Самые дальние уголки Колымской трассы.



Желающие покорить просторы необъятной матушки-России сталкиваются с тем, что очень мало информации о состоянии трассы Колыма, а точнее самого далекого ее участка,  от п. Хандыги до п. Усть –Нера. Дело в том, что это единственная обслуживаемая дорога, имеющая возможность пустить любой автомобиль в недра Магаданской области через Якутию. О ней и пойдет речь.


Пройдя первые 350 км от Нижнего Бестяха вы окажитесь на паромной переправе, через р. Алдан. В этом месте лет через двадцать, когда наша страна пройдет все кризисы, обязательно построят хороший мост. Паромы ходят по мере заполнения, в светлое время суток. Особенно жадные до прибыли паромщики могут согласиться пойти и в сумерки и это опасно.


Переправившись на другой  берег через пятьдесят км проедем п. Хандыга. Тут и заканчивается основной трафик автомобилей. Дальше ходят крайне редко и неохотно.
Равнинные пейзажи заканчиваются, и мы попадаем в горную страну Верхоянского хребта


Долгое время, еще до прихода Советской власти купцы из Якутска добрались до охотских поселков  только зимой на лошадях или ездовых оленях. Путь занимал месяцы.
Проводники были из местных, на вес золота. Кстати колымское золото притягивало многих искателей, но добраться до Колымы было не просто..


Автомобильную трассу начали строить в лихие 40е, а закончили в середине мохнатых 50х трудом тысяч заключенных системы ГУЛаг. Мало кто знает, но соединение Колымы и Якутии проводилось тремя отдельными дорогами.

Две из них были достроены, а третья… Из-за ошибки проектировщиков строители преодолев сложнейшие перевалы,  уперлись в непроходимые болота т.н. Гусиные озера и проект был остановлен. Всех ЗК вывезли на другие участки, а инженеров расстреляли. Это была бы самая короткая дорога. Но на данный момент, как не странно, работает самая северная и длинная дорога. Она охватывает больше территорий богатых полезными ископаемыми.




Красная- Федеральная трасса М56 ( про которую смотрите фото)
Фиолет — старая не обслуживаемая. Проходима для подготовленных джипов.
Зеленая — ошибочно спроектированная.

Весь механизм строительства трассы отражен в этих незатейливых рисунках, одного бывшего заключенного..


Бригады заключенных с охраной располагали на отрезках по 10 км. выполнив свой участок дороги перебрасывались на следующий кусок и т.д. Из воспоминаний выжавших ЗК отход составлял 50%. Раб-силу восполняли новыми этапами.  Умерших хоронили у дороги, зимой часто просто в снегу. Водители, не раз видели, как из таявшего снега торчали ноги, руки несчастных.


Так строили летом...
Техника в начале 40х в первую очередь поставлялась на фронт, хотя снабжение треста "Дальстрой" и приравнивалось к военному многого не хватало.


А так зимой.


Первый дорожный поселок.


Местами  дорога мало отличается от своего первозданного вида.  Узкой лентой вьется между гор, шириной в полторы колеи.


Трасса включена в федеральную программу по реконструкции, работы ведутся частями и самые опасные участок  делают в первую очередь.


Желтый и черный прижимы.




Подъезжаем к желтому прижиму...   


Любуемся складчатыми структурами гор...




Прижимы заделаны стальной сеткой но, почему то не на всех участках.




На крутых спусках есть тормозные насыпи. Заехать на такую замечательную "смотровую площадку", не получится. Покрытие из сыпучего гравия, который, должен помочь остановить любой грузовик без тормозов.


Строителями была проделана глобальная работа по расширению прижима. До реконструкции тут был автопролаз в одну колею, с регулярными камнепадами.








А это самое красивое место. Мост построенный год назад.




Старый мост


Строительство 2013г.


Обрыв отсыпали 100000000тон гранита, сделали ступени безопасности. Работа была проделана колоссальная, а на асфальт денег не хватило?






Со стороны Магадана встретился Хамер с номерами евросоюза.








Сколько хорошей дороги не виться, она кончается.






Встречаются мосты 40х годов.


В этом месте часто размывает дорогу после дождей. Можно долго стоять, в ожидании дорожников.


Во время затяжных дождей мелкий ручеек, превращается в горную реку.


Это самый северный участок трассы, до полярного круга рукой подать, километров 200-300.




Проехали 370км без цивилизации и приехали в Кюбюме.  Население — 0,3 тыс. чел. (1989), 30чел. (2000), 0 чел.(2010). В селе были автодорожное управление, АЗС, клуб, неполная средняя общеобразовательная школа, учреждения здравоохранения и торговли. Это из википедии… Но не правда. Тут теплеца жизнь.


