Казахстан отказался от услуг Роскосмоса и выбрал SpaceX. Почему?

Запуск 20 ноября первых двух научно-технологических спутников KazSaySat (научного назначения) и KazistiSat (технологического назначения) Казахстан решил проводить не с космодрома «Байконур» силами российской госкорпорации Роскосмос, а силами частной американской компании SpaceX и ее ракеты Falcon 9. Отправка двух спутников на околоземную орбиту будет производиться с военной базы Ванденберг в Калифорнии.

Данная информация была подтверждена пресс-секретарем министерства оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Асетом Нуркеновым. На самом деле разговоры о том, что запуск спутников будет проводиться американской стороной начались еще в прошлом году. По иронии судьбы тогда новость появилась на фоне сообщения об утрате при запуске c космодрома Восточный 19 наноспутников, 17 из которых были иностранного производства.

Первый спутник дистанционного зондирования Земли разрешением 17 метров разработан казахскими и британскими инженерами. Второй аппарат, предназначающийся для исследования ионосферы планеты для прогнозирования землетрясений, создан казахскими специалистами.

Во вторник казахстанская сторона прокомментировала выбор в пользу SpaceX общей стоимостью запуска.

«Почему в этот раз Falcon-9, потому что было дешевле производить запуск на Falcon-9. Сумма — коммерческая тайна, мы не можем раскрывать, американская сторона попросила», — отметил Нуркенов.

Пресс-секретарь министерства оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана также добавил, что выбор в пользу SpaceX в данном случае не означает полный отказ от услуг Роскосмоса и в будущем подобные аппараты могут запускаться российскими «Союзами» и «Протонами» с космодрома Байконур.

«Планируем запускать из Казахстана, это возможно. Думаем, что космические аппараты такой конфигурации возможно запускать ракетами-носителями типа «Союз», «Протон», пуски которых производятся у нас с «Байконура», — сказал пресс-секретарь.

Почему запуск с помощью Falcon 9 выйдет дешевле?

На это есть две причины. Первая и самая главная заключается в том, что это будет массовый запуск. То есть в довесок к двум казахстанским спутникам в качестве полезной нагрузки на орбиту Земли Falcon 9 выведет несколько десятков компактных спутников. Оказывается, все места на этот запуск выкупила компания Spaceflight Industries, собирающаяся организовать самый массовый одновременный запуск спутников в истории американской космонавтики. Изначально говорилось о более 70 аппаратов, но теперь компания заявляет о планах по выводу 64 спутников. Таким образом общая стоимость запуска распределена между большим числом заказчиков, которых Spaceflight Industries находила сама. Для клиентов это выходит существенно дешевле.

Другая причина низкой стоимости запуска заключается в том, что для SpaceX это будет экспериментальный запуск. Компания собирается впервые запустить ракету с уже дважды летавшей и приземлявшейся первой ступенью. Об этом официальные лица SpaceX говорили еще в октябре. Ранее компания не использовала ступени с такой отработкой. Разумеется, при проведении таких запусков SpaceX предоставляет своим заказчикам большие скидки.

Почему Роскосмос теряет клиентов?

По мнению главы госкорпорации Роскосмос Дмитрия Рогозина, SpaceX наращивает объемы своих запусков в первую очередь благодаря демпингу цен. Об этом Рогозин говорил еще в прошлом месяце, отметив, что SpaceX намеренно занижает цены на пусковые услуги, чтобы потеснить конкурентов.

«Если вы посмотрите, по какой цене он продает «Фальконы» Пентагону и за сколько он выходит на рынок, то вы увидите чистый демпинг. Для того чтобы выдавить Россию с этого рынка, он продает пуски от 40 до 50, иногда от 50 до 60 миллионов долларов», — комментировал тогда снижающийся объем российских запусков Рогозин.

«Но от Пентагона он получает в среднем примерно 150 миллионов за каждый пуск. То есть, понимаете, ему доплачивают для того, чтобы он выходил на рынок с дешевым продуктом. И, конечно, Россия не может конкурировать. Мы же не можем от нашего министерства обороны требовать в три, в четыре, в пять раз дороже цену за пуск в интересах нашей национальной безопасности», — добавил глава Роскосмоса.

В то же время, Рогозин на тот момент похвалил Илона Маска, правда, не без доли иронии:

«Он, безусловно, очень талантливый инженер и замечательный пиарщик. Маск умеет представить товар лицом, сделать конфетку из того, что… Ну, в общем, сделать конфетку», — заявил тогда Рогозин.

Еще раньше Рогозин заявил, что на самом деле «рынок средств выведения сейчас составляет всего 4 процента от всего рынка космических услуг. Толкаться с Илоном Маском и еще Китаем на этом рынке — это толкаться за эти 4 процента». Более интересной, судя по всему, для Рогозина и Роскосмоса в целом является другая цель.

