Железные дороги Новороссии

Железные дороги Новороссии


С момента начала вооружённого конфлита пассажирские железнодорожные связи неподконтрольных Украине территорий с окружающим миром полностью рухнули. Пассажирские поезда из Киева и центральной и Западной Украины, России сначала шли в Донецк и Мариуполь через Красноармейск. Потом, когда контроль над Славянском вернули, а Донецк окончательно потеряли — обрубили все рейсы по последней контролируемой станции — Константиновке. Поезда в Мариуполь пошли вообще через Запорожье. Где-то до зимы 2014 существовал поезд "Киев-Луганск", но потом зачем-то грохнули и его.
При этом, несмотря на то, что по мнению украинской стороны, ДНР и ЛНР — территории, оккупированные Россией, с самой Россией сообщение также практически обрублено. И, таким образом, железнодорожная сеть на непризнанных территориях является практически "островом". На этих территориях существует один поезд дальнего следования и пригородное сообщение на отдельных линиях, которые остались под контролем республик.

Итак, единственный поезд, соединяющий столицы (ну почти столицы) народных республик, "Ясиноватая — Луганск". Ходит ежедневно, на линии два состава по три вагона: "Донбасс" и "Лугань".

Железные дороги Новороссии


Поезда, соответственно, донецкого (ясиноватского) и луганского формирований.

Железные дороги Новороссии


Расписание.

Железные дороги Новороссии


Цены! Спешите насладиться халявой!

Железные дороги Новороссии


При этом поезда пользуются не то чтобы высокой популярностью. Хоть и маршрутки и автобусы стоят на порядок дороже. Многие ездят между промежуточными станциями: Горловка, Дебальцево, Алчевск.

Железные дороги Новороссии


Билеты выписываются вот на таких ламповых бланках. Цена вырезается ножницами! Помнится, такие билеты продавали раньше во всех кассах, неподключённых к "Экспрессу", по крайней мере, у нас в Жижице, пока работала касса, выписывали именно их!

Железные дороги Новороссии


Ясиноватский состав "Донбасс"..

Железные дороги Новороссии


Вспомнил славные времена, когда я наблюдал эти самые вагоны на путях Курского вокзала, и тоска и отчаяние меня охватили! Как же хочется вернуть ту Украину 2013 года, добрую, дружелюбную, единую, без всего этого кошмара, что её охватил. Чтобы можно было на таком поезде сесть и доехать через Славянск и Харьков до Орла, Тулы и родного города!

Железные дороги Новороссии


Думаю, что этого бы хотели все, как в России, так в Украине, так и на непризнанных территориях. (конечно, кроме тех, кто это всё организовал, и кто сейчас на всех трёх сторонах с этого кормится. Но мы эту тему развивать тут не будем, т.к. пост неполитический). Но, увы, фарш назад не провернуть, поэтому вот такой трёхвагонный огрызок, пока — самое крупное, что есть на территории Новороссии из железнодорожного.

Железные дороги Новороссии


Услуги в поезде! Можно даже взять постельное бельё за какие-то 36 рублей!

Железные дороги Новороссии


Больше всего торкает, что не просто "минеральная вода", а "предоставление пассажиру минеральной воды" :)) Т.е. проводники вам её в рот сами зальют за 18 рублей.

Железные дороги Новороссии


Пройдёмся по станциям. Ясиноватая. Крупнейшая станция на территории СССР! Путей здесь несметное множество. Помнится, как мы сюда в 2011 году приехали среди ночи из Таганрога на поезде "Кисловодск — Киев" и пытались найти какие-нибудь комнаты отдыха, чтобы поспать. Но на на Ясиноватой не было ни обменников, ни банкоматов, чтобы снять украинских денег, и мы поехали в Донецк. А в Донецке вокзал был на ремонте и комнаты отдыха были закрыты. В итоге мы всю ночь провели сидя в углу зала ожидания среди донбасских гопников.

Железные дороги Новороссии


Но сейчас от былого великолепия практически ничего не осталось. Много, кстати, старых электровозов ВЛ-8. В России такие, кажется, только в музеях остались.

Железные дороги Новороссии


Ясиноватая находится не вблизи линии фронта, а практически на ней самой. Место, где реально страшно находиться! При этом как раз речь о самой станции, посёлок чуть в углублении, там спокойнее. Если много где на Донбассе слышны обстрелы и взрывы где-то в отдалении, то тут их слышишь отчётливо и совсем рядом! 2-3 километра — и уже позиции украинской армии. Совсем чуть-чуть до Авдеевки, которая уже под контролем ВСУ. Естественно, и на саму станцию прилетало не раз за всё это время. Но, тем не менее, она уже 2 года продолжает функционировать под обстрелами.

Железные дороги Новороссии


Следующая станция — Макеевка. Главный и самый крупный пригород Донецка.

Железные дороги Новороссии


Всё осталось по-украински. Железная дорога на момент фото только начала выходить из-под юрисдикции Украины. Да и сейчас она, похоже, продолжает в ней оставаться.

