В России испытан ионный ракетный двигатель

Источник: Naked Science

Сообщается о завершении Роскосмосом испытаний ионного ракетного двигателя. В будущем проработка этой концепции будет продолжена, и она сможет найти применение на космических аппаратах.

«Этот двигатель – совместная разработка КБХА и Московского авиационного института (МАИ). Испытания успешно проведены на специальном вакуумном стенде и подтвердили соответствие параметров двигателя характеристикам, заложенным в техническом задании», – сообщил сайт Роскосмоса. Речь идет о серии огневых испытаний, участие в которых принял высокочастотной ионный электроракетный двигатель. Впоследствии эти технологии могут пригодиться для коррекции орбиты спутников. А в будущем ионный двигатель может быть использован для полетов в дальний космос.

Ионный двигатель работает за счет создания реактивной тяги при помощи ионизированного и разогнанного до высоких скоростей в электрическом поле газа. Этот двигатель отличают экономный расход топлива и большое время работы. Среди недостатков концепции можно выделить относительно низкую тягу. Между тем в будущем этот вопрос может быть решен.
 
Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА) начало работы над ионным двигателем в 2012 году. Для предприятия это направление является новым, и многое инженерам еще только предстоит освоить. До этого КБХА занималось разработкой и производством жидкостных ракетных двигателей. Они предназначались для космических ракет-носителей и боевых ракет (в том числе размещаемых на борту атомных подводных лодок).
 
Среди разработок Конструкторского бюро химавтоматики значится двигатель РД-0124А для второй ступени перспективной ракеты «Ангара», с которой неразрывно связано будущее российской космонавтики.

Напомним, ранее стало известно о разработке в России ракетного двигателя, использующего метан. Пока что речь не идет о создании принципиально новой ракеты-носителя, предназначенной для установки на нее такого агрегата. Между тем двигатель может найти применение на воссозданной ракете «Зенит», разработанной в СССР.
 
В целом, данное решение имеет несколько очевидных плюсов. Во-первых, это широкая сырьевая база, во-вторых, относительная дешевизна метанового топлива. Использование метана также рассматривается в контексте пилотируемого полета на Марс. Для космической индустрии РФ, впрочем, он не входит в число приоритетов. До последнего времени к таковым относился предполагаемый полет на Луну. Однако препятствием на пути к этому стало сокращение финансирования и, как следствие, временный отказ от создания космических аппаратов, предназначенных для такого рода задач.

  • avatar
  • .
  • +116

26 комментариев

avatar
У отсталой рашки заканчиваются испытания ионного двигателя, а у пиндосов… заканчиваются русские двигатели и надо покупать новую партию))))
avatar
Но ведь
Ионный двигатель широко представлен в фантастической литературе, компьютерных играх и кинематографе (так в звёздных войнах экономичный ионный двигатель развивает скорость до трети световой и используется для перемещения в обычном пространстве на небольшие по космическим меркам расстояния — например в пределах планетарной системы[3]), но для практической космонавтики стал доступен только во второй половине XX века. Реальный ионный двигатель по своим техническим характеристикам (и в первую очередь по силе тяги) значительно уступает своим литературным прообразам (так Эдгард Чуэйри образно сравнивает ионный двигатель с автомобилем, которому нужно двое суток для разгона с 0 до 100 км/ч)[1].

Ионный двигатель является первым хорошо отработанным на практике типом электрического ракетного двигателя. Концепция ионного двигателя была выдвинута в 1917 году Робертом Годдардом[4], а в 1954 году Эрнст Штулингерruen детально описал эту технологию, сопроводив её необходимыми вычислениями[5].

Первый функционирующий ионный электростатический двигатель (создан в США в NASA John H. Glenn Research Center at Lewis Field) был построен под руководством Гарольда Кауфманаruen в 1959 году. В 1964 году прошла первая успешная демонстрация ионного двигателя в суборбитальном полёте (SERT I)[1]. Двигатель успешно работал в течение запланированной 31 минуты. В 1970 году прошло испытание, призванное продемонстрировать эффективность долговременной работы ртутных ионных электростатических двигателей в космосе (SERT II)[6].

В качестве основного (маршевого) двигателя ионный двигатель был впервые применён на космическом аппарате Deep Space 1 (первый запуск двигателя — 10 ноября 1998 г.). Следующими аппаратами стали европейский лунный зонд Смарт-1, запущенный 28 сентября 2003 года[7], и японский аппарат Хаябуса, запущенный к астероиду Итокава в мае 2003 года[1].

Следующим аппаратом NASA, обладающим маршевыми ионными двигателями, стала (после ряда замораживаний и возобновления работ) АМС Dawn, которая стартовала 27 сентября 2007 года. Dawn предназначен для изучения Весты и Цереры и несёт три двигателя NSTAR, успешно испытанных на Deep Space 1[1].

Европейское Космическое Агентство установило ионный двигатель на борту спутника GOCE, запущенного 17 марта 2009 года на сверхнизкую околоземную орбиту высотой около 260 км. Ионный двигатель создаёт в постоянном режиме импульс, компенсирующий атмосферное трение и другие негравитационные воздействия на спутник[1].
avatar
И? Почти 70 лет топтания на месте. Где прогресс?
Когда наши вскользь говорят что,
Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА) начало работы над ионным двигателем в 2012 году.
и добавляют
А в будущем ионный двигатель может быть использован для полетов в дальний космос.
Это значит, что некие технические моменты заступорившие прогрессивную часть человечества на уровне
для коррекции орбиты спутников
решены и в среднесрочной перспективе надо ждать «выхлопа».
avatar
Что И?
Я тебе привел информацию, того что у пиндосов был опыт с ионным двигателем. У них есть рабочие ионные двигатели которые они используют и будут использовать. У нас же пока что просто он в разработке.

