Тотальная эмуляция. Apple ][: История легенды

По материалам AppleInsider

Итак, Apple II. Второй компьютер, который обеспечил компании сумасшедший успех и заставил многих скептиков поверить в потенциал такого продукта как персональный компьютер.

Ни один уважающий себя хакер не будет полностью удовлетворен своим проектом, покуда существует возможность усовершенствовать его в том или ином аспекте. После того как Стив Возняк закончил работу над Apple I, в его голове уже начинали зарождаться идеи о том, как можно сделать компьютер еще более быстрым и функциональным. Во-первых, ему хотелось сделать дисплей цветным, а во-вторых, совместить функции терминала и памяти, встроив дисплей в главный модуль памяти и увеличив тем самым частоту обновления экрана. Причем цель всех изменений состояла не в простом совершенствовании продукта или повышения его привлекательности для покупателей. Вот что вспоминает об этом сам Возняк:

На самом деле, появление многих новых функций в Apple II было связано с тем, что я разрабатывал игру Breakout для Atari. Сначала я создал ее в аппаратном обеспечении, и теперь мне нужно было написать ее в софте. Именно поэтому и появился цветной интерфейс: чтобы программировать более привлекательные игры. Однажды ночью я сел и попытался ввести все это в BASIC. К счастью, я написал BASIC сам, поэтому я просто добавил новые ROM с командами рисования линий, изменения цвета и другими командами «бейсика». Сначала я нарисовал шарик, который прыгал по экрану. Потом я подумал: «Нужен звук», и так у Apple II появился динамик. Ничего не планировалось, все происходило случайно. Потом я понял, что нужны элементы управления игрой, и добавил кнопки «вверх», «вниз» и т.д. Поэтому многие составные части Apple II появились из игры, а именно из одного конкретного проекта – создания BASIC-версии игры Breakout с целью последующей демонстрации в компьютерном клубе.

Возняк добавил в компьютер и другие функции, которые, на его взгляд, обязательно должны были присутствовать в компьютере, который он хотел бы иметь сам. Так как процессор 6502 поддерживал до 64 КБ памяти, он разработал компьютер, который был способен работать на 4-килобайтных или на более дорогих 16-килобайтных модулях RAM. Первые компьютеры Apple II в стандартной комплектации продавались с 4 КБ памяти, которые при использовании 4-килобайтных модулей можно было довести до максимального объема 12 КБ, а при использовании 16-килобайтных – до 48 КБ. Специальные блоки, прикрепленные к материнской плате, сообщали, сколько памяти используется на Apple II в настоящий момент.

Если Стив Возняк отвечал за разработку Apple I и II, то в чем же тогда заслуга Стива Джобса? В отличие от хакеров, которые не обращали внимания на количество проводов, торчавших из их устройств, Джобс очень кропотливо занимался внешним видом конечных продуктов. Он хотел, чтобы Apple II стал продуктом, который сможет вызвать интерес не только среди посетителей клуба Homebrew Computer Club. Процитируем книгу Майкла Моритца (Michael Moritz) «Маленькое королевство» (The Little Kingdom):

Джобс смотрел на коробки из-под сигар (в которые обычно облачали самодельные компьютеры), стоявшие на столах во время собраний клуба Homebrew, и считал, что элегантности в них не больше, чем в мухоловке. Угловатый сине-черный металлический корпус компьютера Sol от компании Processor Technology вызывал у него отвращение своей громоздкостью и индустриальным видом. Тогда пластиковый корпус считался ненужной роскошью в сравнении с дешевым и более податливым листовым металлом. Среди завсегдатаев клуба было принято смотреть не на внешний вид компьютера, а на его внутреннюю сущность. А Джобс хотел создать пластиковый корпус для компьютера, после того как Hewlett-Packard в свое время создала корпус для калькулятора. Он восхищался его плавными, обтекающими линиями и тем, как здорово эта машина смотрелась на рабочем столе.

