Учебники Набиуллиной для начальной школы

Вот этот день и настал. Наш ЦБ начал объяснять людям, что надо включать мозг, прежде чем покупать айфон в кредит или устраивать свадьбу стоимостью в свою трёхлетнюю зарплату. Справедливо рассудив, что взрослым дебилам советы не нужны («не учите жить, помогите материально»), ЦБ подготовил учебное пособие для начальной школы, с 1 по 4 класс. Вот, к примеру, вопрос первоклассникам:

Папа Пети купил машину. На что ещё ему пришлось потратить деньги?

Очень жизненная ситуация. Сколько же я повидал таких петиных пап, которые сначала купили автомобиль на последние деньги, а потом с удивлением обнаружили, что его надо и чинить, и заправлять, и даже где-то парковать!

А вот немного про бизнес, снова из пособия для первого класса:

Я – главный пекарь. Я с детства очень любил печь булки. А теперь у меня есть своя пекарня. Я сам придумываю, какой хлеб и какие булки буду печь со своими помощниками. Очень важно, чтобы мои булки нравились вам, моим покупателям. Поэтому я часто придумываю что-то новенькое.

В моей пекарне раньше был один этаж, а теперь два. Очень многие ребята с удовольствием покупают мои булки. Так я веду своё дело. Так я зарабатываю деньги.

Помните, как начинался фильм «Жмурки»? Там преподавательница по экономике (!) почти прямым текстом заявляла студентам, что для открытия своего дела нужно воровать и убивать:

Очевидно, что далёкие от экономики учителя и преподаватели имеют ещё меньше знаний по вопросу открытия своего дела. Будет очень здорово, если это мракобесие уйдёт в прошлое, и детям со школы начнут объяснять как обстоят дела в реальном мире, рассказывая, что для запуска своего бизнеса вполне достаточно упорно работать в нужном направлении и жестко контролировать расходы.

К сожалению, этот тезис, — для личного финансового успеха нужно много работать и мало тратить, — отнюдь не очевиден. По-хорошему, в девяностые годы следовало бы поступить как в фильмах о советской власти, устроить всероссийский ликбез по экономике.

А вот уже пример из пособия для второго класса:

– Смотри, какая отличная футболка, мы купили её с мамой вчера на распродаже. – Маруся похвасталась своей обновкой.
– Но у тебя уже три такие же футболки! – развёл руками Петя. – Зачем тебе ещё одна?
– Много ты понимаешь в моде, – возмутилась Маруся. – Они совсем не похожи: вот здесь цветочек, здесь кружево, эта короткая, а эта длинная. Тем более, я же говорю, в магазине была распродажа. Мы с мамой заплатили полцены за эту замечательную футболку. Она стоила 1000 рублей, а теперь всего 500 рублей. Так что мы сэкономили целых 500 рублей!
– Я бы сказал, что вы абсолютно напрасно потратили 500 рублей, – сказал Петя.
– Ерунда какая-то, мы же сэкономили, – отмахнулась Маруся. – Или нет? – неожиданно задумалась девочка.

Повторюсь, очень жизненно. И описанная ситуация восе неоднозначна, между прочим. При этом кроме таких вот сценок в учебниках есть и реально работающие практические советы: например, идти в магазин с заранее составленным списком, чтобы не купить лишнего.

В пособии для третьего класса Центробанк всё же не выдержал и разродился длинным рассказом о фальшивых купюрах и о степенях их защиты. Что же, чисто по-человечески это понятно: без такой вставки начальство ЦБ свою подпись под пособиями поставило бы навряд ли.

А вот ещё одна жизненная ситуация, мне прямо захотелось сделать большую статью с обсуждением историй тяжело возвращавшихся долгов:

После уроков к Пете подошёл приятель Миша.
– Петя, у тебя есть деньги? Не мог бы ты мне одолжить на время 30 рублей. Я забыл свои деньги дома, а мне очень хочется купить пирожок.
Петя знал, что у него ровно три монеты по десять рублей. А все вместе они составляют 30 рублей. Те самые 30 рублей, которые он хотел положить в копилку. Петя давно собирал деньги, чтобы купить новый набор любимого конструктора. До заветной суммы оставалось совсем чуть-чуть. Но как же отказать другу? «Не по-товарищески это получится», – подумал Петя.
Петя полез в карман.
– На, держи! – протянул Петя Мишке монетки.
– Спасибо, друг! – кивнул приятель и побежал в буфет, на ходу бросив: – Я тебе сразу верну, как только у меня будут свои 30 рублей. Может быть, даже завтра…
Но ни на следующий день, ни через неделю, ни даже через месяц Мишка так и не вернул долг.

