Катастрофа. Обрушившийся шлюз и пассажирский пароход

10 мая 1961 года, свежезапущенный в эксплуатацию Чайковский шлюз. Эйфорическая советская неделя праздников. По шлюзу, сданному в работу два дня назад, готовятся спуститься два корабля — пассажирский пароход «Дмитрий Фурманов» и груженый лесом теплоход «Криуши». Ничто не предвещает трагедии.

Или предвещает?

Катастрофа в СССР. Обрушившийся на пассажирский пароход шлюз катастрофы, трагедии, факты

Двумя годами ранее, уже в ходе строительства, отвечая призыву Никиты Хрущева удешевить, ускорить, упростить строительство ГЭС, Ленгидропроект осуществил перепроектирование шлюза, определив однокамерный вместо двухкамерного.

В своем обращении Хрущев красноречиво нарек, что «запасы прочности неоправданно большие» и «нужно всячески экономить материалы».

В дни перед сдачей проекта (приуроченного, конечно, к торжествам в честь 1 мая), работы велись в авральном режиме и все равно критически не успевали быть завершенными.

И вот, 7 мая комиссия приняла левую камеру шлюза. Правая к сдаче планировалась 20-го, но перечень работ далеко выбивался из графика.

Катастрофа в СССР. Обрушившийся на пассажирский пароход шлюз катастрофы, трагедии, факты

10 мая в левой камере готовились шлюзоваться два корабля. Пассажирский Дмитрий Фурманов и сухогруз Криуши. Фурманов был построен на заводе «Красное Сормово», ставший печально известным в 70-е аварией при строительстве атомной подлодки.

Судна подали сигнал о готовности, будучи пришвартованными у правой, внутренней, стенки шлюза. Спустя пятнадцать минут стенка пришла в движение и обвалилась.

На расстоянии 110 метров стенка завалилась в межкамерное пространство, образовав проран, в который хлынула вода.

Катастрофа в СССР. Обрушившийся на пассажирский пароход шлюз катастрофы, трагедии, факты

Межкамерное пространство и правая, недостроенная, камера были мгновенно затоплены. В образовавшуюся под напором воронку потянуло пассажирский пароход. На борту были 423 пассажира и 52 члена экипажа.

Команда обрубила швартовы, дала полный задний ход машинам, но корабль продолжало затягивать. С грузового парохода бросили концы, началось сопротивление воде.

Под напором воды распахнулись ремонтные ворота, людям подавались веревочные лестницы, часть из них самостоятельно перепрыгнула на сухогруз. В водоворотах метались обломки конструкций, строительный мусор и уцелеть, оказавшись в воде было слишком мало шансов.

Катастрофа в СССР. Обрушившийся на пассажирский пароход шлюз катастрофы, трагедии, факты

Погиб 21 человек, 15 получили ранения. Ошибок в исполнении проекта найдено не было, но сроки получили председатель пусковой комиссии и главный инженер. «Условно», как написал на уже готовых приговорах Председатель Президиума Верховного Совета СССР после прошения начальника строительства ГЭС.

Следовательно, ошибки были в проекте. Бросать, однако, тень на Ленгидропроект было не к месту, не вовремя. Велось строительство Асуанского гидроузла на Ниле, в Египте, где проектные работы составляла та же компания. Косвенно вину Ленгидропроекта подтверждает отсутствие наград и медалей проектировщикам.

Ущерб советскому бюджету составил более 2,5 миллионов. Радиостанция «Голос Америки» передавала новость о трагедии в Союзе с более, чем сотней жертв. Физический, человеческий и репутационный ущерб был непоправимым.

Катастрофа в СССР. Обрушившийся на пассажирский пароход шлюз катастрофы, трагедии, факты

  • avatar
  • .
  • +15

3 комментария

avatar
так шлюз упал на пароход или пароход на шлюз?
«В образовавшуюся под напором воронку потянуло пассажирский пароход»
нифига не понятно…
avatar
Не, пароход затягивало, но его вытянули.
avatar
А где же тогда пароход был, на который шлюз упал (или его стенка)? В недостроенной камере, что ли? Ведь вода именно туда хлынула. Короче, без чертежа ничего не понятно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.