Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал«Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. Мы с огромным усилием начали знакомиться с новым масштабным телепроектом.

Совсем недавно я писал про исторический сериал HBO«Екатерина Великая» и очень ругал его за исторические ляпы и плохой подбор актёров. Но после того как увидел российский ответ HBO — сериал«Екатерина. Самозванцы», — понял, что, пожалуй, делал это зря. Конечно, англо-американцы натворили массу ошибок, а Хелен Миррен, мягко говоря, старовата для роли Екатерины II. Но всё же британская школа даёт сто очков форы отечественным актёрам, играющим, как будто они взяты в кинематограф прямо со сцены школьной самодеятельности. А зарубежное пренебрежение историческими фактами никак не сравнится с тем карнавалом безумия, что блистает в российском сериале.

История начинается очень драматично. Зима 1774 года. Российской империи грозят сразу три напасти — всё ещё продолжается война с Турцией, на востоке бушует крестьянское восстание под предводительством Пугачёва, а в Париже появляется авантюристка княжна Тараканова, выдающая себя за дочь императрицы Елизаветы. При дворе начинают ползти нехорошие слухи, что императрица«уже не та что раньше» и ведёт державу прямой дорогой к гибели. Неприятная ситуация, что и говорить, только вот совершенно фантастическая.

 

 

 

Трейлер сериала

Какая-то элита у нас трусливая получается…

В-первых, война с османами уже была выиграна, и это считалось фактом ещё год назад. Мир не был заключён лишь из-за воинственной позиции султана и интриг венского двора — ещё одной стороны, заинтересованной в разделе«турецкого пирога». Однако в самом начале 1774 года султан сменился, а положение турок стало столь безнадёжным, что вся кампания 1774 года уложилась в два месяца боевых действий, после которых османы приняли русские условия и начали переговоры о мире.

Что же мы видим в сериале? Все русские сановники страшно боятся продолжения боевых действий, считая, что империя не вынесет военного напряжения. От Григория Потёмкина до генерала Суворова — все уговаривают Екатерину II немедленно остановить войну.

Да будь у России такая государственная элита в реальной истории, Крым бы так и остался турецким.

История Пугачёва подана крайне необычно. В реальности в начале 1774 года восставшие терпели поражение за поражением и правительство отлично понимало, что мятеж будет подавлен в самое ближайшее время. Пугачёв вместе с остатками своих войск бежал от преследовавшей его русской армии, сжигая уральские заводы, а затем прорвался к Волге, где запылали города и помещичьи усадьбы.

К этому времени бо́льшую часть восставших составляли уже не профессиональные воины-казаки, а едва умевшие держать оружие крепостные крестьяне. Так что, несмотря на спешную переброску войск, после завершения войны с турками для усмирения мятежников хватило тех регулярных частей, что были отданы под командование подполковника Ивана Михельсона ещё весной.

Драма на пустом месте

И, наконец, княжна Тараканова, она же принцесса Владимирская. Ей создатели сериала придумали совершенно фантастическую историю. Всё начинается с драматической сцены, как в парижскую тюрьму Коньсержери приходят поляки и француз — особый представитель короля Людовика XV, — чтобы освободить самозванку из заключения и использовать её против России.

Выглядит всё очень эффектно, но к истории не имеет ни малейшего отношения.

Прежде всего, Тараканова никогда не была узницей Коньсержери. И версальский двор не имел никакого отношения к авантюре принцессы Владимирской. Более того, к 1774 году недавно очень напряжённые русско-французские отношения начали постепенно меняться. Ещё четыре года назад был отправлен в отставку старый недруг России герцог Шуазёль. Трещал по швам Северный аккорд — союз России, Пруссии и Великобритании против Франции и Австрии. Вскоре случится«переформатирование» системы альянсов, а Франция, в противовес англичанам, будет играть на русской стороне.

Создатели сериала стремительно нагнетают напряжённость. Всё плохо, великая Российская империя рушится под ударами врагов. Их желание подать сюжет как можно более яркими красками можно понять, но зачем заниматься откровенным враньём? История России красива и драматична и без того, чтобы рисовать апокалиптическую картину, где турки, Пугачёв и авантюристы сплетаются в зловещий клубок инспирированного из-за рубежа всемирного антирусского заговора.