В четвёртом классе детям объясняют, как вести семейный бюджет. Казалось бы, зачем это объяснять, элементарная же штука… но нет, ежедневное ведение бюджета для большей части россиян до сих пор такая же фантастика, как ежедневная чистка зубов для дикарей из племени Мумба-Юмба.

Через пару страниц авторы говорят, что кредиты — это зло, так как (сюрприз!) отдать банку придётся большую сумму, чем у него берёшь.

Кстати, история про личный маленький бизнес, которая красной нитью проходит через весь цикл учебников, в четвёртом классе плавно подводит к идее «взять кредит на открытие пекарни». Так как я опытный «пекарь» (если вы понимаете, о чём я), я полагаю, что в реальной жизни кредит под открытие первого бизнеса лучше не брать. Школьников я бы настраивал иначе: не «возьму деньги у дяди и открою свой бизнес», а «заработаю деньги и открою свой бизнес». Так будет во всех отношениях правильнее и практичнее.

Если присмотреться, правда, становится ясно, что в том примере пекарь берёт кредит под расширение дела… однако я сомневаюсь, что среднему школьнику и среднему школьному учителю этот нюанс без специальной акцентации будет достаточно очевиден.

Подведу итог:

Репутация ЦБ сильно выросла в моих глазах. Новые пособия по финансовой грамотности — просто целительный бальзам на душу. Более того — ЦБ даже выложил пособия в открытый доступ, чтобы мы с вами могли оставить там свои комментарии. Время оставить своё ценное мнение есть до конца февраля:

www.preobra.ru/finance

Напоследок вот вам практическая задачка из рабочей тетради за четвёртый класс:

Мама и папа Пети сравнили доходы и расходы, которые они запланировали на следующий месяц. Они увидели, что расходы превышают доходы на 7 000 рублей. Решено было пересмотреть запланированные расходы. Вот их список:

— Поход в кино – 2500 рублей.
— Замена колеса автомобиля – 7000 рублей.
— Ремонт крана на кухне – 3500 рублей.
— Покупка роликовых коньков – 4500 рублей.
— Покупка учебников для занятий английским языком – 1500 рублей.
— Поздравление родственника с днём рождения – 3000 рублей.

От каких из своих расходов семье придётся отказаться? Обведите расходы, которые супруги, скорее всего, вычеркнут.

А вы как бы ответили?

  • avatar
  • .
  • +15

12 комментариев

avatar
Если забить на родственника (слишком дорого обходится), то можно сходить в кино, ещё и останется, на пиво себе, и мороженое Пете…
avatar
Можно открытку купить. Или вырезать самому из цветной бумаги. Сделанное руками ценнее же.
avatar
Или переподарить какую-нить бесполезную хрень из многочисленных своих, двадцатьтретьефевральских… )
avatar
скоро 23, пойду свою подарочную-нафигненужную пену-гель дезики переберу, авось кому сгодится :)
avatar
Убрала бы кино и коньки, ничего страшного, можно и на следующий месяц эти траты перенести
avatar
А вообще-бред полнейший, кого хотят сделать с наших детей и внуков?
avatar
Не лохов хотят сделать. В наше время расстаться с деньгами может каждый. АО МММ тому пример. Тогда не было финансово грамотных людей и их имели все проходимцы. Люди теряли, и даже теряют сейчас, всё, вплоть до свободы.
Вот недавно история была. Тётю попросили дать ген. доверенность что бы от её имени совершить сделку по покупке садового участка за 100тыр. Знакомый или сосед, не помню точно. Тётя и помогла хорошему человеку. Надо ли говорить что по ген.доверенности тёти натворили дел на миллиарды и она в СИЗО. Ни сном ни духом она не знала что проворачивалось от её имени. А тот знакомый исчез несколько лет назад хер его знает куда.
Тётя молодец? Угу. И безграмотная дура нифига не понимающая в финансах.
avatar
Я не имела конкретно только эти задания, сейчас дебильная школьная программа, взрослый голову сломает.
И нужно уметь отказывать людям даже тогда, когда они за предлагают плату за что то совсем «невинное».
Я тоже знаю аналогичные примеры.
avatar
Финансовая грамотность должна быть подана, юридической бы ещё немного, реалии нашего времени. А дебильная школьная программа, это конечно так, я ей полностью доволен, особенно ЕГЭ по которому мой сын мог поступить сразу в 5 вузов(поступил в один). Чудо как хорошо сделано. :)
avatar
В блоге «образование» я специально собирал все признаки дебильности, погляди. Одно из первых мест в Европе. Кучи выигранных олимпиад, масса преимуществ от единого экзамена. :)
avatar
Финансовая грамотность должна быть подана, юридической бы ещё немного, реалии нашего времени.
и хоть чутка информационной гигиены
avatar
Это уже есть. В курсе информатики. Ашманов принимал участие в его написании.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.