Частичная мобилизация

Так, дорогие друзья, нам на выходных обратку оборвали на тему «почему мобилизация проходит так плохо и с такими косяками, посмотрите вот это видео, нет, вот это видео лучше, а ещё лучше вот те два видео посмотрите, такими действиями руководство страны ставит себя под удар, почему кругом такой кошмар?!».

Мы всего лишь канал про аниме и арбузы, почему к нам с такими сложными вопросами приходят – не понимаем, но давайте попробуем для порядка размотать.

Если в ходе мобилизации у вас или ваших близких возникли проблемы и недопонимания, если вы вдруг столкнулись со случаями халатного отношения или самоуправства – такое тоже бывает, да — советуем постучаться в один из этих ботов и изложить ситуацию с фото- и видеодоказательствами и сопутствующими документами. Проблема будет решена.  

Теперь по поводу всеобщего кошмара.

Чтобы ваш скворечник в этот сложный исторический период сохранял сухость, проветриваемость и общую устойчивость к внешним раздражителям, вам необходимо принять, что любая массовая затея в федеральном масштабе (даже в мирное время) всегда будет сопровождаться некоторым количеством исполнительных косяков на местах. Если кто-то решил, что СВО – это такое специальное время, в которое все люди разом должны перестать косячить, потому что на кону судьба всей нашей цивилизации, то нет, ничего подобного не произойдёт.

И не спешите валить всё на происки врагов и работу западной агентуры в российских призывных комиссиях – без неё, вероятно, тоже не обходится, но во многих случаях, подозреваем, она совершенно ни при чём.

В России (прикинули на глазок, погуляв по сайту Минобороны РФ) более тысячи военкоматов со сложной системой взаимного подчинения и подчинения региональным центрам, которая пересматривалась ещё в конце нулевых. Те пара-тройка десятков роликов и текстов с внештатными ситуациями, которые загуляли с момента начала мобилизации, если взять их в контексте общего числа военкоматов, будут являться чем-то вроде статистической погрешности.

Да, ничего хорошего в ней нет, и любые огрехи, разумеется, должны выправляться в кратчайшие сроки, чему очень способствует привлечение медийного внимания к проблемам, но говорить о каком-то всеобщем кошмаре было бы неуместно.

Всеобщий кошмар выглядел бы так: за первые дни мобилизации удалось призвать всего десять тысяч человек, по всей стране прошли массовые демонстрации против призыва, военкоматы повально отказываются принимать резервистов.

Такой кошмар был? Не было. И не будет его.

Просто медиасреда стандартно реагирует не на нормальность, а на точки её экстремумов. Другими словами, вы редко где найдёте новость вроде «в первые дни тысяча военкоматов провела мобилизационные мероприятия с минимальными косяками», зато новость вроде «в городе N. из ящика достали пять ржавых АКМ, интернет-пользователи падают в обморок» — будет прилетать вам в кукушку из любого утюга.

И в этом, кстати, тоже ничего страшного нет. Привлечение общественного внимания к проблемам – это естественный способ саморегуляции внутри сложной иерархической системы. Некоторые блогеры, вон, уже полгода дерзко пишут: надеемся, что власть не будет затыкать нам рты, когда мы говорим о важных проблемах. Как будто подобная реальная угроза от российской власти в их адрес всерьёз исходила, и кто-то из официальных лиц открыто угрожал им судом за публикуемую фактуру. До тех пор, пока блогер действует в рамках российского законодательного поля, со стороны российской власти ему вообще едва ли что-то угрожает. И как бы он внешне от власти ни дистанцировался, противопоставляя себя генералам, генштабам и апэшкам, он так или иначе остаётся частью общей саморегулирующейся системы.

Просто система эта в силу своих размеров инертна. По ней сигналы вверх-вниз идут с некоторой задержкой и в иных случаях ещё и видоизменяются по пути, потому что люди – не роботы, люди склонны получаемые сигналы интерпретировать и делают это не всегда удачно.

И на это тоже надо делать поправку.

Если вам обзванивающая всех из военкомата бабушка безучастным голосом сказала, что вы, молодой, здоровый и с боевым опытом, не подходите под призыв, это не значит, что власть в стране решила смачно плюнуть вам в душу. Просто конкретный бабушка-исполнитель работает по списку предписаний, который в её военкомате, вполне вероятно, формировался сильно заранее, не в 2022 даже году, а пару-тройку лет назад. У неё есть телефонный план, она ему следует, она физически не может в отведённый рабочий срок вникнуть ещё и в десятки звонков добровольцев, каждый из которых готов изложить свою биографию и взгляд на СВО. Тем более она не может самостоятельно пересмотреть списки и вычеркнуть лишнего/вписать нужного.

Если вы думаете, что проблема именно в бабушке – напрасно. Посади на её место академика с тремя высшими и поставь ему аналогичную задачу, он точно так же вскроется от потока ежедневно входящей информации от десятков и сотен людей, у каждого из которых есть свой жизненный нюанс. А если ещё и попробует в каждый из этих нюансов ответственно въехать – вот тогда мобилизационный план точно будет сорван.