Блеск золота и трёхдневная щетина

Но отвлечёмся от истории и обратимся к ничуть не менее важным вещам: актёрской игре, костюмам и декорациям. С последним дела обстоят лучше всего — фильм снимался в подлинных интерьерах русских императорских резиденций, отчего испортить эту часть сериала не удалось. С костюмами и прочим антуражем всё гораздо сложнее. Несмотря на желание блеснуть роскошью — обилие мехов, бархата и золотого галуна, — художники по костюмам создали скорее некий обобщённый облик XVIII столетия, каким оно представляется дилетанту, не обращая ни малейшего внимания на достоверность.

Получилось красиво, но, когда все актёры-мужчины принципиально не носят парики, а некоторые ещё и щеголяют добротной такой небритостью, становится немного не по себе. Женщины, кстати, тоже обходятся без париков, используя причёски, которые будут уместны в XXI, а не XVIII веке. Костюмное историческое кино на то и называется костюмным, что одно из важнейших впечатлений зритель получает от красивых, необычных нарядов прошлого. Желание осовременить героев в данном случае абсолютно неуместно.

Триумф бездарности

Теперь перейдём к самому плохому — актёрской игре. Надо признать, что в этой области в России царит настоящая катастрофа. Постепенно сцену и экран покидают актёры«старой школы», а те, что приходят им на смену, в былые времена не прошли бы отбора в любительский спектакль сельского дома культуры. Эти актёры просто наговаривают в камеру отданный им в руки текст, не пытаясь изобразить НИЧЕГО. Перед зрителем может происходить всё что угодно — любовь, смерть, победы и поражения, — но скучный, монотонный, не способный изобразить хоть какое-то движение чувств голос современного российского лицедея немедленно убьёт любое впечатление от удивительных событий прошлого.

Абсолютно все актёры сериала«Екатерина. Самозванцы» — это настоящая квинтэссенция бездарности. Глядя на их кривляние перед камерой, хочется снова и снова рассматривать каждый кадр с Хелен Миррен в роли Екатерины и Джейсоном Кларком в роли Потёмкина — потому что им можно верить. Это настоящие, хорошие артисты, и никакая разница в возрасте в 30 лет не способна помешать подлинному искусству. Поэтому хочу извиниться перед создателями сериала«Екатерина Великая»: на самом деле вы очень даже неплохо поработали. Малость недотянули, конечно, но заданная вами планка, как бы она ни была невысока, для создателей сериала«Екатерина. Самозванцы» оказалась совершенно непреодолима.

Уберите хихикающих фрейлин. Пожалуйста!

Задам наконец вопрос, который хотел задать уже несколько лет. Почему из фильма в фильм кочует один и тот же образ глупо хихикающих девиц? Сто́ит на экране появиться группе девушек, как мы слышим их весёлый заливистый смех, чем бы они ни занимались. Они могут вышивать гладью или готовить дворцовый переворот — всё едино, без дурацкого хихиканья не обойтись. Почему такого мы не встретим ни в одном иностранном сериале? Кто подсказал российским режиссёрам, сценаристам, актрисам эту идиотскую«находку»? Пожалуйста, прекратите смеяться и начните наконец хоть немножечко играть. Вас же этому несколько лет учили. Наверное.

Глупый наследник и его любвеобильная жена

Ну а теперь об исторических ляпах, куда же без них. Денис Фонвизин почему-то становится учителем наследника Павла Петровича, хотя в действительности он был секретарём дипломата графа Никиты Панина. Павел прямо обвиняет свою мать в государственном перевороте и убийстве императора Петра III. В реальной истории скандал такого уровня был просто невозможен. Малый двор наследника в те годы ещё не превратился в центр притяжения всех недовольных екатерининской политикой, а сам Павел полностью зависел от могущественной матери, которой не смел возражать.

