Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

У большинства моих читателей в юности наверняка был велосипед «Десна». Или «Школьник». Или «Кама». Или даже – не побоюсь этого слова – «Украина»!

Я решил выяснить, куда они все делись и что стало с предприятиями, которые их производили. Думаю, вам тоже будет любопытно.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня СССР, велосипеды, история, спорт

 

«Урал»

"Урал" СССР, велосипеды, история, спорт

Республика: РСФСР
Город: Пермь
Производитель: Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции, затем ПО «Велта»
Один из самых популярных советских дорожных велосипедов. Некоторые экземпляры ездят до сих пор.

 

«Кама»

"Кама" СССР, велосипеды, история, спорт

Несмотря на маленькие колёса, на «Каме» катались не только подростки, но и взрослые. Несмотря на складную конструкцию, велосипед оказался невероятно надёжным. Многие «Камы» до сих пор на ходу.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня СССР, велосипеды, история, спорт

 

«Салют»

"Салют" СССР, велосипеды, история, спорт

Складной велосипед для тех, кто всё-таки вырос из «Камы». Производился не только в Перми, но и, например, в Йошкар-Оле.

Велта

Велта СССР, велосипеды, история, спорт

Предприятие ликвидировано в 2006 году. Велосипеды под старыми брендами не производятся. Бывшие сотрудники «Велты» основали компанию Forward, производство которой находится в Перми.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня СССР, велосипеды, история, спорт

«Форварду» также принадлежит элитный бренд Format и бренд эконом-класса Altair (о нём ниже).

«Украина» Живая легенда

"Украина" Живая легенда СССР, велосипеды, история, спорт

Республика: УССР
Город: Харьков
Производитель: Харьковский велосипедный завод им. Петровского

«Турист»

"Турист" СССР, велосипеды, история, спорт

Действительно мечта любого советского туриста. Уже полвека назад этот велосипед имел 4 скорости! Заводом также выпускались похожие модели «Спутник» и «Спорт».

«Старт-Шоссе»

"Старт-Шоссе" СССР, велосипеды, история, спорт

Возможно, первый советский шоссейник.

Специальная модель, выпущенная в честь Олимпиады-80

Специальная модель, выпущенная в честь Олимпиады-80 СССР, велосипеды, история, спорт

 

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня СССР, велосипеды, история, спорт

 

У меня сохранился единственный выставочный экземпляр «Старт-Шоссе».

У меня сохранился единственный выставочный экземпляр "Старт-Шоссе". СССР, велосипеды, история, спорт

Еще на ходу, но теперь пылится в гараже:)))

Производство продолжается. Завод принадлежит украинской компании ЮСИ. Шоссейников в линейке больше нет, но присутствуют модернизированные за счёт иностранного оборудования «Украина» и «Турист».

Производство продолжается. Завод принадлежит украинской компании ЮСИ. Шоссейников в линейке больше нет, но присутствуют модернизированные за счёт иностранного оборудования "Украина" и "Турист". СССР, велосипеды, история, спорт

 

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня СССР, велосипеды, история, спорт

 

«Минск»

"Минск" СССР, велосипеды, история, спорт

Республика: БССР
Город: Минск
Производитель: Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ), затем «Мотовело»
Белорусский аналог «Урала» и «Украины», большой дорожный велосипед.

«Аист»

"Аист" СССР, велосипеды, история, спорт

Под маркой «Аист» производились разные велосипеды, в том числе «Минск» в 80-е. Но чаще всего подразумевают модель, похожую на «Каму» и «Десну».

«Аист» с колёсами 24 дюйма. По сути – белорусский вариант «Салюта».

"Аист" с колёсами 24 дюйма. По сути – белорусский вариант "Салюта". СССР, велосипеды, история, спорт

Весной 2018 года ОАО «Мотовело» было признано банкротом. Производство велосипедов планируется перенести в белорусско-китайскую индустриальную зону «Великий Камень».

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня СССР, велосипеды, история, спорт

«Аисты» в продаже пока есть, в том числе классические складные велосипеды с 20-дюймовыми колёсами.

«Десна»

"Десна" СССР, велосипеды, история, спорт

Республика: РСФСР
Город: Жуковка (Брянская область)
Производитель: Жуковский велосипедный завод, затем «Веломоторс»
Брянский аналог «Камы», который отличался от неё главным образом рамой.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня СССР, велосипеды, история, спорт

Велосипеды под брендом «Десна» сейчас производит «Веломоторс», то есть это те же «Стелсы»
Что касается самого большого производителя велосипедов в России, то у него сейчас несколько заводов. Производство открыто в Кубинке (Московская область), станице Крыловской (Краснодарский край) и собственно Жуковке (Брянская область). Часть комплектующих для велосипедов ввозится из Азии.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня СССР, велосипеды, история, спорт

 

«Эврика-2» Пожалуй, самый странный из советских складных велосипедов – с передним псевдоамортизатором и рулём как у чоппера.

"Эврика-2" Пожалуй, самый странный из советских складных велосипедов – с передним псевдоамортизатором и рулём как у чоппера. СССР, велосипеды, история, спорт

Республика: УССР
Город: Львов
Производитель: Львовский велосипедный завод
Ещё в советское время завод сделал ставку на мототехнику. С распадом СССР ситуация на предприятии начала ухудшаться, и в нулевые завод окончательно умер. Велосипеды больше не производятся.

