Первая женщина-машинист тепловоза

Эту фотографию знают многие. Восточная красавица на фоне тепловозов.

Номер 1


Надпись, как правило такая: "Первая женщина-машинист тепловоза Башарат Мирбабаева (депо Ташкент), 1951 год". И всё.

И мне стало интересно, кто же она такая первая женщина машинист тепловоза, какова её судьба ?


 

Сначала я достаточно легко выяснил, что это фото с обложки журнала Огонёк № 20 май 1951 года.

Номер 2


А вот потом было сложнее, и вот что удалось узнать.

Родилась Башарат 5 декабря 1916 года в городе Верном (Алма-Ата). До 1935 года никаких сведений о ней нет, но уже в 1935 году в газете " Правда Востока" была опубликована фотография с коротенькой подписью: «Первая узбечка-парашютистка, комсомолка Мирбабаева, совершившая на днях второй прыжок с самолета». Увы но это фото мне найти не удалось. В то время, когда был сделан первый снимок, Башарат работала радисткой на железной дороге, весь свой досуг посвящала занятиям в аэроклубе. А ее инструктором был Абдусамат Тайметов, знаменитый впоследствии лётчик

Номер 3


И именно с этого момента советская пресса начинает уделять внимание молодой комсомолке Башарат.

Это январский номер журнала Смена за 1939 год

Номер 4


В рубрике "Дневник смены" небольшая заметка "На паровоз" в правом углу страницы.

Номер 5


Номер 6


Вот ее текст :

На паровоз!

Перед вами первая парашютистка Узбекистана комсомолка Башарат Мирбабаева. Она была первой узбекской девушкой, отважившейся спрыгнуть с самолета.

Здесь, на снимке, мы видим Башарат не в кабине самолета, не в одежде парашютистки: Башарат изучает паровоз.

Недавно Лазарь Моисеевич Каганович призвал девушек к овладению техникой паровоза. На призыв сталинского наркома горячо откликнулись многие молодые железнодорожницы Ташкентской дороги. Заявили о своем желании стать машинистами расцепщица станции Туркестан тов. Касимова, проводница станции Кзыл — Орда тов. Рубо, токарь депо станции Самарканд тов. Юдина и многие другие.

Башарат Мирбабаева вместе с другими 27 девушками поступила на курсы железнодорожных машинистов, организованные управлением и политотделом Ташкентской железной дороги.

Этот снимок сделан на уроке преподавателя курсов тов. Беспалова. Он объясняет Башарат Мирбабаевой устройство паровоза.

В начале 1939 года учащиеся курсов будут проходить практику на паровозах, а в апреле закончат курс и сдадут экзамен на звание помощника машиниста.

И Башарат стала первой в Узбекистане женщиной машинистом паровоза, а уже после Войны, когда на смену паровым локомотивам стали приходить дизельные, она первой в СССР освоила профессию машиниста тепловоза.

После публикации знаменитого фото в Огоньке пришла слава. С ней встречались на равных крупные руководители отраслей, правительств, военачальники, ученые, активисты. Чего стоят такие имена, как маршал К.Рокоссовский, председатель СНК Усман Юсупов, председатель ЦИК Юлдаш Ахунбабаев. Она получила звание Почетного железнодорожника СССР, Заслуженного работника физической культуры и спорта Узбекской ССР, стала депутатом Верховного Совета СССР и Узбекской ССР.

Знаменитая советская актриса и режиссер Неля Атауллаева свою первую первую работу в документальном кино сняла о женщинах. В короткой ленте «Дугоналар» («Подруги») режиссер рассказала о судьбах героинь разных профессий: об узбекской поэтессе Зульфие, ученом, профессоре Ирине Райкове, докторе медицины Зульфие Умидовой и первой женщине-узбечке машинисте тепловоза Башорат Мирбабаевой.

К сожалению этот фильм мне найти не удалось.

А это фотография легендарного узбекского фотографа Макса Захаровича Пенсона, она называется

"Помощницы мотористки Башорат Мирбабаевой" — классика отечественной фотографии.

Номер 7


В Ташкентском музея железнодорожного транспорта (там кстати находятся уникальные локомотивы и вагоны) есть небольшая экспозиция посвященная Башорат Тулягановне Мирбабаевой.

Номер 8


Удивительная эпоха, потрясающие люди !

Легендарная железнодорожница ушла из жизни 20 марта 2010 года… Вечная память.

источник

  • avatar
  • .
  • +20

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.