Двигатели «несоюзнического производства»: ВВС США ищут альтернативу российским РД-180

ВВС США ищут способы отказаться от двигательных систем «несоюзнического производства», в том числе российских РД-180. Об этом говорится в тендере, с текстом которого ознакомился RT. Согласно документу, главная цель запроса Военно-воздушных сил Соединённых Штатов — поиск подрядчиков, которые обеспечат вывод спутников системы национальной безопасности на желаемую орбиту «в срок и с высокой надёжностью». Эксперты отмечают, что США уже много лет финансируют разработку двигателей, призванных заменить российские, однако найти эффективную альтернативу им не удаётся.
 

  • Ракета-носитель Atlas V
  • © United Launch Alliance

ВВС США ищут подрядчиков на новые космические разработки в рамках Программы запусков космических спутников системы национальной безопасности.

Планируется, что данный запрос должен будет обеспечить Военно-воздушным силам США «гарантированный» доступ к космосу, а также поможет Вашингтону отказаться от двигательных систем «несоюзнического производства», в том числе российских РД-180.

Цель запроса — «обеспечить вывод спутников системы национальной безопасности на желаемую орбиту в срок и с высокой надёжностью».

«Приоритеты данного подхода: получение гарантированного доступа к космосу, обеспечение успешного выполнения заданий, уход от двигательных систем несоюзнического производства (к примеру, российских РД-180), удешевление программ, развитие устойчивой конкурентной среды на внутреннем рынке, уменьшение затрат на интеграцию спутников и количества трудностей, связанных с модификациями, а также своевременные выделение средств и закупка пусковых услуг», — говорится в документе.

Согласно запросу ВВС США, в ходе работы над альтернативным двигателем подрядчикам предстоит подготовить методологию и систему оценки по основным параметрам двигательных установок: траектория, загрузка и распределение топлива, тяга, скорость, влияние давления и температуры на корпус установки, а также возможные причины поломки двигателя. 

Как отмечается в документе, в рамках программы заключат два контракта, срок действия которых — с 2020 бюджетного года до 2024-го.

«Постоянные трения вокруг РД-180»

Российские двигатели РД-180 используются для разгона первой ступени одноразовой двухступенчатой ракеты-носителя Atlas V. Договор о поставке был заключён между странами ещё в 1997 году. В 2014-м США был введён запрет на закупки российских двигателей, однако позже он был отменён из-за невозможности найти им замену.

Кроме того, ещё в 2015 году Военно-воздушные силы США объявили о тендере на разработку новых двигателей для ракет-носителей на замену российским РД-180. Общая стоимость контракта составляла $160 млн. Тогда подобный запрос был также продиктован позднее отменённым запретом на использование российских двигателей после 2019 года.

В 2018 году российское НПО «Энергомаш» и американская компания United Launch Alliance (ULA) подписали новый контракт на поставку двигателей РД-180 сроком до 2020 года.

  • 12 апреля 2019 года. Сборка ракетного двигателя РД-180 для РН Atlas V в цехе НПО энергетического машиностроения имени академика В.П. Глушко
  • © Сергей Гунеев / РИА Новости

Военный аналитик журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков в разговоре с RT отметил, что на протяжении последних лет в США неоднократно поднимался вопрос о прекращении использования РД-180, однако пока Вашингтон не может себе позволить отказаться от них. 

«Вокруг нашего двигателя РД-180 постоянно идут трения о том, чтобы Соединённые Штаты ушли от его использования и сделали что-то своё. Но двигатель, который они делали на замену, к их сожалению, они создать не смогли. В то же время это не отменяет множества космических программ, которые они делают», — отметил эксперт.

На сегодняшний день известно, что несколько компаний занимаются разработкой двигателей для замены российских РД-180. Так, частная компания Blue Origin начала разработку аналога РД-180 ещё в 2011 году, успешные испытания двигателя BE-4 состоялись в 2018-м. Двигатель BE-4 предназначен для ракеты-носителя Vulcan, которая в будущем должна заменить Atlas V и Delta IV. Однако первый старт ракет с новым двигателем ожидается не ранее 2021 года.

