Диагноз: зимний велосипедизм

О том, как люди в Якутске катаются на велосипедах в -40 и радуются жизни.

Фото из Инстаграм @beliaevaleksandr

С каждым летом увеличивается число вальяжно катающихся по набережной парочек и несущихся по краю дороги велолихачей (часто под злобное бибиканье водителей). Это всё летом, когда велопрогулки считаются абсолютной нормой. Но есть небольшая — к слову сказать тоже увеличивающаяся — группа велосипедистов, не бросающих своих железных коней даже в лютые якутские морозы.

Есть у нас поговорка «пофиг на мороз — я в Якутии рос». Так вот, практика показывает, что не обязательно родиться и вырасти в Якутии, чтобы быть морозоустойчивым. Мой муж Андрей, например, москвич. Типичный, в третьем поколении. Переехал из Москвы в Якутск в 2010 году и первые три года тихо офигевал от неблагоустроенности нашего города: трубы коммуникаций торчат наружу, над домами паутина проводов, зелени летом мало, парк всего один, да и жили не в самом лучшем районе.

Городская белка на утеплённых трубах водоснабжения

Город маленький — население чуть больше 300 тысяч человек. Огромный плюс, что на велосипеде можно доехать куда угодно. В Москве так не разгуляешься, чтобы целыми днями можно было гонять. А тут и по делам, и по работе, и просто развеяться — красота. Зима правда суровая и долгая. Начинается в ноябре, заканчивается в марте. Средняя температура -35-40. Частенько опускается ниже. Компенсируется холод жарким летом до +35.

Якутск стоит на берегу широкой реки Лены. Есть небольшой речной порт, много пляжей — диких и не очень.
Красивых мест достаточно и в городе, и за его пределами.

Морозы, как ни странно, Андрея не слишком шокировали. Главное, что его беспокоило, это яркое солнце почти круглый год и сухой резко-континентальный климат. Зимой от статического электричества шарахался, как от электрошокера. Интернет был тогда слабоват и одно время Андрей даже хотел уехать обратно в Москву. Но стоило ему в 2012 году привезти свой велосипед, как всё изменилось! Велопоходы, соревнования, друзья-велосипедисты, живое активное общение, прекрасная природа — этого не даст никакой мегаполис со всем его комфортом.

Кангаласский мыс. С него открывается замечательный вид на реку.
Гора Турук-Хая. Километров 300 от города.

Первую зиму Андрей присматривался, начал потихоньку заводить знакомство с городскими веллерами, узнавал, что да как в зимних покатушках. Уже со следующего года решил кататься и зимой тоже.

Желтый Specialized — исключительно зимний велосипед Андрея.
Это фото января 2015 года в строящемся ледовом городке на замерзшем пляже. Мы с дочкой приехали на машине, а папа наш на велосипеде.
Когда доча пошла в садик велосипед стал её постоянным транспортным средством — расстояние от дома до сада совсем небольшое.
Зимой от сильного мороза весь город в тумане. Можно даже температуру определять — если туман, значит за -40 перевалило.

Андрей считает, что главное подготовить велосипед, а из экипировки ему достаточно обычной одежды, пуховика, зимних ботинок, лыжных перчаток. Единственное необходимое дополнение — шерстяные наколенники, которые продаются в аптеках, потому что колени мерзнут первыми. Разные маски и шарфы до глаз он не носит. Я удивляюсь, как он еще не отморозил свой длиннющий русский нос.

А вот местные веллеры, такие как Саша, укрывают лицо полностью.

Александр «Индеец» — друг нашей семьи. Замечательно готовит, бодренько катает, а в свободное от этих занятий время мастерски изготавливает мебель на заказ.
У Саши такая вот фотогеничная черная Merida, зимний пробег которой составляет уже 3 сезона.

Зимнюю эксплуатацию выдержит не каждый велосипед. Например, гидравлические тормоза явно не будут работать на морозе, а воздушную вилку вообще сплющит. Поэтому лучше выбрать механические тормоза и вилку попроще. Для подготовки велосипеда к зимним поездкам нужно:

1. Переобуть его в зимнюю резину, желательно шипованную – от 3000 рублей за покрышку;

2. Купить качественные камеры, так как они страдают больше всего (ниже пример таких страданий) — примерно 300 рублей за штуку;

3. Удалить старую смазку и тщательно прочистить все движущиеся элементы;

4. Цепь, педали и каретку побрызгать спреем «Нанопротект» — около 400 рублей;

5. Во втулки добавить немного смазки «Циатим-221» (Андрей использует Ulti-Plex Synthetic) — цены разные;

6. Обязательно установить яркое освещение — фонарик, заднюю габаритку или даже светодиодные ленты на раму.

У Индейца велосипед очень яркий. Так что даже в самом густом тумане видно.

Я тоже иногда катаюсь зимой. На удивление жарко! Только вот по тротуарам ехать неудобно, по обочине — очень скользко, а по краю дороги — страшно. Тротуары очень бугристые и наката почти нет, так что пару раз крутануть педали и катиться по инерции, как летом, не получается. Вот и едешь как на велотренажёре, без передышки работая ногами. Классный способ похудеть к Новому году!

Площадь Ленина. Есть практически в каждом городе России и Якутск не исключение.

В Якутске часто проводятся различные соревнования для велосипедистов. Организует их Федерация велосипедного спорта Республики Саха (Якутия). Одно из них завершает велосезон в декабре, когда на улице -40. Это самые холодные велогонки! В прошлом году о них написали даже в Daily Mail.

В оранжевой куртке катит Андрей.
Новый год 2017 мы встречали с велосипедами на площади. Как видите тумана нет — было очень тепло -25 градусов.

Для многих велосипед зимой — это экзотика. Большинство крутят пальцем у виска и называют зимних веллеров психами %))) Может это и так, тогда я ставлю нам диагноз — зимний велосипедизм. Заболевание неизлечимое и очень заразное, потому что как минимум хочется такие же фото!

С наступающим Новым годом всех!!!

  • avatar
  • .
  • +22

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.