Мыш кродёться

Часто на просторах Сети можно увидеть дискуссии про разницу в системах западного и советского образования.

Вот я и решил на эту тему порассуждать.

Советская система.

Выросла из прусской образовательной системы.

В её основе — фундаментальный подход. Т.е. подача знаний по возможно более широкому спектру обучающимся. Здесь уместно будет привести цитату Ленина: «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знаниями всех тех богатств, которое выработало человечество».

Богатства здесь — именно знания.

Т.е. в советской системе обучения обучающийся получает представления о широком круге текущих наук и это служит ему фундаментом для дальнейшей его деятельности в профессиональной и повседневной жизни.

Западная система образования выросла из ремесленных цехов. Когда ремесло было наследуемым. И обучение велось строго в рамках этого наследования — кожевенника учили только кожевенному делу, герцога* учили только обращению с «чернью», не отвлекаясь на «ненужное».

Т.е. это узкоспециализированный подход.

Но беда и советской и западной систем в том, что обе эти системы стали жертвами перегибов.

В советской системе был сделан упор на фактологию. На тупое заучивание огромной массы фактов, дат, чисел и т.д.

В западной же тоже дошли до крайности, когда специализации обучения стали настолько узкими, что стали конфликтовать даже с социализацией обучающихся.

Причём в советской системе при Н.С.Хрущёве убрали из курса обучения логику.

Это объяснимо — Хрущёв проводил политику монополизации, а при этом не нужны люди, владеющие арсеналом вскрытия общих закономерностей. Прежде всего здесь нужны исполнители. Т.е. по сути дела был сделан уже шаг в направлении западной образовательной системы.

Я хочу донести простую мысль — и советская и западная системы не хороши и не плохи. Они отвечают разным задачам. И всё дело, как и всегда впрочем — в балансе, в пропорциях.

Одним словом цельной сбалансированной системы обучения не получилось создать ни на Западе, ни В СССР.

Синтезировать одну систему с другой — вот современная задача нынешних методистов от образования.

Всё дело в определении глубины подачи фундаментальных основ для разных категорий обучающихся.

А так мы имеем либо совсем уж узкого специалиста по «закручиванию гаек с левой резьбой», который даже знать не будет что делать с гайкой с правой резьбой, либо советского дилетанта «знающего понемногу обо всём», но ничего не знающего на хотя бы профессиональном уровне. Ни для кого не секрет, что уже к 80-м годам очень большое число выпускников советских ВУЗов получали свои дипломы тупо за то, что их было не за что выгнать.

То, что я пишу — это обобщённый образ. И даже несколько утрированный. Чтобы лучше было понятно суть проблем.

Так что и в одной и в другой системе мы имеем достаточно большие проблемы. В советской системе это неспособность как следует довести и «вылизать» конечную продукцию, а в западной — несколько хуже — там проблемы в творческом подходе, т.е. в самом процессе появления инноваций. Томущо инновации чаще всего возникают на стыке различных областей знаний. И мы это видим — западные инновации базируются на экспатах и производятся экспатами. Узкий специалист к творчеству импотентен.

Он просто тупо не поймёт, что вот из этой ошибки, из этого бага/глюка может получится революция в чём нибудь. Фундаментальной подготовки не хватит.

Но зато уже имеющиеся — будет доведено до совершенства и конечная продукция будет «вылизана».

И мы это видим — поток сырых, недоделанных и вообще еле проработанных наработок движется по мiру в строго определённом направлении — с Востока на Запад. Да и экспаты в этих областях движутся туда же.

Итак выводы — создание сбалансированной с соблюдением необходимых пропорций системы образования — снова на повестке дня. Работа гигантская, но тот, кто за неё возьмётся — уж точно удостоится памятника в обоих частях света и на Западе и на Востоке.

* Да, да, дворянство — это тоже вполне себе ремесленный цех.

Такие вот вторнишные мысли.

З.И.Л.

  • avatar
  • .
  • +12

Больше в разделе

  • Принято считать, что наши современные школьники «перегружены» и им «некогда радоваться жизни». Однако всё познаётся в сравнении. Давайте сравним, кому проще живётся – нашему первокласснику Коле...

1 комментарий

avatar
Ни для кого не секрет, что уже к 80-м годам очень большое число выпускников советских ВУЗов получали свои дипломы тупо за то, что их было не за что выгнать.
Во бля… Смелое утверждение… Но мне кажется, что все же для большинства это секрет)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.