Один из первых вариантов корпуса для Apple II представлял собой деревянную коробку со скользящей дверцей, которая чем-то напоминала письменный стол-бюро с убирающейся крышкой. В эстетическом плане он был очень привлекательным, однако в связи с высокими производственными затратами от его создания решили отказаться. Окончательный вариант дизайна Apple II сделал компьютер уникальным и совершенно не похожим на продукцию конкурентов. Другие компьютеры выглядели так, как будто они были собраны в домашних условиях (а многие действительно были таковыми). Что касается компьютера Apple, то на нем не было видно ни одного винтика или болтика (все десять винтов были закручены в нижней части корпуса). В целом он выглядел как некий вариант печатной машинки, но при этом обладал достаточно футуристичным для компьютера обликом. Привлекательность дизайна распространялась и на крышку, которую с легкостью можно было снять и получить беспрепятственный доступ к расширительным слотам. Кстати, в то время внутренности большинства электронных устройств были надежно закрыты от любопытных взоров прикрученной крышкой и табличкой: «Внимание! Деталей, пригодных для пользовательского ремонта, внутри нет».

В число других эстетических аспектов, которым Джобс уделил особое внимание, стал цвет клавиатуры, вентиляционные отверстия для выпуска тепла (шумный вентилятор ему использовать категорически не хотелось), а также выбор формы и цвета, которые позволили бы компьютеру удачно вписаться в общую обстановку на рабочем столе пользователя. Также он пригласил специалиста по электрическим цепям (в которых Возняк не был силен), чтобы создать надежную и легковесную систему питания, которая оставалась бы холодной при работе. Инженера звали Род Хольт (Rod Holt), и в то время он работал в компании Atari. В результате он не только создал надежную и эффективную систему электропитания, но также помог им спроектировать телевизионный интерфейс для Apple II.

Вновь созданная компания активно готовилась устроить премьеру своего компьютера Apple II на первой выставке West Coast Computer Faire в апреле 1977 года. Крис Эспиноза (Chris Espinosa) и Ренди Уиггинтон (Randy Wigginton), которые на то время были студентами колледжа, стали одними из первых сотрудников компании Apple и написали программы, в которых демонстрируется цвет и звук компьютера. Кстати, решение о том, чтобы назвать компьютер «Apple II», появилось в последний момент, после неудачного поиска более оригинального названия. Кому-то из сотрудников пришло в голову оформить римскую цифру «II» в виде квадратных скобок, смотрящих в разные стороны: ][. Процитируем вновь Майкла Морица, который рассказал в своей книге и об этой исторической выставке:

Компьютер, который был показан на West Coast Computer Faire, уже не был создан одним человеком. Это был плод сотрудничества нескольких специалистов, каждый из которых внес свой вклад в проектировку материнской платы, аналоговый инжиниринг и формирование эстетического облика продукта. Возняка следует благодарить за цветной интерфейс, расширительные слоты, способ расширения памяти с 4 до 48 килобайт, принцип управления клавиатурой и подключения кассетного магнитофона, а также язык BASIC, хранящийся в чипе ROM. Вклад Хольта состоял в создании эффективной системы электропитания, а Джерри Мэннок (Jerry Mannock) разработал дизайн корпуса. Эти конструкторские достижения были признаны потом, когда несколько месяцев спустя на имя Возняка были зарегистрированы Патенты США № 4 136 359 (за использование микрокомпьютера с видеодисплеем) и № 4 130 862 (за систему питания постоянного тока). Ну и конечно, за всем этим стоял Джобс, который подсказывал, подбадривал, наставлял и являл собой главный орган принятия решений о том, какая идея имеет будущее, а какую следует немедленно отправить в мусорную корзину.

Во время подготовки к первой выставке West Coast Faire было принято решение о создании нового логотипа компании. Напомним, что на первом логотипе, который использовался во время продажи Apple I, был изображен Исаак Ньютон, сидящий под деревом, и выведена цитата из поэта Уильяма Уордсуорта: «Ньютон… Ум, бороздящий причудливые моря мысли… В одиночку». Джобс подозревал, что такой замысловатый логотип мог стать одной из причин того, что Apple I недостаточно хорошо продавался. В результате было решено привлечь профессионалов из McKenna Agency, чтобы создать новый товарный знак.

