Инфраструктура решает всё

Развитие современного общества привело к такому парадоксу, что принимаемые ранее всеми некие «скрепы», цементировавшие большинство государств: земля, народ, нация, язык, традиции и т.д. – на сегодня уступают первенство «скрепам инфраструктурным». Ибо с таковыми многие страны могут существовать, как некая отдельная суверенная территория, стоящая на ступеньке современного государства с присущим ему уровнем цивилизационных благ, а без них все катится к одной столице Могадишо с электричеством, а вокруг – сплошное Сомали!

При этом под понятием «инфраструктура» я имею в виду не только автострады, железные дороги, электросетевую инфраструктуру, но и такие виды инфраструктуры, как: медицина, образование, социальные объекты и многое другое, что делает современное государство именно современным. Иной читатель может задать вопрос:

«А чем не устраивает существующая инфраструктура?»

Частично ответ на это вопрос был дан в прошлой статье, когда я рассмотрел вопрос краха глобального проекта:

«Проект «Глобальная инфраструктура» — это построение мира глобального доминирования одного центра с условным названием «золотой миллиард». Задача проекта – перенаправление ресурсов и результатов переработки их в товары для удовлетворения постоянно растущего, ничем не обеспеченного уровня потребления доминирующего центра. При этом многие страны, которые включаются в проект «Глобальной инфраструктуры» в качестве поставщика ресурсов, товаров, зачастую за так, должны не только поступиться своими суверенитетом и национальным интересами, но и часто прямо встать на пусть быстрой деградации, предательства элит и уничтожения своих национальных государств, ради ничем не гарантированного встраивания местных элит и их семей и кланов в элиты «золотого миллиарда».

Поскольку глобальный проект рушится на наших глазах, то и выстроенная на сегодня «глобальная инфраструктура» уже в ближайшее время не будет решать задачи начала вхождения человечества в тот самый «Новый Чудный Мир» ™. А это означает, что перед нарождающимися центрами «технологических зон» встает задача построения «новой инфраструктуры». В связи с этим я могу скорректировать основные задачи, стоящие перед каждым центром новых империй, добавив к ним третий пункт:

1. Обеспечить себя и свои предполагаемые «Белые» и «Серые» зоны ресурсами и энергоносителями.

2. Готовность военного, силового обеспечения защиты своей «технологической зоны», и решения военной силой стратегических задач.

Предоставление своим «Белой» и Серой» зонам силовой «крыши».

3. Построение «новой инфраструктуры», отвечающей прежде всего первым двум задачам и задаче построения и устойчивости «технологической зоны».

Я же, прежде чем перейти к рассмотрению темы статьи, напомню некоторые выводы прошлой статьи:

1. Главная проблема состоит в очень негативном заключении: дело в том, что человечество извело легкодоступные ресурсы на прожирание в три горла Западом в последние несколько лет. А, например, себестоимость добычи шельфовой нефти в Арктике, по словам министра Новака, составляет от 70 до 100 долларов за баррель. В таких условиях я ставлю вообще под сомнение возможность построения «Глобальной инфраструктуры». Отсюда, как я полагаю, и возникли процессы распада глобального мира на так называемые «технологические зоны», поскольку с оптимизмом смотреть в «Новый Чудный Мир»тм и новый технологический уклад, как говорит один киевский философ:

«Могут не только лишь все, мало, кто это может…»

Пока некоторые любуются рекордными котировками Доу Джонс или играются с энергопакетами, Китай и Россия заняты строительством «новой инфраструктуры».

2. А новая инфраструктура, как мы указали в самом начале статьи, в будущем станет не только основой «технологических зон», но и последней надеждой большинства государств на сохранение в нынешних национальных границах. Именно об этом, о возможности создания технологических зон в парадигме определяющего условия: построения инфраструктуры для перехода к новому технологическому укладу, — и пойдет речь в новом цикле статей, где к понятиям: «сырьевой нищеброды» и «энергетические попрошайки», — добавляется новое понятие «инфраструктурные банкроты»!

3. Остатки легкодоступных ресурсов прошли мимо инфраструктуры: последний шанс реализации проекта «Глобальная инфраструктура» упущен. Теперь строительство необходимой инфраструктуры для нового технологического уклада стало возможно только в рамках отдельных технологических зон!

Как мне видится, совсем недавно будущие центры «технологических зон» совершили большие стратегические ошибки: их Высшее Политическое Руководство (ВПР) пошло по пути ложных предпосылок, будто «технологические зоны» можно начать создавать на основе уже существующей глобальной инфраструктуры. Как показывают последовавшие с того времени события, это были для многих не просто заблуждения, а фатальные ошибки. Я называю их «Тремя ошибками трех президентов».

