
Выйдя из кризиса, правительство хотело сделать больше, чем просто держать двери открытыми. Оно все больше хотело диктовать условия каждой сделки. В августе того же года Путин издал указ, требующий, чтобы компании из ключевых отраслей промышленности получали его подпись, прежде чем продавать свои российские активы.
Десятки компаний, в том числе подразделения Siemens и Caterpillar, внезапно оказались в зависимости от прихотей самого Путина.
0 комментариев