Знаменитая заправка в самой глуши. Это определенно, важный чек-поинт для многих путешественников. Да, тут есть бензин… и иногда электричество, так что канистру захватить с собой рекомендую.


Доброе кафе "Куба", его владельца Серегу не застали, он уехал в Якутск закупаться продуктами, даже засветился на весь мир в одном из фильмов Discovery Channel "Добраться вопреки".


На печи готовят, буржуйкой топят зимой. Работает круглый год. Вам не передать какая радость оказаться в этой скромной харчевне, после многочасового перегона по узкой дороге.


Все коротко и ясно.


Меню… Цены вполне приемлимые.


Приготовлено с любовью. Очень вкусно.








Тем временем нас настиг якутский микроавтобус с туристами из Германии. А теперь внимание! Саша-водитель из Якутска их забрал в Иркутске, и теперь везет в Магадан. Я познакомился с ним на заправке в Хандыге. Едут в Магадан! вдвоем, ночуют в гостиницах, вот умеют же отдыхать европейцы)).


Остается немного до п. Усть-Нера, там ночевка.
По дороге встречаются вот такие бункеры для грунта. сверху грунт толкал бульдозер, насыпал в тачки или полуторки и отсыпали дорогу. Полусгнившие бункеры встречаются по всей трассе.






Внезапно....


День кончился. До цели не больше сотни верст.  Дорога как стрела. Скоро появится Ольчанский перевал 1400м. высотой, спуск и Усть-Нера, но это будет уже очень темная ночь и ничего снимать не получится.






На следующий день, направляемся к Магадану. Переехав мост р. Нера встречаем блок пост… На данный момент это вахта артели "Энергия" но по некоторым сведениям во времена ГУЛАГа на этом месте находилась высокая вышка с настоящим пулеметом и охраной, проводился тщательный досмотр всех проезжавших, через единственный мост соединявший Колыму и Якутию, на предмет беглецов и бандитов, а ведь попадались.




Нера


Немного пейзажей и еще один опасный прижим






Вот тут, за поворотом водитель грузовика останавливается, выходит, идет и смотрит, пуста ли дорога, что бы разъехаться со встречкой..


"окультуриваться надо!"




Проехав на автомобиле по этой дороге, Вы получите заряд бодрости на долгие годы, сумашедшие пейзажи запомняться на всю жизнь, а проведеное время за рулем вам подарит бесценный опыт, закалил волю и характер.

 Добро пожаловать на Колыму, своим ходом!

в рамках проекта "Сотни дорог Колымы"

drs-radchenko

  • avatar
  • .
  • +168

11 комментариев

avatar
Эх, вспоминается август, поеду еще в следующем году обязательно.
avatar
Да, подальше от Турции.
avatar
Я в турцию в принципе и не собирался никогда
avatar
Псевдоистория замешанная на фольклоре :)
avatar
Весь пост — неправда?
avatar
Нет, только отсулки к истории требуют дополнительного внимания авторов.
avatar
*отсылки
avatar
что именно?
avatar
Колись давай.
avatar
с грустью посмотрела на карту… когда-то каждый малюсенький кружочек на карте был заселённым населенным пунктом…

Почти первозданно. Красиво. Понравилось про кафешку.
avatar
Плюсую, хорошо написано, да и фото свежие 2015 года =)
Про ручей — это «3 ручей», через который еще не сделали мост (через первые два мост уже стоит). Находится на 666 км от Якутска и он действительно после дождей труднопроходимый. Мы его после дождей в середине августа на Хайсе штурманули на свой страх и риск (на нас повлиял другой Хайс удачно штурманувший ручей со стороны города), когда обратно ехали. В итоге в ручье поломали рамку номера и чуть не потеряли номер (хорошо, что он за натанутую на морду москитную сетку зацепился).
Единственное только автор про участок Куба-Ольчанский умолчал — а его неплохо так дорожники испохабили засыпав свежим грунтом.
И как далеко от дороги кафе Куба? А то в 13 году казалось, что я его с дороги видел, а в этот год чет не увидел его.
Обрыв отсыпали 100000000тон гранита, сделали ступени безопасности. Работа была проделана колоссальная, а на асфальт денег не хватило?
Вот тот же вопрос мучает, но чую пока дорожники от Сковородино до Якутска дорогу не сделают в нашу сторону не начнут прокладывать дорогу.
  • Grey
  • +2
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.