Сам наследник показан каким-то мечтательным идиотом, увлечённым литературой и способным на изображение военного парада в лицах прямо в супружеской кровати. Разумеется, это приводит к тому, что он совсем безразличен к молодой жене Наталье Алексеевне, находящей утешение в объятьях молодого графа Андрея Разумовского. На самом деле Павел был восхищён красотой супруги, а связь немецкой принцессы с Разумовским, скорее всего, не перешла границы куртуазного поклонения Прекрасной Даме.

Ещё один ляп: Наталья просит у императрицы, а затем у мужа офицерский чин. Сценаристы, видимо, не понимают, что, хотя женщина могла стать шефом полка, она никогда не получала военные чины, выполняя лишь церемониальные функции да изредка надевая эффектно выглядящее мундирное платье. Известный своим педантизмом в военных вопросах Павел тут же соглашается с супругой и немедленно жалует ей чин подпоручика. Цирк да и только!

Что она себе позволяет?

Дальше — больше. Екатерина II, недовольная тем, что Наталья Алексеевна никак не может родить наследника престола, заключает с ней пари: кто родит первой. Понимаете, как это выглядит? Незамужняя императрица в беседе с женой наследника заявляет, я, мол, тут рожать собираюсь, так что ты поспеши, а то я выиграла. Для XVIII века это — настоящий скандал. А учитывая, что положение Екатерины II, занимавшей трон при живом законном наследнике Павле, и так было не слишком прочным, говорить такие вещи — это всё равно что совершить политическое самоубийство.

Далее градус абсурда повышается.

Русская императрица сообщает своему фавориту Григорию Потёмкину: мол, вот рожу я от тебя детей, и будут они править нашей империей. Ой, забыли создатели кино знаменитые слова графа Панина, сказанные ещё за десять лет до изображённых событий, когда очарованная Григорием Орловым ещё молодая и неискушённая в политических играх Екатерина была готова выйти за него замуж:«Императрица может поступать, как ей угодно, но госпожа Орлова никогда не будет императрицей Российской». Самодержица всероссийская проглотила эти обидные слова и никогда более не позволяла своим чувствам взять верх над разумом.

И это только начало

Создатели сериала пытаются уверить зрителя, что знакомство Павла с его будущей фавориткой Екатериной Нелидовой состоялось в 1774 году. Это не так — она появилась в окружении наследника лишь через два года, а обратила на себя внимание Павла и того позже.

Генерал-аншеф граф Пётр Панин, известный полководец и победитель турок, ославлен в кино как жестокий самодур, не жалеющий солдат, хотя на самом деле ни один из современников не упрекал Панина в этом. Кстати, Панин, которому в 1774 году было 53 года, показан в кино дряхлым стариком.

Впрочем, непопадание в возраст исторических героев для сериала обычное дело — Екатерину II изображает актриса на восемь лет младше, да ещё и загримированная так, что похожа не на мать наследника Павла, а на его старшую сестру. Я всё понимаю, актрисе хочется выглядеть молодой и красивой, но не слишком ли резок диссонанс? Особенно на фоне того, что реальная Екатерина II в эти годы отличалась скорее величественностью, нежели свежестью юных лет.

Всё это — только в одной серии! Не сомневаюсь, дальше нас ждёт множество самых восхитительных исторических открытий, которыми создатели кино поделятся с доверчивым зрителем.

Не будет там только одного — настоящей великой русской истории, скрывающейся за блестящей фальшивой мишурой происходящего на телеэкране.

Наконец, вердикт:«Екатерина. Самозванцы» — один из худших исторических сериалов, когда-либо виденных мною. В нём плохо буквально всё, от сценария до соответствия подлинным событиям и игры актёров. Потрясающий, феерический провал, организованный при огромном бюджете, выделенном на съёмки одного из самых дорогих отечественных телевизионных проектов.

 

источник

  • avatar
  • .

3 комментария

avatar
Лучше бы они им заплатили.
  • 1GR
  • 0
avatar
Читал отзыв: «нет педиков, нет лезбиянок, негров и т.п. — разочарован», но жена смотрела несколько серий — говорит весь фильм в постели…
  • djd
  • 0
avatar
«Станиславский сказал бы: не верю!».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.