9 советских велосипедов: ностальгируем по ушедшему

А кто, собственно, строил велосипеды в СССР?

«Спутник»

«Спутник» СССР, велосипед, ностальгия

Недолго выпускавшийся — всего-то с 1964 по 1968 год — на Харьковском велозаводе велосипед для взрослых.

«Кама»

«Кама» СССР, велосипед, ностальгия

Бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ), который позже назывался «Велтой», а ныне — это бренд Forward, прямой наследник «Камы». Завод существовал с 1939 по 2006 год.

«Школьник»

«Школьник» СССР, велосипед, ностальгия

Бренд Горьковского велосипедного завода, входящего в объединение ГАЗ. Предназначались «Школьники» для детей школьного возраста (как нетрудно догадаться по названию) и производились с 1956 по 1996 год. Сам завод делал велосипеды с 1940-го.

«Урал»

«Урал» СССР, велосипед, ностальгия

Ещё один бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ). Но если «Кама» была складным велосипедом, то «Урал» представлял собой почти вершину советского велостроения, тяжёлый дорожный велосипед.

«Тахион»

«Тахион» СССР, велосипед, ностальгия

Про этот велосипед простой советский человек знал немного. «Тахион» был брендом Харьковского велосипедного завода, под которым производились профессиональные шоссейные и трековые велосипеды для спортсменов (с 1981 по 1992 год).

«Орлёнок»

«Орлёнок» СССР, велосипед, ностальгия

Аналог горьковского «Школьника», только производившийся на Минском мотовелозаводе, а позже — ещё и Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ).

«Аист»

«Аист» СССР, велосипед, ностальгия

Бренд Минского мотовелозавода (ММВЗ), основанного в 1947 году. Что интересно, ММВЗ существует по сей день и прекрасно производит современные велосипеды под тем же брендом — Aist, просто находится уже в другой стране, Беларуси.

«Москва-80»

«Москва-80» СССР, велосипед, ностальгия

Крутейший и самый легендарный советский трековый велосипед, выпущенный в количестве 52 штук в 1978—1980 годах аккурат к Олимпиаде. Все работы — и конструкторские, и производственные — велись в Центральном конструкторско-технологическом бюро велостроения, а позже в Харькове начали делать «Тахионы», основанные на «Москве-80».

«Ласточка»

«Ласточка» СССР, велосипед, ностальгия

Параллельная «Орлёнку» модель для девочек с «ломаной» рамой. Производилась на ММВЗ, ШМВЗ, ХВЗ.

Источник: yo.md

  • avatar
  • .
  • +53

47 комментариев

avatar
у «Камы» был миниатюрный аналог — «Десна». Из-за названия велик никогда не пользовался почетом у школоты. И почему-то в списке отсутствует мечта всех школьников 80-х — велосипед «Салют».
avatar
согласен про «Салют», а также аналогичный по конструкции «Уралу», только больших размеров (не знаю как он называется, во дворе его звали «Взрослик»)
avatar
из трёх букв назывался, ЗЭФ кажется
avatar
А Аист разве не аналог Салюта?
avatar
Аист аналог Камы.
avatar
Был «Кама» и на «Орлёнке» маленький чуть не обился, щебенки в моей правой стороне тело хватило на всю жизнь))
avatar
Кама и Салют. Очень удобно, сложил пополам и домой понес, места много не занимает
avatar
Простой Салют не был складным, складывался Салют-С.
avatar
складной велосипед — это ересь в принципе.
avatar
Почему?
Я правда никогда свой не складывал, но вижу в этом плюсы, особенно, когда маленькая квартира.
avatar
ты сам ответил:
Я правда никогда свой не складывал
avatar
Я думал, может с технической стороны в этом минусы какие-то есть, так-то на зиму под кровать засунуть в сложенном состоянии — милое дело.
avatar
Это именно с технической стороны проблема.
Жесткая рама — это треугольная рама. Треугольную раму не сложишь. Вместо этого делают одну толстенную и тяжеленную трубу. Конструкция все равно не жесткая и еще и тяжелее. Плюс узел складывания — слабое место.

Взамен этих проблем получается возможность складывания, которая не имеет вообще никакой пользы.

(Есть единственное оправдание для покупки складного велика: если его постоянно требуется заносить в метро. Всё, никаких других причин не существует.)