Рогозин мечтает о Луне и роботах-аватарах

Общемировой тренд заинтересованности в исследовании и в перспективе колонизации естественного спутника нашей планеты не обошел и Россию. В рамках возрождающейся лунной программы Россия собирается создать на поверхности Луны долгосрочную посещаемую базу. Исследование же спутника Земли будет возложено по словам Дмитрия Рогозина на роботов-аватаров. Об этом он сообщил в разговоре с РИА Новости.

«Речь идет именно о создании долгосрочной базы, естественно, не обитаемой, а посещаемой. Но в основном — это переход на роботизированные системы, на аватары, которые будут решать задачи на поверхности Луны», — сказал глава Роскосмоса.

Рогозин отметил, что проект будет более масштабным и сложным, по сравнению с лунной программой США 60-х – 70-х годов. О том, когда будет построена российская лунная база глава Роскосмоса не уточнил. Однако согласно более ранним озвученным планам, первая высадка российских космонавтов на Луну должна состояться в 2030 году. И уже после этого планируется приступить к строительству лунной базы.

При освоении Луны Россия собирается прибегнуть к активному использованию технологий 3D-печати. Последние позволят создавать детали для ремонта космической техники прямо на спутнике из лунного грунта. Имеющийся на Луне гелий-3 планируется использовать в качестве основы для производства ракетного топлива, добавил Рогозин.

 

источник

  • avatar
  • .

2 комментария

avatar
он продает пуски от 40 до 50, иногда от 50 до 60 миллионов долларов», — комментировал тогда снижающийся объем российских запусков Рогозин.
«Но от Пентагона он получает в среднем примерно 150 миллионов за каждый пуск.
Рогозин, как всегда несет бред. Запуск военных спутников всегда стоит дороже во первых из за отсутствия страховки, во вторых из за повышенных требований связанных с секретностью и не важно на какой ракете будет запуск будь то «Протон» или «Falcon».
avatar
Опять Рогозин ту же песню запел. Складывается такое впечатление что его ключевая роль только оправдываться, ища виноватых.

В Роскосмосе распространено мнение, что коммерческие успехи компании SpaceX объясняются исключительно господдержкой и искусственно заниженной ценой на ракеты — демпингом. Компания Илона Маска оставила Роскосмос практически полностью без коммерческих заказов на тяжелые ракеты, поэтому оправдание приходится искать в происках Пентагона, Госдепа или ЦРУ. Пора отделить факты от домыслов и узнать в чем секрет коммерческого успеха SpaceX.

Космическая компания SpaceX появилась в 2002 году и к настоящему моменту совершила 67 пусков ракет своей разработки и производства. Из них среднего и тяжелого классов 62 штуки. Заказчиками выступает космическое агентство США NASA, Пентагон, коммерческие и государственные компании и агентства других стран. Официально обнародованной коммерческой ценой запуска полезной нагрузки ракетой Falcon 9 является $62 млн, куда входит как стоимость ракеты так и работы по обеспечению запуска. Фактически это самая выгодная цена на мировом рынке для тяжелых ракет, поэтому популярность SpaceX вполне очевидна. Реальная стоимость коммерческого контракта может колебаться от $55 млн (скидка около 10% на экспериментальные пуски) до $70 млн за тяжелую или сложную нагрузку. В исключительных случаях ракеты летели и в три раза дешевле.

SpaceX наиболее прославился разработкой ракеты с многоразовой первой ступенью. Заявленная цель многоразовых ракет — снижение стоимости в десять раз, но пока удалось сбить цену примерно в полтора раза.



Главный конкурент Falcon 9 на мировом коммерческом рынке — российская ракета «Протон-М». В стремлении сохранить клиентов в 2015 году на него снизили цену с $100 до $65 млн, но это уже не помогло. «Протон-М» проигрывает в страховых ставках, которые поднялись из-за высокой аварийности и сегодня вчетверо превышают страховку на пуске Falcon 9: 12% против 3%. Ситуация усугубляется политическим обострением в отношениях США и России и санкционной войной. Также SpaceX проводит активную рекламную кампанию продвигая свои ракеты как средство упрощающее доступ в космос благодаря многоразовости и открывающее дорогу на Марс.