Разработкой альтернативы РД-180 также занимается SpaceX Илона Маска. Согласно контракту между компанией и Пентагоном, SpaceX взяла на себя обязательство вывести на орбиту в 2020 году военный спутник AFSPC-52 при помощи тяжёлой ракеты Falcon Heavy. 

Политика введения запретов на использование российских двигателей в США проводится уже на протяжении нескольких лет, подчеркнул в разговоре с RT член Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков, отметив, что Соединённые Штаты продолжают использовать российские двигатели.

«Разговоры о том, чтобы отказаться от использования российских двигателей при запусках спутников, в США ведутся давно. И очень сильны позиции сторонников американских ракетных двигателей как раз в конгрессе. Именно из-за этого появляются подобные запросы, различные законопроекты, касающиеся отказа от российских двигателей», — отметил эксперт.

  • Reuters
  • © Leah Millis

«Долго и очень дорого»

В апреле глава космического командования ВВС США Джон Реймонд в ходе слушаний в комитете по делам Вооружённых сил Соединённых Штатов палаты представителей заявил о планах Вашингтона отказаться от российских ракетных двигателей РД-180 к 2022 году.

Отвечая на вопрос конгрессмена, имеется ли в виду прекращение покупок РД-180 в рамках бюджета 2019 года, Реймонд заявил, что «согласно закону эти закупки должны прекратиться в 2022-м».

По мнению гендиректора совместного российско-американского предприятия RD AMROSS Майкла Бейкера, бывшего астронавта NASA, поставки в США российского двигателя РД-180 продолжатся по меньшей мере до 2023—2024 годов.

Как отметил ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт, сроки отказа от российских двигателей, заявленные Вашингтоном, выглядят мобилизационными.

«Это долго и очень дорого, и эти причины до сих пор были главным препятствием для того, чтобы американцы позволили себе отказаться от РД-180. Были даже попытки использовать ту документацию по двигателям, которая была изначально им предоставлена, и они закончились неудачей. Это оказалось труднее, чем они думали», — отметил эксперт.

Он также добавил, что решение Вашингтона о дальнейшей закупке российских двигателей не только оправданно, но и выгодно обеим странам.

«Решение относительно дальнейшего использования РД-180 является оправданным. Это выгодно и для России, и, конечно, для Соединённых Штатов. Если завтра они перестают получать эти двигатели, то Atlas V закрывается, программа запусков аппаратов откладывается. То есть это большие потери для всех», — считает Эйсмонт.

 

источник

  • avatar
  • .

12 комментариев

avatar
Так где же «утерянные» лунные технологии?
avatar
Кто о чем, а вшивый о бане.
avatar
Хе-хе, ты же не ответишь на этот вопрос. Вошь к тебе поползла.
avatar
На какой вопрос? На эту тупость?
Так где же «утерянные» лунные технологии?
Каким боком ты связываешь лунную программу и замену ракет семейства Атлас?
avatar
Там же где технологии, на которых Гагарин летал.Технологии свою задачу успешно выполнили, программа закрыта.
avatar
Опыт терять ведь нельзя. Слышал что движки на шаттлах это примерно те что были на лунной программе.
avatar
Движки которые были на спейс-шаттл самые удачные американские ракетные двигатели и они дальше будут использоваться на супертяже SLS.
avatar
Отношение к Сатурну они имеют? Не помню где слышал/читал/etc.
avatar
Маршевые двигатели может и имеют точно не знаю, твердотопливные наврятли.
avatar
Наверняка из какого нибудь Discovery-фильма он это услышал.
avatar
Есть оказывается проект SLS с двигателем F-1b прямым потомком F-1.
avatar
Движки там другие (потому что цели другие), но при проектировании шаттлов ипользовался опыт и некоторые технические решения лунных модулей.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.