Железная дорога из Якутска начнет окупаться еще до прихода в Магадан

Рассматривается вариант государственно-частного партнерства

Строительство железной дороги из Якутска начнет окупаться еще до прихода в колымскую столицу. К такому выводу пришли участники конференции «Путь на Магадан», прошедшей в начале июня в Якутске.

Напомним, что в 2021 году по заказу РЖД была организована специальная экспедиция, которая детально изучала вопрос предстоящего строительства железной дороги до Магадана. По результатам экспедиции специалисты Института экономики и развития транспорта готовили предварительные обоснования для инвестиций. Их и рассмотрели на конференции в Якутске.

Обоснование базируется на том, что разведанные запасы полезных ископаемых по направлению будущей железной дороги оцениваются в астрономические 5,2 триллиона рублей. Для большей эффективности проект разбит на этапы. Каждый новый этап должен сопровождаться началом освоения тех или иных месторождений. Таким образом предлагается начать окупать затраты на строительство почти сразу, задолго до прихода железной дороги в Магадан.

При этом эксперты полагают, что загрузка только первого этапа будущей дороги составит 5-6 миллионов тонн в год. А по приходу в Магадан эта цифра увеличится до 23 миллионов тонн в год.

С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЧАСТНОГО КАПИТАЛА?

Громом среди ясного неба стала новость о том, что строительство железной дороги из Якутска в Магадан сейчас не входит в число приоритетных проектов Правительства РФ.

Об этом стало известно в ходе интервью министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова для РБК. Приоритетными проектами в развитии инфраструктуры на Дальнем Востоке министр назвал развитие «северной морской логистики», в том числе Северного морского пути, и создание дополнительных пограничных переходов между Россией и Китаем, а также увеличение складских мощностей — сельскохозяйственных и холодильных.

Тем не менее, Алексей Чекунков отметил, что Минвостокразвития концептуально поддерживает строительство железной дороги из Якутска в Магадан, просто в современных реалиях, при существующем масштабе и разнообразии стоящих перед федеральным бюджетом задач выделить сотни миллиардов на стройку «с нуля» кажется проблематичным.

Но этот проект, по его словам, вполне может быть реализован с использованием механизма концессии с привлечением частных средств.

— Решение по строительству ветки Якутск – Магадан должно быть не прямолинейно бюджетным, — сказал Алексей Чекунков.

В ходе якутской конференции власти республики также отметили, что не исключают вариант государственно-частного партнерства. На данный момент уже есть удачный пример такого взаимодействия. Действующая на территории Якутии угольная компания «А-Проперти» приняла решение строить собственную железную дорогу протяженностью 500 километров, от подконтрольного ей Эльгинского угольного месторождения на юге республики до поселка Чумикан Хабаровского края на берегу Охотского моря. А в Чумикане компания предполагает строительство и собственного специализированного угольного порта Эльга. Оба проекта хотят ввести в строй в первом квартале 2025 года. Стройка будет идти за собственные средства компании.

С учетом постепенной окупаемости на каждом этапе строительства железная дорога в магаданском направлении также может стать интересным предложением для инвесторов.

ЗНАЧЕНИЕ ДОРОГИ

Очевидно, что Северо-востоку России необходима железная дорога для нормализации социально-хозяйственной жизни востока Якутии и Магаданской области. Это институт массового завоза грузов и повышения транспортной доступности. Ни на самолете, ни по морю столько грузов и людей просто не перевезти.

Один из ярких сторонников проекта сенатор от Магаданской области и член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков вовсе убежден, что железная дорога — это историческая необходимость.

— Первые проекты железной дороги на Колыму были еще в 1938 году. К строительству даже почти приступили в третьей пятилетке Дальстроя. Это как минимум связано с тем, что благодаря дороге сразу поступает в оборот Яно-Колымская золотоносная дуга. Это 15 крупных месторождений, из которых только 2 сегодня эксплуатируются, потому что нет логистики.

Одновременно вокруг трассы железной дороги начинается экономическая жизнь. Как пример – Транссиб, — сказал сенатор. — Железная дорога — это необходимость. Если мы смотрим на Колыму, как на край, который имеет перспективы экономического развития, а они действительно есть, то это объективно. Но надо понимать, что такой большой проект по щелчку пальцев не делается.

Губернатор Магаданской области Сергей Носов вовсе называл дорогу из Якутска в Магадан проектом, связанным, в том числе, с геополитическими интересами страны. Строительство этой железнодорожной линии актуально для разворота инфраструктуры на северо-восток страны, в том числе в оборонно-стратегических целях. С этим утверждением согласны и коллеги из Якутии.

КОГДА ЖЕ СТРОЙКА?

Пожалуй, одним из самых дискуссионных вопросов сегодня остается трассировка новой железной дороги. Месторождений много, у каждого свои особенности, в том числе и по рельефу местности. Тем не менее, как ранее отмечал участвовавший в конференции министр природных ресурсов и экологии Магаданской областиОлег Косолапов, есть вероятность, что окончательный маршрут будущей железной дороги утвердят в ближайшие месяцы. Тогда уже этим летом в регионе начнется подготовка к строительству.

— Мы выступили с инициативой ускорить процесс, попросили участников конференции и руководство РЖД в течение первых месяцев выдать нам официальную утвержденную трассировку, чтобы мы смогли подготовить все объекты недропользования, что понадобятся для строительства железной дороги, как, например, месторождения щебня. Нас поддержали, поэтому я надеюсь, что в августе мы начнем работу в этом направлении, а РЖД начнет заниматься капитальным проектированием с точным определением всех параметров, — сказал Олег Косолапов.

При таком удачном раскладе строительство может начаться уже в 2024 году, а завершиться, оценочно, в 2030-2032 годах.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Предварительную стоимость строительства железной дороги, в зависимости от трассировки, оценили в сумму от 830 миллиардов до 1,7 триллиона рублей. В любом случае, экономические эффекты от осуществления проекта – 5,2 триллиона рублей – оказываются в несколько раз выше.

Реализация проекта предполагает создание новых рабочих мест как на самой дороге — до 1,5 тысяч, так и при реализации инвестиционных проектов — до 8 тысяч.

 

источник

  • avatar
  • 1
  • .
  • +19

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.