А под кровать сложенный велик не влезет.
avatar
Плюс узел складывания — слабое место.
это в теории. На практике не помню случаев, чтобы он у кого-то ломался
avatar
Полно случаев. Чаще всего так: на ходу появляется люфт, если сразу не заментил и не закрутил, то через 5-10 минут резьба слизана.
И потом мы видим Камы, где отверстия рассверлены и закручено намертво на болты. Или вообще заваренные.
avatar
Ну… я 3 сезона Каму испытывал никаких поломок не было, только в колесах камеры на каучук заменил))) И у топил её потом в глиняном карьере)) Ничего там не расшатывалось.
avatar
в колесах камеры на каучук заменил
не, мне так не понравилось )
avatar
Так никому не нравилось, но и камер не было в то время, после грыжи — выбор только один)
avatar
у меня тоже Кама не сломалась, но заваренных Кам было полно.
avatar
Может быть, у меня на селе у одного она была)) Других складных не встречал)
avatar
А под кровать сложенный велик не влезет.
Ну это уже и от кровати зависит) А то что тяжелый, это да… минус серьезный.
avatar
Как я только свой Салют-С не убивал, вилка гнулась, крылья на второй год в хлам, задний треугольник гнулся так, что педали били по железу, пальцы не педалях разбалтывались каждый год, труба рамы выходила из детали в которой «каретка педалей» располагалась, возил в мехцех просил забить и заварить. Всех бед не упомнить. Помучился велик у меня лет 5-7 и ещё потом пару лет, после продажи, у более нерадивых хозяев.
Но каждую зиму он хранился в сложенном виде в кладовке и никаких проблем с узлом складывания не наблюдалось. Равно как у моих корефанов во дворе с такими же великами.
avatar
Всё равно велик тяжелее. Кого тогда это волновало правда…
avatar
Резинки от противогаза на все трубки, проволока на спицах, катафоты от грузовиков где попало и на этом фоне никакой разницы.
avatar
тогда не требовалось катать быстро и много.
avatar
ересь — это когда посадка «жопа выше головы». Рули, согнутые в баранку, это трековская хуйня, абсолютно не нужная в городских условиях
avatar
Ты говоришь, что велосипеды, которые не являются городскими, плохо подходят для города. Капитан?
avatar
в городе таких достаточно встречалось
avatar
и?
avatar
дак вот
avatar
складной помещался в багажник
avatar
теоретически?
avatar
в ВАЗ-2108 помещался реально
avatar
1. В 2108 поместится и любой нескладной, даже пара штук.
2. Складные велики все равно никто не возит в багажниках.
avatar
у меня была складная Кама, меня вообще не напрягал шарнир на раме. Не понимаю, какие с ним проблемы
avatar
Он бы тебя еще больше не напрягал, если бы его не было.
avatar
На своей Каме я рычаги забивал молотком. Сам понимаешь, они почти что переставали быть откручивающимися.
avatar
была возможность его заварить, я отказался
avatar
у мя кама до сих пор жива
avatar
Была и Кама и Салют, фак ЕАаааааа.
avatar
Кама казалась попыжовее, в горку легче ехалось, и первичный набор скорости проходил быстрее, а салюта пока его колёса раскочегаришь приходится его опять в ручную вести.
avatar
Ещё был Кросс. Колёса как у Камы, но рама треугольная, чем-то схож с современными BMX.
avatar
Орленок по-моему у каждого школьника был в 80-х. Большинство Орлят в нашем дворе были самодельными, собирались из запчастей. Самый лёгкий и скоростной велик. Салют так не мог разогнаться, зато он был вездеходнее. Крутой псот, спасибо
avatar
Не, уж если мерились великами то начальный уровень был все таки Школьник, потом Орленок (как бы был по умолчанию у каждого пионэра), выше только Кама, потом Салют. И еще франкенштейны из Орлят, Салютов и Взросляков… Эх, было время… А у меня Салют скомуниздили…
avatar
Урал у меня до сих пор жив, в гараже стоит. На раме еще с 90-х модный шланг от противогаза :)
avatar
Зачем?
avatar
там хорошая рама.
Интересующие люди из них делают понтовые дорожники или горные найнеры.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.