Госдума во втором чтении приняла законопроект о запрете заниматься просветительской деятельностью без разрешения властей



Госдума приняла во втором чтении законопроект о просветительской деятельности, который критиковали российские деятели науки и культуры. Согласно документу, просветительскую деятельность, в том числе научно-популярные лекции, а также любую работу вузов, связанную с международным взаимодействием, должно будет контролировать правительство.

Законопроект был внесен в Госдуму в ноябре прошлого года группой сенаторов и депутатов во главе с председателем комиссии Совета федерации по защите государственного суверенитета Андреем Климовым и главой думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.

По мнению авторов инициативы, отсутствие регулирования просветительской деятельности в России «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий».

Документ предполагает усиление контроля чиновников за просветительской деятельностью. В нем предлагается закрепить определение просветительской деятельности, наделить минобрнауки и минпросвещения полномочиями лицензировать просветительские проекты и особое внимание уделить сотрудничеству образовательных учреждений с международными организациями.

Предлагается также запретить сообщать учащимся «недостоверные сведения об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов», если эти сведения могут разжечь социальную или национальную рознь.

Сенатор Андрей Климов, объясняя необходимость поправок, приводил в пример запрещенную в России организацию «Исламское государство» и схожие структуры, которые «тоже считают, что занимаются просвещением».

Порядок получения лицензии на просветительскую деятельность или наказание за ее отсутствие законопроект не прописывает. Эти нормы должно выработать правительство.

Критика законопроекта

Против законопроекта выступили многие российские деятели науки и культуры. Петицию, инициированную астрофизиком, ведущим научным сотрудником ГАИШ МГУ Сергеем Поповым, подписали более 200 тысяч человек.

В ней говорится, что принятие закона «откроет путь ряду ограничительных мер, которые негативно скажутся на популяризаторской деятельности в нашей стране», а многие просветительские проекты, основанные на энтузиазме их участников, «могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции».

Открытое письмо к президенту Владимиру Путину с просьбой отклонить законопроект подписали более 600 российских деятелей культуры.

«Если данный законопроект будет принят, это, на наш взгляд, создаст предпосылки для репрессивного и цензурирующего регулирования. В текущем виде из-за расплывчатости формулировок и непроработанности он ставит под угрозу конституционные права граждан России и развитие сфер образования и культуры нашей страны», — говорится в письме.

С заявлением против законопроекта выступили также создатели и руководители 17 независимых российских просветительских проектов, таких как «Синхронизация», Arzamas и «ПостНаука».

«Регулирование просветительской деятельности, о котором идет речь, по сути является формой предварительной цензуры, напоминающей о самых мрачных страницах российской истории, и прямо ограничивает свободу слова и дискуссии в нашем обществе», — заявили они.

Кроме того, призыв отозвать законопроект о просветительской деятельности поддержали все члены президиума Российской академии наук.

«Было направлено письмо от президента РАН на имя спикера Госдумы Вячеслава Володина, но, к сожалению, никто даже не подумал связаться с нами и обсудить текст законопроекта. Мне кажется, это странно, особенно с учетом того, что просветительская деятельность — уставная для РАН», — рассказывал после принятия законопроекта в первом чтении президент академии Алексей Хохлов.

Законопроект напоминает «лучшие» образцы советских традиций в этом направлении, что не является шагом в сторону либерализации, говорил Би-би-си руководитель центров общественно-политических проектов Константин Листратов.

«С другой стороны, не совсем понятно, какими ресурсами власти собираются обеспечивать выполнение этого закона, учитывая количество образовательных учреждений и разного рода образовательных проектов и программ», — отмечал он.

По мнению сенатора Климова, негативная реакция на законопроект «нагоняется точно не из России», а из Вашингтона.
  • avatar
  • .
  • -2

4 комментария

avatar
Вот текст законопроекта.
/uploads/2021/03/12/Tekst_zakonoproekta_1057895_7__trete_chtenie__proekt_1.doc

Или я чтото не понимаю, или одно из двух
статью 2 дополнить пунктом 35 следующего содержания:
35) просветительская деятельность — осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Здесь чтото не так? Вроде всё понятно, речь не о школах, ВУЗах и проч.

Статья 12-2. Общие требования к осуществлению просветительской деятельности
1. Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Тоже вроде всё ясно. Соблюдай требования закона — и просвещай

Статья 12-2. Общие требования к осуществлению просветительской деятельности
2. Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
Тоже всё понятно и логично

статью 19 дополнить частью 5 следующего содержания:
5. Научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, осуществляется организациями, включенными в перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок отбора организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, и перечень таких организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Что тут не так?? Ах да, в школе теперь нельзя будет историю преподавать по методичкам написанным на основе «творчества» Суворова-Резуна. Вот жеж беда…

Статья 105 п.3 в существующей редакции
3. Организации, входящие в систему образования, принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в иных формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности по следующим направлениям:
1) разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;
2) направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена;
3) проведение совместных научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности;
4) участие в сетевой форме реализации образовательных программ;
5) участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.

Теперь по законопроекту
5) статью 105 дополнить частью 4 следующего содержания:
4. Заключение образовательными организациями, за исключением федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, договоров, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, осуществляется при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Федеральным государственным образовательным организациям, находящимся в ведении федеральных государственных органов, заключение выдается федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации. Порядок подготовки и получения указанных заключений утверждается Правительством Российской Федерации.
Вполне вероятно именно этот пункт вызвал наибольший резонанс. Ну тут лучше бы высказался человек, кто в теме.

Может кто-нибудь скажет где во всём этом цензура, где про
Согласно документу, просветительскую деятельность, в том числе научно-популярные лекции <...>, должно будет контролировать правительство.
avatar
Как я понял, теперь нельзя в ТТ рассказывать о медицине, автолайфхаках и т.п. — это притягивает следующие законы, о налогах с блогеров…
avatar
тебе нельзя, тебя притягивает только говно. это очевидно, все твои посты это выжимка мрака.
причем люди тебе объясняют, что б ты не ел говно но ты не слушаешь, ты плюешься им.
avatar
Я твоего блевотного мнения не спрашивал
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.