Мне сверху видно все, ты так и знай!

В последние дни из–за интенсивных космических запусков как–то тихо прошел успешный вывод на орбиту российского военного спутника «Пион–​НКС №1». А зря. Я бы это интенсивно пиарил. Ведь с началом работы этого спутника наша армия стала не просто сильной, а по–настоящему могучей.

Пион–​НКС №1 (14Ф139) — военный спутник для системы радиотехнической разведки (РТР) «Лиана». Две компоненты системы РТР «Лиана» — спутники «Лотос–​С» и «Пион–​НКС», должны заменить системы радиотехнической разведки и целеуказания времен СССР «Целина» и «Легенда».

Итак, что же получается. А получается очень интересно. Наши вооруженные силы имеют прекрасные высокотехнологические средства поражения, средства, которых нет ни у кого, полностью отвечающие современной концепции доставки света и тепла в любое место земного шара в течении всего одного часа. Но, чтобы поразить врага, нужно сначала в него попасть, а вот с этим были определенные сложности. Вернее, со статичными целями сложностей не было, сложности были с мобильными целями, особенно с авианосными ударными группировками, любимый американцами инструмент принесения демократии разным недемократическим странам. Мировой океан велик и растекся по всему земному шару, а авианосная группа по сравнению с океаном даже не песчинка, а микроб. Вот найди этот микроб. Поэтому, чтобы найти АУГ, нашим ВС надо было предпринимать много лишних телодвижений — авиа и агентурная разведка, радиоперехват переговоров и т.д. но, в основном, носителю мощного российского оружия приходилось самому заниматься определением координат цели. А носитель сделан для несения оружия, а не для разведки, и разведывательные возможности его ограничены, ибо нельзя объять необъятное. К примеру, АПЛ типа «Ясень» по внешнему целеуказанию может отстреляться по АУГ гиперзвуковыми ракетами «Циркон» или сверхзвуковыми «Оникс» с 600 км совершенно спокойно и безнаказанно, не входя в район противолодочной обороны, но вот сам «Ясень» видит цель максимум со 100 км, заходя в самую опасную зону противодействия подлодкам.

Позвольте — скажете вы — а спутники разведки чего мышей не ловят? Вон же вверху цитата, упоминающая системы времен СССР «Целина» и «Легенда»? Так в том и проблема, что мыши есть, а спутников нет. Система глобальной спутниковой морской космической разведки «Легенда» прекратила свое существование в 2008 году, а система спутниковой радиотехнической разведки «Целина» перестала работать в 2018 году. Спутники исчерпали свой ресурс и сведены с орбит.

Разумеется, свет клином на спутниках не сошелся, и России без оных совершенно ни к чему ложиться пузом кверху и складывать лапки, груща о утерянных возможностях. Существуют и работают загоризонтные радиолокационные станции раннего обнаружения. Загоризонтная РЛС ближнего действия «Подсолнух» с обнаружением и целеуказанием на дальности 400 км для морских судов и 500 км для самолетов с высотой полета от 3 метров и выше, загоризонтная РЛС дальнего действия «Контейнер» с радиусом обнаружения 3000 км (6000 км по заверению разработчика).

Так что супостат незамеченным к нам не подберется. Но эти РЛС находятся на территории нашей страны, а надо смотреть, что там на другой стороне земного шара, а тут без спутников не обойтись. В 1991 году (1993 год по другим данным) началось проектирование современной системы глобальной спутниковой разведки «Лиана», в основе которой находится группировка из двух типов спутников различного принципа работы — спутник радиотехнической разведки «Лотос» и спутник с РЛС «Пион». Но случившийся развал Советского Союза, затем жуткое недофинансирование на фоне общей бедности, поставившее коллективы разработчиков на грань выживания, конкретно так подзатянули срок разработки столь нужной системы. Но худо–бедно, процесс все–таки шел, и на сегодняшний день некоторые элементы системы «Лиана» уже функционируют. Некоторые, но не все. До 25 июня на орбите находилось пять аппаратов одного типа, «Лотос–С», «Лотос–С1».

Лотос–С (индекс ГУКОС — 14Ф138, Лотос–С1 — 14Ф145) — серия российских спутников радиотехнической разведки (РТР), являющихся одним из компонентов системы радиотехнической разведки нового поколения «Лиана».

Лотос — это такое большое электронное ухо на орбите, слухач, ретранслирующий на землю услышанные в эфире радиопереговоры, сигнатуры радаров и прочую радиоволновую информацию. Мы в масштабе реального времени контролируем радиоэфир по всему земному шару.


Это, конечно, очень полезно, но если противник решит соблюдать полное радиомолчание, то эта цель для нас исчезает. И американцы неоднократно проводили такие тренировки — АУГ выходит в море, врубает режим полного радиомолчания и меняет курс, пропадая с оперативной карты в Генштабе ВС России. Наверно, в этот момент звучал доклад дежурного офицера, что–то вроде: — АУГ «Эйзенхауэр», мы его теряем.

Так было до 25 июня, когда на расчетную орбиту встал Пион–​НКС №1, аппарат совсем другого типа.

«Не родись счастливой, а родись активной» — эта женская мудрость вполне применима и к разведке, не зря это слово женского рода. Этот спутник с активной РЛС. И теперь наши вооруженные силы кроме ушей получили и глаза. А, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И зрение вполне острое — спутник видит объекты размером 100м (50м по другим данным) в режиме «обзор», а если сфокусируется, то различимы объекты размером 5м. А что еще важно, если раньше спутники системы Легенда видели объекты только на воде, то Пиону безразличен вид подстилающей поверхности, он видит и на земле.

Сейчас на орбите летает только один наш электронный глаз. Но к концу года должен появиться второй, а в планах на следующий год запуск еще двух спутников Пион. Кто–то, не будем показывать пальцем, очень скоро получит тяжелую степень трипофобии.

 

  • avatar
  • .
  • +12

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.