Номер 2

На работу в компанию был принят молодой дизайнер Роб Янов (Rob Janov), которому было доверено создание корпоративного логотипа. Взяв на вооружение идею о том, что компьютеры должны раскрасить жизнь потребителей в разные цвета, Янов поставил перед собой чашу с яблоками и принялся рисовать натюрморты. Однажды ему пришла в голову идея нарисовать яблоко, от которого был откусан небольшой кусок. Тогда ему казалось, что это может выглядеть как удачная игра слов про биты и байты («bit» в переводе с английского «кусать»). Кроме того, как ему представлялось, если рисовать яблоко так, то оно «не походило на помидор сорта черри». Финальным штрихом стало решение Янова раскрасить свой «огрызок» в шесть разноцветных полосок, что придало ему несколько психоделический вид. Конечный результат выглядел очень привлекательным и теплым.

Для выставки было решено сделать плексигласовую вывеску с новым логотипом, который подсвечивался лампой. Хотя у Apple стенд был меньше, чем у других компаний, участвовавших в выставке, а некоторые производители микрокомпьютеров (такие как Processor Technology, IMSAI и Cromemco) присутствовали в этом бизнесе намного дольше, стенд Apple все же выглядел намного профессиональней благодаря этой вывеске. При этом некоторые другие участники, многие из которых были более крупными компаниями, чем Apple, и вовсе имели вывески, нарисованные черными маркерами.

Так как представители Apple подготовились к выставке более основательно, их стенд можно было легко заметить уже со входа в выставочный зал. На стенде на огромном мониторе демонстрировалась калейдоскопическая программа с видеографикой, которая привлекала внимание многих посетителей. Однако после выставки ее организатор Джим Уоррен (Jim Warren), кстати, также являвшийся членом клуба Homebrew, заявил, что участие Apple не было таким уж запоминающимся. В статье журнала Byte, который освещал мероприятие, про Apple вообще не было написано ни слова. Однако, несмотря на весь этот неблагоприятный фон, несколько месяцев спустя компания получила около трехсот заказов на Apple II, то есть на сто больше, чем в общей сложности было продано компьютеров Apple I.

В связи с высокой ценой модулей RAM первоначально компьютер Apple II стоил 1298 долларов за версию с 4 КБ и целых 2638 долларов за версию с 48 КБ RAM. Для сравнения: система PET от компании Commodore на базе процессора 6502 стоила 595 долларов, а TRS-80 от Radio Shack на базе Z80 – 600 долларов. При этом в цену, предлагавшуюся Apple, не входил ни кассетный магнитофон, ни монитор (между тем, упомянутые два конкурента эти устройства включали). Тем не менее, такой ценовой разрыв можно было оправдать тем, что ни PET, ни TRS-80 не предлагали таких возможностей для модернизации аппаратного обеспечения, которые предлагал Apple II. Ни один из конкурирующих компьютеров не поддерживал возможности расширения памяти или установки дополнительных устройств, в то время как начинку Apple II по желанию можно было изменить до неузнаваемости.

Первое пользовательское руководство Apple II было весьма лаконичным. Оно состояло из тридцати отпечатанных на ксероксе страниц, некоторые из которых были написаны от руки Стивом Возняком. Инструкция начиналась словами: «Простота и удобство: представляем вам Apple Apple ][, персональный компьютер». В начале 1978 года на смену этой самиздатовской поделке пришло «Техническое справочное руководство Apple II», также получившее название «Красная книжка». Стив Джобс понимал, что многие потребители связывают качество продукта с качеством его документации, и поэтому он прилагал массу усилий, чтобы инструкции имели профессиональный вид и в то же время были легки для восприятия.