Железные дороги Новороссии


Сейчас Макеевка — фактически основная станция для жителей всей донецкой агломерации. Ясиноватая географически к Донецку ближе, и раньше было логичнее выходить на ней (мы в 2011 ехали как раз до Ясиноватой). Сейчас же, короткая дорога в Ясиноватую проходит прямо около линии фронта, и ездить там просто опасно. Кроме того, Путиловский мост, ведущий на это шоссе, разрушен. В связи с этим, ехать в Ясиноватую надо все равно через Макеевку, из центра Донецка путь занимает больше часа. Поэтому смысла садиться там никакого нет.

На вокзале можно посмотреть расписание поездов с ближайших контролируемых станций.

Железные дороги Новороссии


Где-то через час — второй по величине город ДНР после Донецка — Горловка. Брошенный вокзал. Здесь мы, кстати, тоже были в 2011 году.

Железные дороги Новороссии


Следы войны ощущаются и здесь. Но не так, как в Ясиноватой.

Железные дороги Новороссии


Состав идёт от Ясиноватой до станции Горловка под электровозом. Дальше до находящейся уже в ЛНР Мануиловке электрификация отсутствует. И тут уже поезд тянет маневровый тепловоз. Соответственно, на пути два раза переприцепка локомотива.

Железные дороги Новороссии


Вечные санитарные зоны! Какая радость, что, хотя бы, в России всё больше биотуалетов, где этой надуманной проблемы нет.

Железные дороги Новороссии


Реклама отеля в вагоне.

Железные дороги Новороссии


Причина отсутствия электрификации на центральном участке маршрута банальна — повреждения в результате боевых действий. Выглядят эти места действительно ужасно: разрушения постоянно. Ни одного целого столба.

Железные дороги Новороссии


Вокзал города Углегорска — с разбитыми стёклами.

Железные дороги Новороссии


Относительно хорошо сохранившаяся станция Байрак.

Железные дороги Новороссии


Станция Дебальцево. Здесь, как мы помним, был эпицентр военных действий в январе-феврале 2015. До этого времени город контролировала Украина, но потом ДНР-овцы захватили его под свой контроль. Только благодаря этому и удалось запустить эти поезда.

Железные дороги Новороссии


Станция Дебальцево — один из крупнейших железнодорожных узлов Донбасса. Линия "Донецк-Луганск" пересекается здесь с магистралью "Харьков-Ростов". По понятным причинам сейчас не действующей абсолютно в данном месте.

Железные дороги Новороссии


Следов военных действий тут тоже немало.

Железные дороги Новороссии


Остатки ж.д. узла… Без слёз не взглянешь.

Железные дороги Новороссии


Перпендикулярный ход. Впрочем, грузовые составы с углём по нему на Украину через линию фронта должны ходить.

Железные дороги Новороссии


Будь прокляты те, кто устроил весь этот конфликт..

Железные дороги Новороссии


Кипучая, могучая, никем не победимая!

Железные дороги Новороссии


Славяносербск. Интересно, что станция называется в честь посёлка, находящегося в 20 км от неё. Мне сначала показалось, что он вообще находится на Украине (а станция в ЛНР), но, разобравшись, я выяснил, что он лежит прямо на линии фронта, но с ЛНР-овской стороны.

Железные дороги Новороссии


Станция Луганск. Крайне необычное здание вокзала.

Железные дороги Новороссии


Пожалуй, одно из самых интересных мест, что есть в городе.

Железные дороги Новороссии


Остатки былого великолепия. Ещё один повод пустить скупую слезу. Теперь всё движение по станции — один пассажирский и 3-4 пригородных в день. А в том же Донецке вокзал вообще закрыт.

Железные дороги Новороссии


Из-за этого площадь перед ж.д. вокзалом Луганска абсолютно безлюдна, и её очень удобно фотографировать, если хочешь сделать репортаж о том, будто бы город абсолютно вымер.

Железные дороги Новороссии


На самом деле, с недавнего времени есть и второй поезд, и также международный: "Ясиноватая — Успенская". Он идёт из ДНР в Россию до первой приграничной станции. Непонятно, почему нельзя его продлить дальше, ну хотя бы до Таганрога, а ещё лучше до Ростова. Видимо, РЖД настолько санкций боится (но с другой стороны, пускает же она к себе этот поезд хотя бы на несколько сот метров).
До апреля 2016 это была электричка, а в апреле его сделали ПДС-ом с соответствующим повышением цен. Узнал я про эту "реформу" из информатора на ж.д. вокзале Макеевки.

Железные дороги Новороссии


Помимо дальних поездов, в ДНР-ЛНР имеется относительно развитое пригородное сообщение. Конечно, "относительно" — громко сказано, это жалкие остатки от былого великолепия. Но, всё же, больше, чем ничего.

Железные дороги Новороссии


Все электрички в ДНР начинаются от Ясиноватой. Ясиноватая теперь — тупик. Отсюда идёт линия на Макеевку, дальше идёт развилка: на Горловку-Луганск, на Енакиево-Нижнюю Крынку и на Харцызск-Иловайск. Продлить маршруты от Ясиноватой до Донецка также не позволяет линия фронта.