Где прогресс?

Нигде, видимо они не знают о своих планах на ионные двигатели.
Действующие миссии
SERT
Deep Space 1
Artemis
Hayabusa (вернулся на Землю 13 июня 2010 года)
Smart 1
Dawn
GOCE
Планируемые миссии
BepiColombo (2015). ЕКА планирует использовать ионный двигатель в меркурианской миссии BepiColombo, наряду с гравитационными манёврами и химическим двигателем для перехода на орбиту вокруг Меркурия в качестве искусственного спутника.
LISA Pathfinder (ЕКА, 2014) будет использовать ионные двигатели в качестве вспомогательных для точного контроля высоты.
Международная космическая станция. По состоянию на март 2011 года планировалась доставка на МКС электромагнитного двигателя (VASIMR) Ad Astra VF-200 с мощностью в 200 кВт VASIMR. VF-200 представляет собой версию VX-200. Поскольку доступная электрическая мощность на МКС меньше 200 кВт, проект ISS VASIMR включал в себя систему батарей, которая накапливала энергию для 15 минут работы двигателя.
Solar Orbiter.
avatar
Разумеется, НАСА и Европейское космическое агенство это одно и тоже.
avatar
Разумеется, НАСА и Европейское космическое агенство это одно и тоже.
И? Это как то отменяет то, что я написал выше? НАСА используют европейские разработки ионных двигателей?
Следующим аппаратом NASA, обладающим маршевыми ионными двигателями, стала
Ок. У пендосов нет своих ионных двигателей.
avatar
аргументировано, четко, жестко!))
avatar
Ок. У пендосов нет своих ионных двигателей.
А кто писал что нет? Речь идет о двигателях, в перспективе, не для спутника, а для ракеты-носителя, а это не одно и то же.
avatar
Речь идет о двигателях, в перспективе, не для спутника, а для ракеты-носителя, а это не одно и то же.
В тексте о ракетах-носителях ничего не сказано. Сказано лишь о таких перспективах:
«Впоследствии эти технологии могут пригодиться для коррекции орбиты спутников. А в будущем ионный двигатель может быть использован для полетов в дальний космос.»
Про ракеты-носители Вы видимо сами додумали.

У пендосов как мы видим для таких целей уже используется ионные двигатели.
Dawn (англ. Dawn, рус. Рассвет, произносится Дон) — автоматическая межпланетная станция (АМС), запущенная НАСА 27 сентября 2007 года для исследования астероида Веста и карликовой планеты Цереры.

Но внутри самого Dawn есть другой, первый в своем роде двигатель — космический аппарат впервые в истории использует ионный двигатель на электротяге. Такой ионный двигатель должен будет оснащать новое поколение космических аппаратов.
avatar
Никто не отрицает, что они у пиндосов есть… в качестве маршевых для спутников, но дальше то что? Где дальнейшее развитие как например это ?
avatar
avatar
))))))))))))))))
Я вам говорю о факте того, что у них есть уже. Вы мне показываете информацию о планах в России на будущее, т.е. еще сначала нужно ДОГНАТЬ, а потом только ОБОГНАТЬ. Однако еще не догнали.
И если вы считаете что они не будут развивать свои технологии то это ваше дело.

NASA объявило о том, что исследовательский проект ионного двигателя под кодовым названием NEXT (NASA's Evolutionary Xenon Thruster) перешагнул значительный рубеж — двигатель проработал без остановки 48 000 часов (или 5,5 лет), что является наиболее длительным временем тестирования подобных систем для космических двигателей. Конечная цель проекта — разработка экономичного и мощного двигателя для продолжительных миссий в глубоком космосе, которые предусматриваются исследовательской программой Planetary Science Decadal Survey.

P>S> ВСе началось с вашего первого комментария, где вы как бы намекнули, что у пендосов нет ионных двигателей, а вот у России уже и испытания прошли.
avatar
Теперь его первый комментарий не имеет смысла. А, ведь, не мало человек лайкнуло.
avatar
На самом деле, его коммент никак не противоречит реальности.
avatar
Точнее, дело идёт о его намёке, а так да, всё верно.
avatar
Кстати, ты согласен с «осталая рашка»?
avatar
Чувак, ты же прекрасно знаешь мой ответ.
avatar
Ну видимо тех кто его лайкал устраивает «намёк» на то, что сейчас Россия сделает ионные двигатели и США будет их тоже покупать :)
avatar
японский аппарат Хаябуса, запущенный к астероиду Итокава в мае 2003 года[1].
Такой чтоли? :-D

avatar
Здравствуй, будущее :)
avatar
В России испытан ионный ракетный двигатель
Новая Lada-Ion — Life is ON!
avatar
патентуй
avatar
Когда поступит в продажу, и уточните за сколько от Земли до Сатурна можно долететь?
avatar
Ерунда, инверсионные плазменные двигатели круче
avatar
фигня эта плазхма, будущее за фотоном!
avatar
за кондомом
за кордоном
за агрономом
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.