I. Первая ошибка президента. Китайская технологическая зона.

На года правления Ху Цзиньтао выпали нелегкие времена: провести Китай сквозь горнило Великой рецессии. Тогда в поднебесной был принят своеобразный на первый взгляд метод борьбы с кризисом. Но это – только на первый взгляд. Строились города-миллионники, в которых никто не жил, прокладывались автобаны и железные магистрали, по которым никто не ездил, возникала «новая инфраструктура», насчет будущего использования которой были сомнения. Однако, как я полагаю, уже тогда руководство Китая возводило новые города и «новую инфраструктуру», как основу нарождающейся китайской «технологической зоны». На самом деле все эти объекты должны были в самое ближайшее время начать функционировать. Но… Была допущена стратегическая ошибка. Под всё это нужно было выстраивать совершенно другую инфраструктуру. И сменивший Ху Цзиньтао в марте 2013 года на посту «президента» Си Цзиньпин уже через год активно включился в это строительство. Припоминает ли читатель визит Путина в Китай в мае 2014 года? Именно там были подписаны договора о строительстве газовой инфраструктуры поставки голубого топлива в Поднебесную. Суть стратегической ошибки Ху Цзиньтао была, как мне видится, такова:

1. Под новые города в будущем планировалось строительство и новых заводов.

2. Эти заводы, как минимум, должны были:

а) откуда-то получать на переработку сырье;

б) куда-то сбывать произведенную продукцию.

Причем, в масштабах Китая понятия «откуда-то» и «куда-то» обозначали рынки за пределами государства. А с этим начали проявляться большие проблемы. По сути вся нарождающаяся китайская «технологическая зона» обнулялась простым перекрытием некоторых проливов и каналов: Малаккский, Суэцкий, Ормузский, Панамский… Чтобы избежать в будущем опасности такой географической несправедливости были начаты новые масштабные инфраструктурные проекты:

1) Один пояс и один путь;

2) Новый шелковый путь;

3) Тайский канал в Таиланде в обход Малаккского пролива;

4) Военная инфраструктура баз для охраны путей снабжения (база в Джибути) …

Отмечу, что первое предложение о создании «Одного пояса и одного пути» выдвинул именно Си Цзиньпин осенью 2013 года. Поэтому можно считать, что понимание совершенных ошибок в руководстве Китая происходило, как минимум до 2013 года, а самого товарища Си я бы назвал «Президентом «новой инфраструктуры».

Таким образом, период с 2008 по 2013 год мы можем назвать «потерянной пятилеткой» для китайской «технологической зоны», когда ВПР Поднебесной ошибочно предполагало, будто Глобальный паразит позволит Китаю использовать выстроенную глобальную инфраструктуру.

II. Вторая ошибка президента. Российская технологическая зона.

В мае 2012 года Президент России Владимир Путин подписал «майские указы», среди которых было следующее:

«1. Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на достижение следующих показателей:

а) создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;»

Справедливости ради нужно сказать, что срок исполнения этого указа еще не закончился, а как известно: «цыплят по осени считают». Но, как мне видится, данная задача выполнена не будет. И не потому, что не было или нет возможности создания этих самых новых рабочих мест, а потому, что была допущена стратегическая ошибка: опора на существовавшую тогда глобальную инфраструктуру. Как и в случае с Китаем перед ВПР России при начале реализации такого проекта стояли те же вопросы:

а) откуда-то получать на переработку сырье;

б) куда-то сбывать произведенную продукцию.

Но в пункт «а» еще добавлялось неприятное слово: «комплектующие». Оказалось, что «российский Малаккский пролив» состоялся в виде санкций, введенных за что попало: от несоблюдения прав каких-то там геев до «аннексии Крыма». Из самых громких запретов – это:

1. Запрет на импорт композитов для авиалайнера МС-21.

2. Приостановка поставок из Германии судовых двигателей для наших боевых кораблей.

3. Секторальные санкции против нефте-газового комплекса.

Но самым сильным ударом стала необходимость импортозамещения продукции более 400 оборонных предприятий на Украине. В рамках сильно изменившихся условий России срочно пришлось начать разрабатывать и строить «новую инфраструктуру». Это выразилось в новых «национальных задачах», где самой важным я считаю национальный проект:

«Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».

По этой программе будет создана инфраструктура, которая позволит поставлять сырье и комплектующие к возводимым новым импортозамещающим производствам. Типичным примером построения такой инфраструктуры является газопровод «Сила Сибири». Странно, что многие считают, будто эта труба предназначена исключительно для «высасывания в Китай наших ресурсов». Достаточно посмотреть на карту и сравнить цифры:

На строящемся Амурском газо-перерабатывающем (АГП) заводе будет разделяться до 43 млрд. кубометров газа, а остальные 38 млрд. пойдут в Китай. Позже, на базе продукции АГП запустят крупнейший газохимический завод Сибур, а недавно подписаны намерения возводить масштабный проект по производству метанола в Хабаровском крае. Отмечу также, что на базе АГП будет построено крупнейшее в мире производство гелия, без которого невозможна работа большинства высокотехнологических отраслей.

Из всего вышесказанного есть понимание, что у ВПР России на осознание допущенной стратегической ошибки ушло времени на год больше, чем у Китая, считая точкой отсечения дату принятия плана по магистральной инфраструктуре.