Пытаясь заставить покупателей Apple I приобрести новую модель, Джобс и компания предлагали им весьма привлекательные сделки. Сначала их приманивали приличными скидками на Apple II, а затем – возможностью вернуть Apple I и с доплатой обменять его на Apple II. В рамках этой акции комплект поставки компьютера постепенно разрастался и стал включать сначала дисковод, а затем несколько периферийных карт и даже монитор. Именно с таким агрессивным продвижением Apple II связано то, что Apple I очень быстро отправился на свалку истории и сегодня является большим раритетом.

Шло время.

Несмотря на появление в продаже компьютера Apple III, модель Apple II продолжала пользоваться огромным спросом. Компания не могла на это не прореагировать, и через некоторое время в магазинах появилось несколько обновленных версий этого компьютера. Одной из них стала модель Apple IIe.

Когда совет директоров Apple заметил, что продажи компьютера Apple II даже не думают снижаться, было решено продолжить развитие этой модели. Первым шагом в сторону модернизации этого компьютера стал проект Diana, реализация которого началась в 1980 году. Diana должна была стать версией Apple II, обладавшей меньшим количеством внутренних компонентов, и поэтому требовавшей более скромных затрат на производство. Поздней проект был переименован в  LCA, что означало «Low Cost Apple» (недорогой Apple). Внутри компании это подразумевало снижение производственных затрат, однако сотрудники, не имевшие отношение к проекту, распространяли информацию о том, что это означало появление версии Apple II за 350 долларов. Чтобы избавиться от такого недопонимания и предотвратить разочарование потребителей, впоследствии проект получил название «Super II», которое сохранилось до самого релиза.

Один из аспектов проекта IIe эволюционировал из работы над модернизированными интегрированными микросхемами для Apple II. Когда, наконец, было решено продолжить совершенствовать структуру компьютера, один из первоначальных планов состоял в том, чтобы оснастить Apple II 80-столбцевым отображением текста и полноценной клавиатурой с верхним и нижним регистром. Инженер Apple Уолт Броднер (Walt Broedner) ответственен за львиную долю разработок в аппаратном обеспечении компьютера и был одним из тех, кто рассматривал его модернизацию как приоритет.

Инженеры, которые работали над IIe, пытались обеспечить, чтобы платы, произведенные для II и II Plus, не менее хорошо работали и на новом компьютере. В материнской плате появился разъем для подключения числовой клавиатуры. Последней многие представители деловой среды активно пользовались после появления модели II Plus. Полноценная клавиатура была выполнена так же, как у модели Apple III, и включала две уникальные клавиши, которые впервые появились на модели III: «open-apple» и «solid-apple». Эти клавиши были электрически подсоединены к кнопкам 0 и 1 на геймпаде или джойстике Apple. Клавиши использовались разработчиками программного обеспечения для быстрого доступа к некоторым функциям: например, комбинация «open-apple-H» позволяла вызвать экран с помощью. Обновленная электронная начинка клавиатуры также облегчала производить версии Apple IIe с раскладками на иностранных языках.

В итоге Броднеру, Питеру Куинну (Peter Quinn) (менеджеру проектов IIe и IIc) и их коллективу удалось существенно сократить количество компонентов материнской платы: если в предыдущей версии их было сто, то теперь их число сократилось до тридцати одного. При этом функционал компьютера сохранился на том же уровне, как и при использовании ста компонентов.

Успех

Новый Apple IIe смог принести Apple довольно ощутимую прибыль. Он не только обладал функционалом II Plus, но стоил при этом меньше: его стоимость для дилеров была почти в три раза выше стоимости производства. В результате компания все же получила свой «дешевый Apple», и к маю 1983 года в месяц уже продавалось 60-70 тысяч компьютеров Apple IIe. К слову сказать, это более чем вдвое больше, чем продажи II Plus. Рождество 1983 года для IIe оказалось еще более удачным: продажи компьютера резко рванули вверх. Многие связывают это с задержкой в начале поставок нового компьютера IBM PCjr, который был одним из конкурентов модели. Даже после выхода в 1984 году модели Apple IIc продажи IIe все равно оставались на более высокой отметке, даже несмотря на все усовершенствования IIc.