Железные дороги Новороссии


Феерический суржик в расписании. Видно, что в новое время расписание допиливается на великом и могучем.

Железные дороги Новороссии


Бланки на пригородные билеты не менее потрясающи, чем на дальние поезда. Тоже вырезание цены ножницами.

Железные дороги Новороссии


Кстати, железная дорога — чуть ли ни единственное в Новороссии место, где ещё можно расплатиться гривнами. По крайней мере, все цены выписывают в них. Но цены называют в рублях и берут к оплате рубли. Часто проводницы переводят в уме каждый раз, когда надо посчитать стоимость проезда в российской валюте.

Железные дороги Новороссии


В связи с этим, вышел забавный случай. Захотел купить пирожков в поезде у бабушки. Спрашиваю, сколько стоит? Она: "ну вот эти по 6". О, думаю, нифига себе! Я, конечно, уже привык, что тут такое всё дешёвое, но чтобы прямо уж настолько. Решил взять побольше себе, раз они такие дармовые, но бабушка мне назвала итоговую цену в два раза выше. Как так? Ну просто, она на автомате сначала цены в гривнах сказала.

Железные дороги Новороссии


Как видим, цены на электрички совсем копеечные. Так что, по возможности, лучше ездить на них. Тем более, что они часто ходят в такое время, когда маршрутки уже заканчивают ходить.

Железные дороги Новороссии


Основное движение электричек в ДНР проходит вдоль линий "Ясиноватая — Горловка — Дебальцево" и "Ясиноватая — Иловайск". В ЛНР тоже есть свои электрички: от Луганска до Мануиловки (вдоль линии из Донецка) 4-5 пар в день, и ещё было движение по несвязанной с ними линии, идущей от Дебальцево в Фащевку, города Свердловск (ст. Должанская) и Червонопартизанск (ст.Красная Могила), рядом с переходом с Россией, ведущим в Гуково. Но сейчас, похоже, там движение закрыли, яндекс ничего не показывает.

Железные дороги Новороссии


Грузовое движение довольно активное. Составы с углём постоянно отправляются на территорию, подконтрольную Украине.

Железные дороги Новороссии


Собственно, ж.д. вокзал Донецка. Им довелось воспользоваться в 2011 году, уехав из города в Харьков. Сейчас никакого движения на станции нет (с обеих сторон железная дорога ведёт к линии фронта). Но вокзал работает, можно зайти купить билет куда-нибудь. Ну и ещё музей тут есть, который я не посетил.

Железные дороги Новороссии


Донбасский ж.д. узел всегда впечатлял. Сложная невообразимо для понимания паутина всяких линий-линий-линий. Такой плотности железок не было больше нигде в СССР. В общем то, железные дороги разных статусов попадаются тут практически повсеместно. Да, тут много чего было "самого-самого", но, увы, больше этого нет. Лучше и не вспоминать то великолепие что тут имелось, для душевного равновесия.

Железные дороги Новороссии


Больше всего вызывает вопросов и непонимания статус железной дороги, находящейся на территориях ДНР-ЛНР. До марта 2016 они управлялись Донецкой железной дорогой, управление которой было перенесено в Красный Лиман. Железнодорожники получали зарплату в гривнах на карточки, и вынуждены были периодически ездить на Украину снимать деньги. Тем не менее, после отпочковывания, у ДНР-овских железнодорожников осталась возможность получать украинскую зарплату и числиться работником ДонЖД. Однако для этого надо было съездить в Лиман и оформить специальный контракт. Кто этого не сделал, по идее может получать зарплату от руководства ДНР. Железку, вроде как, переподчинили минтрансу республики. На практике же, всё это привело к тому, что железнодорожники перестали получать зарплату вообще, ждут, что им заплатят хоть сколько то, устраивают периодически митинги и бунты. При этом, что вызывает недоумение, требуют денег они от Украины, а не от руководства ДНР, грозясь в случае невыплаты зарплат, перестать отправлять товарняки с углём на её территорию. Ситуация странная и мутная, понять, что реально происходит, как всегда, невозможно. А есть ещё железнодорожники ЛНР, у которых, скорее всего, ещё всё хуже.

Железные дороги Новороссии


Вопрос также, что если вся железная дорога управлялась из Лимана, то каким образом были запущены все эти поезда и электрички? По директиве оттуда же? Или, всё же, это руководство республик дало команду? Но как оно могло эту команду дать, если денег оно не платит и, по идее, вообще железку не контролировало? А руководство ДЖД также вряд ли бы захотело запустить внутри неконтролируемых территорий поезда по своей инициативе, особенно поезд в Успенку. В общем, вопросов к тому, как всё это работает, куда больше, чем ответов. Но, главное, что хоть как-то, но работает.

Железные дороги Новороссии

© Георгий Красников

  • avatar
  • .
  • +36

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.