III. Третья ошибка президента. Американская технологическая зона.

Тот лозунг, с которым Дональд Трамп шел на выборы в 2016 году: Make America Great Again, — можно считать своего рода программой построения американской «технологической зоны». В основе плана Трампа лежала уверенность, что под воздействием «кнута и пряника»: повышения таможенных пошлин и снижения налогов, — американские корпорации бросятся возвращать свои производства на родину.

Это стало стратегической ошибкой! В основе которой лежала та же опора на вечность и незыблемость глобальной инфраструктуры, и прежде всего на то, что мировая торговля будет бесконечно вестись за дензнаки, эмитируемые ФРС. К тому же выяснилось, что и физическую инфраструктуру в самой США также необходимо обновить и даже строить заново. И тут для меня история с инфраструктурой Трампа покрыта туманом. Поначалу президент США, вроде, с энтузиазмом бросился на решение этой стратегической задачи. И даже добился неких гарантий от Синдзо Абэ по инвестированию до 700 миллиардов долларов японских пенсионных фондов в облигации нового инфраструктурного фонда. Потом эта идея угасла, и чуть позже Трамп попытался истребовать от Конгресса триллион на инфраструктуру, но и об этом сейчас никто ничего не говорит. Как я полагаю, решение этой стратегической проблемы отложено до новых выборов в 2020 году.

Отмечу также и другую проблему с инфраструктурой США, а именно с образовательной инфраструктурой. По сообщениям на состоявшейся встрече Трампа с руководством корпорации Эппл президентом был задан вопрос, почему компания не переводит свои производства в США. Ответ был сокрушительным:

«И это мы еще не говорили о степени образованности персонала: помимо 200 000+ неквалифицированных работников, ежедневно вставляющих деталь A в разъем B, на заводе всегда присутствуют около десяти тысяч инженеров, контролирующих процесс. Чтобы найти и нанять такое количество квалифицированных специалистов в США, Apple потребуется не меньше девяти месяцев… Кстати, Apple уже пыталась перенести производство на территорию Америки, когда в 2012 начала сборку ноутбуков в штате Техас. Попытка оказалась крайне неудачной – техасскому подразделению не хватало запчастей, персонала, оборудования для проверки гаджетов…»

*****

IV. Европа.

Коротко выскажусь о проблемах инфраструктуры Европы. Ранее я отмечал, что у меня есть большие сомнения в том, что в будущем может быть создана отдельная европейская «технологическая зона». А если взглянуть на эту задачу с точки зрения построения «новой инфраструктуры», то у Европы практически нулевые шансы. Достаточно взглянуть на ситуацию с «Северными потоками», энергопакетами, метаниями между трубопроводным газом и СПГ, абсолютно вредоносная санкционная политика. Даже тот факт, что до сих пор не начато строительство единой военной инфраструктуры, пока ставит крест на европейской «тенологической зоне».

*****

Выводы и прогнозы:

1. Китай раньше всех предполагаемых центров «технологических зон» осознал стратегическую ошибку опоры на глобальную инфраструктуру и после «потерянной пятилетки» приступил к построению проектов своей «новой инфраструктуры».

2. Россия раскачивалась в плену грез о том, что можно положиться на глобальную инфраструктуру на год дольше Поднебесной. Но принятые почти год назад решения дают надежды на то, что «Россия успеет».

3. США играет в «русскую рулетку». Вполне могут сложиться такие обстоятельства, что планируемая MAGA не успеет заскочить на ускоряющийся поезд. Во всяком случае я пока вижу, что Трамп озабочен не обновлением железных дорог, а строительством стены на границе Мексики. Эдак история может и вычеркнуть США из списков центров нарождающихся «технологических зон».

4. Судя по процессам, идущим в Европе, а именно по отсутствию каких-то процессов в построении «новой инфраструктуры», у европейской «технологической зоны» пока нулевые шансы на возникновение.

5. Прогнозирую скорое оживление в США возни вокруг «триллиона Трампа на инфраструктуру».

6. Пока шансы Китая на построение всей планируемой «новой инфраструктуры» крайне малы. Прежде всего из-за сопротивления Глобального паразита.

7. Параллельно с падением значимости доллара в международных расчетах и с его грядущей девальвацией будут ускоряться процессы возникновения «новой инфраструктуры» «технологических зон».

*****

Гонка будущих центров «технологических зон» в строительстве «новой инфраструктуры» выглядит похожей на спортивный биатлон. Кто-то, как Китай, уже прошел первый огневой рубеж и уходит со стадиона, кто-то, как Россия, пошел на штрафной круг, некто в звездно-полосатом биатлонном костюме только разминается на старте. Но есть и европейский участник, который, видимо, просто уснул в раздевалке…

Примечание. Конечно же, правителя Китая не совсем правильно называть «президентом». Но, как любил говаривать Сократ: это слово мы применим для красоты…

  • avatar
  • .
  • +15

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.