Модификации

Первые материнские платы Apple IIe имели обозначение «Revision A». После их появления инженерам удалось определить, что если для отображения графики высокого разрешения использовать то же самое количество параллельной памяти, что и при отображении текста, можно создавать графику с повышенной плотностью. Такая графика, которая называлась графикой двойного высокого разрешения (double hi-res), также позволяла отображать более широкий диапазон цветов, как и в первоначальных моделях Apple II с графикой низкого разрешения. Материнские платы IIe, позволявшие отображать графику двойного высокого разрешения, получили название «Revision B», а переключение режимов отображения графики осуществлялось программными средствами.

Более поздние материнские платы IIe вновь по какой-то причине получили название «Revision A», хотя они также поддерживали графику двойного высокого разрешения. Главным отличием поздней версии Revision A состояло в том, что большинство чипов стало припаяно к плате. Первоначальная плата Revision A, которая была модифицирована с выходом модели Enhanced IIe, не была способна обрабатывать графику двойного высокого разрешения, поскольку версия Enhanced не обладала соответствующими аппаратными ресурсами.

Enhanced IIE

Эта версия Apple IIe была представлена в марте 1985 года. Основная ее особенность состояла в повышенной совместимости с Apple IIc и II Plus. Комплект обновления (рассчитанный на владельцев предыдущей модели IIe) состоял из четырех чипов, которые были заменены на материнской плате: процессор 65c02, два чипа с изменениями Applesoft и Monitor ROM, а также генератор символов MouseText, впервые включавший в себя графические символы. В обновленной версии ROM для Enhanced IIe были исправлены наиболее распространенные проблемы, связанные с 80-столбцевой прошивкой IIe, а также появилась возможность ввода команд Applesoft и Monitor в нижнем регистре. Более старые рутинные команды 80-столбцевой системы были медленнее, чем хотелось бы большинству разработчиков программного обеспечения, к тому же присутствовали некоторые сложности с обеспечением корректной работы Applesoft. Все эти ошибки были исправлены в новых версиях ROM.

Для тех, кто покупал Enhanced в качестве своего первого компьютера IIe, предлагалась обновленная клавиатура, которая отличалась более темным цветом клавиш, уменьшенный размер символов на клавишах, а также перемещение символов в верхнюю часть клавиш. Кроме того, на корпуса компьютера появился индикатор питания и слово «Enhanced» на логотипе, позволявшее отличать модель от первоначальной версии Apple IIe.

Platinum IIE

Данная версия IIe, официально представленная в январе 1987 года, обладала той же клавиатурой, что и IIGS, однако на этот раз кнопка RESET была размещена над клавишей ESC, а индикатор питания располагался над клавишей «/» на интегрированной числовой клавиатуре. Клавиша CLEAR выполняла ту же функцию, что и ESC, однако измененная аппаратная конфигурация позволяла ей функционировать как комбинация Ctrl-X на IIGS. Материнская плата обладала 64 килобайтами RAM и всего двумя чипами (а не восемью, как раньше), а также одним модулем ROM вместо двух.

В ROM никаких изменений привнесено не было. Использовалась старая модификация клавиши SHIFT, что позволяло программам самим определять, нажата ли эта клавиша. Тем не менее, при использовании игрового контролера, где применялась третья кнопка, одновременное нажатие этой кнопки и клавиши SHIFT приводило к короткому замыканию, в результате чего отключалось питание.

В ноябре 1993 года информационные агентства сообщили новость о том, что компьютер  Apple IIe не был включен в официальные прайс-листы, распространявшиеся компанией. Это означало, что компьютер был снят с производства.

