Жутковатый подводный пейзаж: сбитые самолеты и утонувшие суда

Останки бомбардировщика B-17G Flying Fortress, сбитого во время Второй мировой у берегов Хорватии
Останки бомбардировщика B-17G Flying Fortress, сбитого во время Второй мировой у берегов Хорватии

Мастера подводной фотографии поделились с корреспондентом BBC Earth завораживающими снимками утонувших кораблей и самолетов, покоящихся на морском дне.

В прошлом году британский фотограф Стив Джонс снимал в водах Адриатики (рядом с хорватским островом Вис) относительно хорошо сохранившийся на морском дне американский бомбардировщик B-17G Flying Fortress. Самолет был сбит огнем ПВО в 1944 году, и один из пилотов, Эрнест Винно, погиб.

Погружения в таких местах, по словам Джонса, "волнуют и захватывают", и в то же время могут навевать грустные и даже тяжелые мысли — ведь там когда-то разворачивалась трагедия. И на снимке сверху это очень ощущается.

В ближайшие годы многие из судов и самолетов, затонувших во время двух мировых войн, исчезнут окончательно и без следа


Фотографии, которые Джонс сделал у острова Вис, оказали неожиданное влияние на его жизнь. После того как он заявил эти работы на конкурс "Подводный фотограф года" и они были опубликованы, на них обратили внимание родственники погибшего пилота.
Члены семьи Эрнеста Винно связались со Стивом Джонсом. "До этого им не приходилось видеть фотографии места его гибели, — рассказывает Джонс. — И переписка, которая затем началась между нами, значит для меня даже больше, чем то погружение".

Жутковатый подводный пейзаж: сбитые самолеты и утонувшие суда
Британский супердредноут HMS Audacious стал первым военным кораблем, который Британия потеряла в Первую мировую

 

Жутковатый подводный пейзаж: сбитые самолеты и утонувшие суда
Британская субмарина HMS Stubborn, списанная после Второй мировой и затопленная в 1946 году у берегов Мальты

 

Как признается Джонс, "часто то, что я вижу под водой, приводит меня в трепет". Однако эти своеобразные памятники наиболее кровавым страницам в истории человечества медленно, но верно исчезают.
"В ближайшие годы многие из судов и самолетов, затонувших во время двух мировых войн, исчезнут окончательно и без следа", — говорит Джонс.

Подводная фотография, как и вообще подводное плавание, — сродни медитации

Поскольку с течением времени останки все больше разрушаются, подчеркивает он, фотографируя их, "мы запечатлеваем опорные пункты в истории, которые иначе будет не увидеть никак".
"Когда вы ныряете к потерпевшему крушение и лежащему на дне судну или самолету, иногда спустя сотню лет после случившегося, ощущение такое, что время застыло", — рассказывает Андерс Нюберг, шведский фотограф-фрилансер.

Жутковатый подводный пейзаж: сбитые самолеты и утонувшие суда
Останки греческого сухогруза Giannis D у берегов Египта: солнечные лучи, пробивающиеся сквозь иллюминаторы, добавляют драматичности этой картине

 

Жутковатый подводный пейзаж: сбитые самолеты и утонувшие суда
Военный мотоцикл BSA M20, найденный в Красном море на потопленном в 1941 году немецкой авиацией британском вооруженном сухогрузе Thistlegorm

 

Жутковатый подводный пейзаж: сбитые самолеты и утонувшие суда
Немецкий грузовой пароход Hornstein больше века назад курсировал по Балтийскому морю

 

Однако самое поразительное из того, что когда-либо случилось с Нюбергом под водой, ему не удалось заснять.

Он и его жена ныряли к судну President Coolidge, затонувшему в 1942 году рядом с одним из островов тихоокеанского государства Вануату. Внезапно трюм наполнился голубыми вспышками.

"Постепенно это сияние полностью окружило нас, и я почувствовал, что окончательно потерял ориентацию", — рассказывает он.

Оказалось, что странные голубые огни — это биолюминесцентные глаза рыб, косяк которых окружил Нюберга с женой. Причем феномен можно было наблюдать только в темноте — как только Нюберг включал фонарь, эффект пропадал.

По словам Нюберга, погружение к затонувшим судам или самолетам — процесс захватывающий. Это непросто и физически, и психологически, но в то же время "это своего рода медитация, она позволяет отвлечься от стресса повседневности".

Жутковатый подводный пейзаж: сбитые самолеты и утонувшие суда
Судно Kittiwake было затоплено у Каймановых островов специально для ныряльщиков

 

Жутковатый подводный пейзаж: сбитые самолеты и утонувшие суда

 

«Такие останки, как у Kittiwake, лучше захватывать в объектив полностью, во всей их красе», — считает американский фотограф и дизайнер Дженнифер Айдол

 

Жутковатый подводный пейзаж: сбитые самолеты и утонувшие суда
Грузовое судно Eber Ward лежит на дне в проливе Макино, соединяющем два Великих озера — Гурон и Мичиган. Оно затонуло в 1909 году

 

Жутковатый подводный пейзаж: сбитые самолеты и утонувшие суда
Еще одно судно, затопленное в 1990-х у берегов Таррагоны (Испания) специально для привлечения подводных туристов

 

Жутковатый подводный пейзаж: сбитые самолеты и утонувшие суда
Грузовое судно Chrisoula K затонуло в Красном море, наткнувшись на коралловый риф

 

Испанец Джорди Бенитес, работник банка, начал заниматься подводной фотографией 12 лет назад. "Это особенное чувство — понимать, что ты оказался там, где десятилетия назад были люди, они плавали на этом судне по морям, и у каждого была своя судьба".
"Кроме того, мне очень нравится видеть, как море превращает огромный кусок стали в новый дом для рыб, и как вокруг обломков кораблекрушения создается новая экосистема".

"Я люблю нырять к "Тиселгорму", потому что там до сих пор можно найти много того, что относится ко Второй мировой, — говорит Бенитес. — Когда вы видите велосипеды, грузовики, вагоны, крылья самолетов… вам кажется, что вы вернулись на 70 лет назад".

Источник: British Sub-Aqua Club

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Earth.

  • avatar
  • .
  • +31

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.