Государственные заказчики SpaceX — NASA и Пентагон — платят за пуски дороже. Запуск по программе CRS для снабжения грузами Международной космической станции оплачивается NASA в сумме $133 млн. В эту сумму входит и ракета, и грузовой космический корабль, и обеспечение запуска. Стоимость грузового космического корабля Dragon не разглашается, но если сравнить аналогичные показатели по российским «Союз»/«Прогресс»/запуск: (1,2 млрд руб/0,8 млрд руб./0,6 млрд руб.), то можно сделать вывод, что цена ракета+запуск составляет примерно 2/3 от общей стоимости. В такой пропорции NASA платит за Falcon 9 около $90 млн. Сходную сумму мы видим в отдельных контрактах NASA на запуски космических аппаратов: $82-87 млн. Стоимость части выполненных контрактов Пентагона не разглашается, однако две цены мы можем узнать из контрактов на запуски спутников GPS: $82,7 млн и $96,5 млн, и автоматическую станцию DSCOVR за $97 млн.

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, объясняя коммерческие успехи Илона Маска заявил, что Пентагон платит SpaceX $150 млн за запуск, и это дает возможность компании занижать стоимость коммерческих контрактов. По мнению главы российского ведомства, только демпинг Маска, оплаченный из кармана американских налогоплательщиков, оставляет Роскосмос без клиентов. Звучит логично, если не учитывать, что SpaceX выполнила всего четыре военных запуска. Даже если предположить, что информация главы Роскосмоса о стоимости контрактов Пентагона верны, всё равно существенного влияния на бизнес Маска они не окажут.



Всего по программе NASA COTS и CRS выполнено 18 пусков, научные аппараты NASA запущены двумя ракетами, Пентагон оплатил 4 пуска, и 37 ракет пущено по коммерческим контрактам (за исключением 1-го неудачного). Получается средняя цена около $72 млн. что не сильно отличается от рыночной стоимости, и значительно ниже $100 млн «Протона-М», которые были самой низкой ценой до выхода SpaceX на рынок тяжелых ракет.

Пуски Falcon 9


Государственная поддержка SpaceX выражается не только в контрактах. Компания активно эксплуатирует государственные стартовые комплексы на Мысе Канаверал и авиационной базе Ванденберг, откуда осуществляет запуски, в том числе и коммерческие. ВВС США и NASA заключили со SpaceX контракты на аренду, которые включают в себя поддержание работоспособного состояния, строительство и модернизацию в интересах коммерческой компании. О стоимости аренды информации нет, и, судя по всему, ее либо вообще нет, либо она незначительна. Для государственного собственника это снятие с себя части расходов на те же задачи, плюс поддержание своего частника, который создает новые возможности и повышает в том числе и государственный потенциал.

Предоставление государственной инфраструктуры частному оператору США точно так же не является оправданием для коммерческих неудач Роскосмоса. Ведь российские ракетостроители точно так же не содержат Байконур или Восточный, для этого есть Федеральная целевая программа «Развитие космодромов» и финансируемый за счет бюджета Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры. Да и убытки космических предприятий России компенсируются за счет бюджета.

Получается, что в США государственная поддержка Илона Маска оказывается удобным инструментом для завоевания мирового рынка, и Роскосмос не в состоянии справиться с этой конкуренцией располагая всей государственной космонавтикой и всеми инструментами государственной поддержки.

Ситуацию обостряет еще тот факт, что в России госконтракты значительно менее выгодны чем в США. Норма прибыли для госпредприятия Роскосмоса по госконтракту составляет считанные проценты, и только на коммерческих заказах можно «наесть жирок». Попытка продажи «Протона-М» российскому Министерству обороны за $100 млн стала бы основанием уголовного дела о нецелевом расходовании бюджетных средств. Реальная стоимость пуска «Протона-М» по госзаказу составляет около $53 млн. Поэтому-то Маск и вызывает бурю эмоций у российских ракетостроителей, что может получать госконтракты в полтора раза выгоднее чем коммерческие. С точки зрения Пентагона или NASA эти контракты все равно намного выгоднее всего, что есть на внутреннем рынке США, поэтому их не смущают даже $97 млн за ракету, ведь ближайшая альтернатива — Atlas 5 — обойдется в $160 млн.

Вместо того чтобы пересказывать друг другу мифы о демпинге Илона Маска, нашим ракетостроителям стоило бы принять реальность. Де факто это уже произошло, только вместо серьезной конкурентной борьбы за потребителя Роскосмос решил сдаться без боя. Иначе никак нельзя объяснить тот факт, что единственный рыночный конкурент Falcon 9 — облегченный вариант «Протона» фактически закрыт так и не начавшись. Россия еще пытается бороться за спрос на легкие и средние ракеты, но практически полностью сдала самый денежный рынок геостационарных пусков. Глава Роскосмоса обещает вернуться с обновленной «Ангарой», через несколько лет, но экономических перспектив у этой ракеты еще меньше чем у «Протона».

habr.com/post/425347/
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.