Эмуляция IIE

В начале 1991 года компания Apple выпустила специальную плату для компьютера Macintosh LC (первого недорогого Mac с поддержкой цветной графики), которая позволяла эмулировать 128-килобайтный Apple IIe. Хотя сама плата Apple IIe стоила всего 199 долларов, на Mac LC было необходимо пользоваться платой за 2 495 долларов, что делало получавшийся компьютер самым дорогим Apple II в истории.

Инженерам Apple удалось втиснуть функционал всего IIe в одну плату, которая по величине была меньше, чем старый контроллер Disk II. При этом это устройство было оснащено версией 2.0 интерфейсного программного обеспечения Apple II (которое работало на Mac и получало доступ к функционалу платы), а также увеличенным количеством памяти, которое было выделено для Macintosh. Тем не менее, в отличие от всех предыдущих версий Iie, на этой плате не было никаких аппаратных слотов. Все слоты были программными и работали посредством перемещения иконок, представлявших различные периферийные устройства, в «слоты» на экране Mac.

AppleWin

Теперь же эмуляцию Apple IIe можно запустить на обычном персональном компьютере. Для этого необходимо воспользоваться программой AppleWin.



Бета-версия AppleWin была написана в августе 1994 года разработчиком игр Майклом О'Брайеном, который продолжал разработку эмулятора в течение нескольких последующих лет. После него поддержкой проекта некоторое время занимался Оливер Шмидт. Его в свою очередь сменил Том Чарльзворт, который и является нынешним администратором проекта вместе с еще несколькими разработчиками. Сам эмулятор написан на языке C++.

Начиная с версии 1.12.9.0 (февраль 2006-го) исходный код AppleWin распространяется под лицензией GNU GPL.

В программе присутствует поддержка Ethernet, джойстика и мыши, есть возможность работы с последовательным портом. В настройках пользователь может выбрать подходящий режим дисплея из нескольких монохромных и цветных вариантов.

Поддерживаемые форматы образов дисков: bin, do, dsk, nib, po, 2mg, 2img и iie. Кроме этого, AppleWin может загружать файлы из архивов gz и zip.

Список официальных моделей, доступных для эмуляции: Apple II, Apple II Plus, Apple IIe, Apple IIe Enhanced.

Официальный сайт: github.com/applewin/applewin
Последняя стабильная версия: 1.25.0.3 (9 сентября 2014)

СкачатьAppleWin v1.25.0.3

Данная страница является частью мини-проекта "Навигатор proИгры".
Последнее обновление страницы: 16 февраля 2016

  • avatar
  • .
  • +73

2 комментария

avatar
А вот, собственно, с чего весь псто начался.

Не так давно наткнулся на RPGCodex на сайт Цифрового Антиквара. Чувак рассматривает историю игростроя с самых ранних моментов. Лично меня заинтересовал цикл статей про Ультиму.

Ну и пока читал про становление Ричарда «Лорд Бритиш» Гэрриота наткнулся на игру, которой вдохновлялся Ричард Гэрриот перед созданием Ультимы. Это была игра, как пишут на сайте, популярного тогда жанра «Выйди из лабиринта». Называлась она незатейливо «Escape».

И чой-то как-то захотелось посмотреть, что же это было и как. Результат — этот псто. А вот и сама Escape и самая первая игра автора Ультимы — Akalabeth.

Приятной игры :)
avatar
Да, ещё наткнулся на книгу про игрострой на английском. Думаю, любителям истории игр будет интересно:

magspace.ru_Dungeons___Dreamers_A_Story_of_How_Computer_Games_Created_a_Global_Community__2nd_Edition_ebook3000.epub (318 Kb)

Описание с Амазона:

Dungeons and Dreamers: The Rise of Computer Game Culture from Geek to Chic

Enter the quiet living rooms and cacophonous gaming environs of gaming kingpins like Richard Garriott and John Carmack, who invented games such as Quake and DOOM. Learn about gamers who make their living by winning gaming tournaments, and secrets of devoted gamers who practically live at LAN parties and gaming conventions.

www.amazon.com/Dungeons-Dreamers-Rise-Computer-Culture/dp/0072228881
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.