Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

Как связаны американские разработки 30-ых годов с классическим чешским Т3, который многие из нас знают детства?
В 20-30 годы в городах США, как и в городах многих других стран трамвай переживал свой рассвет. Двухосные небольшие вагоны конструкции конца XIX века уже не могли обеспечивать выдвигаемые к городскому транспорту требования. Потому была начата работа над созданием новых четырёхосных трамвайных вагонов семейства РСС.

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


На этом фото — 4 прототипа РСС. Фото сделано в сентябре 1934 года.


Парад трамваев, свезённых в Кливленд для федеральной конвенции АТА (Ассоциация Общественного Транспорта Америки) 09.1934 г.
1. Model B, 2-й прототип по мере разработки вагона РСС (производство 08.1934).
2. Вагон-прототип Brill из Чикаго (производство начало 1934), пре-РСС.
3. Вагон-прототип Pullman-Standard из Чикаго (производство 07.1934), пре-РСС.
4. Model А, 1-й прототип по мере разработки вагона РСС (производство 10.1929).
Source: Krambles-Peterson Archive

Рассмотрим эти вагоны подробнее:
О самом первом прототипе, вагоне модели А 1929 года выпуска подробной информации практически не сохранилось, как и качественных фотографий.
Второй прототип — Pullman-Standard августа 1934 года выпуска

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


Красавец Brill из Чикаго. Длина вагона — 15,6 метров. Технически этот трамвай уже очень близок к ставшей потом классической компоновке.

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


Салон вагона — просторный и даже роскошный

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


Pullman-Standard из Чикаго был выполнен по похожей схеме, однако обладал интересной особенностью в виде откидной нижней ступеньки:

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


Салон

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


Наконец, в 1935 году был начат выпуск вагонов РСС. Эти вагоны стали классикой американского трамвая:

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


Подрезиненные колёса, магнито-рельсовый тормоз, косвенная система управления… вплоть до начала 90-ых практически каждый трамвай мира технически был очень близок к этим вагонам

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


Вагоны PCC выпускались в таком виде до 1952 года

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


На этом фото — последние РСС, построенные в Северной Америке. Они до сих пор в строю, работают на улицах Сан-Франциско

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


Как и ещё три десятка РСС 1940-ых годов выпуска в Сан-Франциско

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


В 1951 году лицензию на производство вагонов PCC приобрело предприятие ЧКД-Прага.
После переработки (отказа от пневмосистемы, значительного изменения внешнего вида и т.д.) на свет появился вагон Tatra T1

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


В 1954 году появилась следующая версия — Tatra T2. Эти вагоны уже начали поставляться в города СССР — Москву, Киев, Екатеринбург, Ростов, Самару и Питер. Живой образец Т2 можно увидеть в музее Мосгортранса в Москве

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


Салон Т2

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


Кабина

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


В 1960 году появился первый T3. думаю, этот вагон узнают все

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


Салон был оборудован отдельным местом кондуктора

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


В 1962 году вагоны Т3 пошли в серийное производство

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


Кабина изначально была открытого типа

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


Вагону модели Т3 было суждено стать классикой. За время серийного производства он неоднократно менялся внешне, однако начинка в большинстве своём — всё тот же старый добрый РСС
Небольшой фильм про Татру Т3:

Всего за время серийного производства (до середины 90-ых) было выпущено почти 15 тысяч вагонов, что делает его одним из самых распространённых трамвайных вагонов в мире.
Татры кроме родной Чехии и отдельных городов бывшего СССР работали и работают в Германии

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


странах бывшей Югославии

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


даже в КНДР

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


Позже были выпущены сочленённые версии — Татра К2:

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


Более узкие Т4 для работы в городах с колеёй от 1000 до 1435мм. Именно Т4 распространены в странах Западной Европы

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


Во многих городах Т3 проходят модернизацию

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры


И даже с родным силуэтом Т3 прекрасно вписывается в пейзажи как старых улочек, так и в пейзажи современных городов из стекла и бетона.

Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

 

Новые обличия старых знакомых трамваев
Думаю, каждый из вас знает трамвай "Tatra T3". Чешские вагончики этой и связанных (К2 и Т4) моделей выпускались с 1960 по начало 1990-ых годов и поставлялись в огромное количество городов СССР, Германии и других стран (преимущественно соцлагеря).
Довольно интересный и ставший классическим в нашем представлении дизайн этих вагонов воистину уникален. Трамвай гармонично смотрится и среди одноэтажной застройки, и среди спальных районов, и даже на фоне современных небоскрёбов из стекла и бетона.
Однако далеко не все так считают. Предлагаю вам подборку трамваев, которые прошли модернизацию с рестайлингом.
Для начала — фотография Т3 в оригинальном виде
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

Итак, поехали. Вагон T3R.PLF. Чешская модернизация. Дизайн оставлен классическим (с минимумом коррективов), зато между тележками, в средней части кузова, появилась площадка с низким уровнем пола. теперь классическим трамваем могут пользоваться инвалиды-колясочники
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

Аналогичным путём пошли в городе Либерец. Tatra T3R.SLF, год модернизации — 2011
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

В Германии при проведении кап.ремонтов и модернизаций тоже вмешивались в дизайн, хоть и незначительно. Лейпциг. Правда, справедливости ради, это модификация на узкую колею — Tatra Т4. Год модернизации — 1992
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

Ещё один немец, правда широкой колеи. Tatra T3DC1, год модернизации 1993. Несколько лет назад эти б/у вагоны закупил украинский город Днепропетровск
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

Ещё один немец, на сей раз город Хемниц. T3DM, год модернизации — 1993
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

Словакия, город Кошице. Tatra T3MOD, год модернизации — 2000
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

Чехия, город Пльзень. Год модернизации — 1995
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

Не отстают и наши соотечественники, изобретая порой довольно занятные варианты. Вот в такие "серванты" превратились кругленькие чехи после модернизации в Волгограде в 90-ые годы
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

Московский вариант — ТМРП, 2000 год
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

Во многих городах при внешней модернизации вагонов используют серийные комплектующие, например лобовую маску производства Pragoimex. Вагоны с таким "лицом" встречаются во многих городах России, Украины и восточной Европы
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

Ижевск. Дизайн этого "модернизанта" 2013 года постройки очень схож с харьковским вариантом 2008-2009гг. Его я покажу чуть позже
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

Барнаул тоже отличился. Здесь уже оригинальный чех узнаётся с трудом
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

Киевский вариант, годы модернизации — с 2011. В трамвае появилась низкопольная часть
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

Харьков, Т3ВПА, собрано всего 4 штуки в 2009 году, после чего довольно перспективный проект заброшен. Теперь вы понимаете, насколько похож на него Ижевский коллега? :)
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

Ну и под конец — очень распространённая модернизация от Pragoimex
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры

И самый интересный на мой взгляд вариант — Vario LF от всё того-же Pragoimex. на вид — абсолютно новый вагон, однако многое здесь от старой доброй татры.
Эволюция знакомого с детства трамвая. От американца 30-ых до Татры
  • avatar
  • .
  • +39

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.