Чтобы этого не произошло, в России (на самом деле, во всём мире) действует многоуровневая палочная система, в которой точки экстремумов придаются широкой огласке и исправляются по ходу.

Любой человек с мало-мальским управленческим опытом вам скажет, дорогие друзья, что даже самое точное и конкретное указание, спущенное сверху, вероятно, дойдёт до исполнителя изрядно обработанным. Скажешь «срочная мобилизация, 300,000, боевой опыт или опыт службы, до 35 лет» — и вроде бы куда понятней-то. Но уже где-то через день в одном из регионов обязательно вылезет случай с 50-летним инвалидом, которому пришла повестка из военкомата, потому что начальник ретранслировал только «срочная мобилизация», без дополнительных параметров (или исполнитель их не расслышал), а предписание человеку выдали -дцать лет назад, когда инвалидом он ещё не был, но нужную ВУС уже имел.

Или имел трёх детей, а не четырёх. Или не работал о ту пору в стратегической отрасли, получившей некоторое количество броней. Или не являлся единственным кормильцем в семье – всех резервистов не обзванивают же каждый месяц, чтобы уточнить, что у них там в жизни поменялось за последние 30 дней.

Все эти нестыковки, вы и сами видите, в большинстве случаев исправляются довольно оперативно – от того мужика из Сбера, который под мобилизацию попасть не должен был, до сегодняшних ста двадцати человек из Якутии, которых на сборы отправили по ошибке, и которые сейчас уже едут по домам.

И да, абстрактная власть, разумеется, не совершает все эти ошибки злонамеренно, иначе мы с вами должны были бы предположить, что власть всеми силами зачем-то старается взбесить народ и с помощью взбешённого народа себя свергнуть.

Просто в любой сложной иерархической системе на разных уровнях сидят люди с разной степенью профпригодности. Это не только в России, это везде так, всегда так было и всегда так будет – вне зависимости от степени трудностей, с которыми страна сталкивается в произвольный временной отрезок. Если вы считаете, что объективные сложности враз делают любого человека умным, ответственным, гибким и инициативным, вынуждены разочаровать: нет, люди так не перестраиваются, не все одинаково хорошо и быстро соображают в стрессовых условиях. Особенно в стрессовых условиях.

Чтобы таких случаев было меньше и вопросы решались оперативно и без лишних истерик, мы, собственно, и указали два бота в начале текста.

Наконец, чтобы получше понимать, почему некоторые наши с вами сограждане в сложных ситуациях не вывозят – жил в прошлом веке такой советский нейропсихолог Александр Романович Лурия, среди прочего изучавший когнитивные способности современников. В одной из своих работ он приводил отрывки бесед с народом, был там и диалог с главой одного из небольших поселений в глубинке.

Лурия спросил: «Что общего между вороной и рыбой?». И глава поселения ответил, что вообще ничего: человек может съесть рыбу, но не может съесть ворону. Ворона может клюнуть рыбу, но рыба ничего не может сделать вороне. На что нейропсихолог возразил: но разве и ворона, и рыба – не животные? И получил ответ: конечно, нет. Рыба – это рыба, а ворона – это птица.

Вам это, вероятно, кажется абсурдным, но так говорил глава одного из небольших поселений в глубинке — и с тех пор даже сто лет не прошло. Значит ли это, что советская власть тогда официально не считала рыб и ворон животными? Значит ли это, что все главы небольших поселений считали, что у рыб и ворон нет общего знаменателя?

Нет.

Это значит, что уровень образования требовал планомерного общего повышения, если страна хотела, чтобы её научный и образовательный потенциал не уступал среднемировому – что и было впоследствии реализовано.

В случае с сегодняшней мобилизаций будет то же самое. На первом этапе схема будет обкатана, острые выступающие углы будут сточены, в следующий раз оно пройдёт не идеально, конечно, но уже лучше. Потому что сложные иерархические системы инертны, правки в них требуют временного лага. Подписать распоряжение наверху – дело двух секунд. А вот с какой скоростью суть распоряжения дойдёт (не физически, а именно в кукушку) до всех участников вертикали – это уже другой вопрос.

Это не кошмар, не зрада и в большинстве случаев не намеренное вредительство.

Это просто особенность реального мира, от которой скулы сводит у всех, кому хотелось бы, чтобы все сию минуту — с нуля до сотни — стали умными, ответственными, исполнительными и кинулись бы перевыполнять план.

Всё ок, план будет выполнен, дорогие друзья, системе просто как обычно требуется некоторое время на калибровку. Всегда так было, есть и будет. 150, считайте, миллионов человек населения и 17+ миллионов квадратных километров площади — такие конструкции не могут в одночасье начать маршировать в ногу.

[Орда] – родная, злобная, твоя

 

  • avatar
  • .
  • +9

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.