Чиатура — город канатных дорог

Не очень большой (около 14 000 человек) грузинский город Чиатура лежит в стороне от туристических маршрутов. Не каждый, кто едет в Грузию, посещает его. Молчат про него и часть путеводителей. Однако город очень интересен.

И интересен в первую очередь своими канатными дорогами, которые, как общественный транспорт, перевозят людей из одной точки города в другую. Одна из канаток даже является самой первой канаткой в СССР. Позже были построены ещё несколько десятков линий «воздушного метро».

Номер 1


Похвастаться богатой историей город не может. Сначала на его месте располагалось селение Квирила, названное так по местной реке. В 19-м веке стало известно, что здесь находятся залежи марганца (он используется при выплавке стали). Поселение начинает быстро развиваться и превращаться в шахтёрский край. Дела шли успешно, и когда-то доля города в мировом экспорте марганца была 60 %.

Городом Чиатура стал с 1921 года. А в 1926-м здесь родился один из самых известных горожан — актёр Арчил Гомиашвили, который сыграл Остапа Бендера в гайдаевских «12 стульях». Перед распадом Союза здесь жило около 30 000 тысяч человек, сейчас оно сократилось примерно в 3 раза.

После войны власти решили, что в промышленной Чиатуре будет курорт. Уже вряд ли кто скажет, почему здесь, но в планах появились пансионаты, гостиницы и парки. Также по проекту тут должна была появиться канатная дорога, что и было в 1954 году сделано. Она стала первой в СССР пассажирской канатной дорогой (от центра в один из районов города). Позже в городе построили ещё около 20 линий, часть из которых перевозила сырьё, а часть являлась общественным транспортом. Прямо воздушное метро!

Увы, теперь действуют далеко не все линии. При нас работали всего 2, и на одной видели висящую кабинку. Я думал, застанем больше линий, но что делать)

1. Центр города. Чиатура стоит на реке Квирила

Номер 2

2. В центре, на берегу, находится и первая станция канатки, что была построена в 1954 году. Сейчас она потихоньку зарастает, и с реки её видно плохо.

Номер 3

3. Она же с другой стороны. Отсюда идут 2 линии в разные районы города. По той, что слева, поедем чуть позже.

Номер 4

4. Внутри станции. Сразу видно, всё возводилось до знаменитой хрущёвской борьбы с излишествами в архитектуре. Когда здесь был последний ремонт, сказать не могу.

Номер 5

5. Таблички 1950-х годов?

Номер 6

6. Рисунок внутри станции. Автор — грузинский художник Dr.Love (Bacha Khoperia), работа 2015 года. Получилось круто, но смотрится немного жутко, как и некоторые граффити в заброшенных зданиях. Пакеты в замысел автора не входят, их оставили люди, ожидающие вагон канатки. Забавно смотрится лопата, как будто залезающая в пакет)

Номер 7

7. Кабина канатки над рекой. Ну как тут не вспомнить пепелац и «Кин-дза-дза!»)

Номер 8

8. Кабины второй линии. Она идёт с этой же станции в другой район города, где расположены марганцевые шахты.

Номер 9

9. Со здания самой станции на город смотрят Ленин и Сталин. Вот уж не знаю, почему его не убрали после культа личности. Видимо посчитали, этот город считался глушью, и что различные комиссии и проверки сюда не поедут. Хотя это только моё личное мнение.

Номер 10

10. Сначала поедем по «синей» линии. Кабины недавно покрасили, несколько лет назад, судя по фото в сети, они были обшарпанными. Проезд бесплатный.

Номер 11

11. Кабинка какое-то время ждёт, а потом двери закрываются. Иногда их закрывает работник, иногда сами пассажиры.

Номер 12

12. Вперёд! При нас один раз ехало ещё несколько человек, один раз в кабинке мы были одни.

Номер 13

13. Кабина немного качается, но ехать совсем не страшно.

Номер 14

14. Скорость не большая, но и не черепашья. Дороги работают как маятник — обе кабины соединены одним канатом. Электромотор тянет одну кабину вниз. С помощью её веса поднимается другая. Тормозов нет, если вдруг канат разрывается, кабинки на большой скорости просто упадут. Если отключат электричество, то можно вручную дотащить кабину до куда надо.

Номер 15

15. Внутри кабины. Видимо она ещё помнит СССР.

Номер 16

16. Верхняя (она же конечная) станция.

Номер 17

17. Наверху располагается смотровая. Река Квирила, жд-станция и застроенное многоэтажками и частными домами ущелье. Здание с колоннами — ДК. Коробка под горой — здание Администрации, у моста дом с башенкой, где заседает правление компании «Чиатурмарганец».

Номер 18


18. Центр ближе. За ДК вроде бы возводится церковь. Культовых зданий, как и в любом городе, что строился при советской власти, в Чиатуре немного. Часть зданий разукрашена в яркие цвета, что в сером промышленном городе очень круто.

Номер 19

19. Рядом со смотровой расположено жд-кольцо, где наполненные марганцем вагонетки разгружаются и возвращаются назад в шахту. Шахта находится совсем рядом.

Номер 20

20. Уже знакомая нам станция 1954 года и кабинка линии, построенной в то же время.

Номер 21

21. Вокзал наверху. Эта линия поднимается в один из городских районов, благополучным который я бы не назвал.

Номер 22

22. Вид кабинок, думаю, мало изменился с 1950-х годов.

Номер 23

23. Здесь тоже есть смотровая, но она почему-то была закрыта.

Номер 24

24. Вон она, за забором. Но ничего, всё и так видно. Чуть видна река, ближе к левому краю ДК и центр. Предыдущая смотровая в кадр не вошла, она находится правее правого края.

Номер 25

25. Хрюша рядом со смотровой.

Номер 26

26. Как я уже говорил, до развала Союза, город жил хорошо, а население увеличивалось. В конце 1980-х — начале 1990-х всё поменялось. Производство руды сократилось, зарплаты упали. Люди стали покидать город. Некоторые дома стоят брошенными. Зачем дом покрывали железом, я так и не понял, но его вид делает всю картину ещё более жуткой.

Номер 27

27. Часть квартир пустует.

Номер 28

28. Всё напоминает то ли Абхазию, то ли Чернобыль. Представляю зрелище в серую погоду. Кстати фотокамере здесь не рады. При её виде местные довольно резко просили не снимать ни их, ни дома. Больше такого нигде в Грузии я не встречал.

Номер 29

29. Возвращаемся на станцию и едем вниз. Перепад высот впечатляет.

Номер 30

30. Красотень!

Номер 31

31. Встречка. За проезд тоже никто денег не взял, хотя я читал, что он стоит каких-то символических копеек.

Номер 32

32. Тень кабинки.

Номер 33

33. Другая канатная станция, но она не работает. Кабина повисла до лучших времён.

Номер 34

34. Рассказывают, что в 2008 году на линии застряла кабина, когда перевозила десяток человек. В городе не оказалось нужного оборудования, чтобы спасти людей. Оно прибыло лишь через 12 часов с командой спасателей из Тбилиси. Людям, которые провели над пропастью всё это время, заплатили компенсацию.

Номер 35

35. На горе видны полупокинутые дома, где мы были. Читал, что правительство Грузии решило реконструировать несколько линий канаток, на это выделены деньги. Посмотрим, что будет)

Номер 36

  • avatar
  • .
  • +30

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.