«Кросс»

"Кросс" СССР, велосипеды, история, спорт

Республика: РСФСР
Город: Саранск, Мордовская АССР
Производитель: Саранский механический завод
Самый модный из советских подростковых велосипедов. Был довольно популярен и в 90-е, особенно в соседних с Мордовией регионах.
СМЗ пока ещё существует и работает. Велосипеды под маркой «Кросс» тоже производятся, но широких продаж по России нет.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня СССР, велосипеды, история, спорт

 

«Сура»

"Сура" СССР, велосипеды, история, спорт

Республика: РСФСР
Город: Пенза
Производитель: ЗИФ, Пензенский велосипедный завод
Хотя ЗИФ был прежде всего оборонным предприятием, он выпускал широкую линейку велосипедов, в том числе несколько моделей под маркой «Сура».

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня СССР, велосипеды, история, спорт

Велосипеды «Сура» (Sura) до последнего времени можно было встретить в провинципальных спортивных магазинах, но теперь это раритет. В 2014 году прекратилось производство велосипедов, а в 2016-м завод обанкротили и разграбили. Авторы версии о рейдерском захвате предприятия считают, что на месте ПВЗ будет построен очередной ЖК.

«Школьник»

"Школьник" СССР, велосипеды, история, спорт

Республика: РСФСР
Город: Нижний Новгород
Производитель: ГАЗ
Пожалуй, самый массовый подростковый велосипед в СССР. Правда, в отличие от той же «Камы», он был посредственного качества.

Немногие знают, но ранние версии «Школьника» выпускались с рамой, как у «взрослых» моделей.

Немногие знают, но ранние версии "Школьника" выпускались с рамой, как у "взрослых" моделей. СССР, велосипеды, история, спорт

 

Вариант с дамской рамой

Вариант с дамской рамой СССР, велосипеды, история, спорт

Производство «Школьника» прекратилось в середине 90-х. «Группе ГАЗ» велосипеды не интересны.

«Орлёнок»

"Орлёнок" СССР, велосипеды, история, спорт

Республика: Литовская ССР
Город: Шауляй
Производитель: Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас»
Литовский конкурент «Школьника», который выгодно отличался от него качеством и удобством конструкции.

«Орлёнок» для девочек назывался «Ласточкой».

"Орлёнок" для девочек назывался "Ласточкой". СССР, велосипеды, история, спорт

 

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня СССР, велосипеды, история, спорт

В литовском Шауляе до сих пор успешно работает завод Baltik Vairas, который когда-то выпускал велосипеды «Орлёнок». Теперь он производит современные велосипеды (в частности, под брендом Panther) и продаёт их в странах Западной и Северной Европы.

«Таир» / «Альтаир-Т»

"Таир" / "Альтаир-Т" СССР, велосипеды, история, спорт

Республика: РСФСР
Город: Йошкар-Ола, Марийская АССР
Производитель: Йошкар-Олинский велосипедный завод
Интересная модель с нетипичной для советских велосипедов защитой цепи.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня СССР, велосипеды, история, спорт

Йошкар-Олинский механический завод и его велосипедную «дочку» обанкротили ещё в начале нулевых.

Бренд Altair теперь принадлежит компании Forward. Насколько я понимаю, велосипеды под этим брендом теперь производятся не в Йошкар-Оле, а в Перми. Да и фирменную защиту цепи они куда-то потеряли.

Что нового?

Что нового? СССР, велосипеды, история, спорт

Помимо гигантов Stels и Forward, которых я уже упомянул, за последние годы в России появилось ещё несколько заметных производителей.

Например, Stark, который базируется в Подмосковье, но велосипеды производит в Тайване.

Питерский Shulz, специализирующийся на складных велосипедах.

Питерский Shulz, специализирующийся на складных велосипедах. СССР, велосипеды, история, спорт

 

 

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня СССР, велосипеды, история, спорт

И калининградский завод «ВелоБалт», который выпускает велосипеды под брендами Stinger и Novatrack. Так что если продавец-консультант в веломагазине будет доказывать вам, что Stark, Shulz и Stinger – европейские велосипеды, немедленно с ним распрощайтесь. ;)

Источник: varlamov.me

  • avatar
  • 1
  • .
  • +17

4 комментария

avatar
У нас считались Кама самыми крутыми, проходимыми, удобными, ну и по росту для подростков комфортными
avatar
Первый аппарат был..)
avatar
Не увидел здесь мою Веллу с так называемой «дамской рамой». Всегда любил этот велик за дружелюбие к моим шарам. Пацаны на Уралах, конечно, подшучивали, но когда садились на раму на скорости, то говорили, что у моего велика классная рама :)).
avatar
на многих из представленных катался, некоторые имел.
но мои «школьник»,«орлёнок» несколько отличались от представленных на фото.
ну «спутник» ладно.практически тот же «турист», только руль и педали типа спортивных(с педалей «привязки для ног» снял сразу, а руль ставил то штатно, то рогами вверх.
и на моём было таки три скорости!
а как я раз разобрал каретку… а там подшипник без обоймы…
пришлось вскрывать пол в сарае и собирать шарики в трухе подполовой магнитом! до сих пор помню-72 шарика, однако, надо на круг!
  • Volk
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.