Как появилась и развивалась отечественная мультипликация?

26 апреля 1912 года, 107 лет назад, создан первый в русской и мировой мультипликации объёмный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»

Расскажем о том, как происходило становление такой дорогой сердцу каждого нашего соотечественника российской и советской анимации и мультипликации.

Первые мультфильмы

   Впервые идея показывать анимированные фильмы пришла в голову французу Эмилю Рейно в далеком 1877 году. Для этого ему даже пришлось запатентовать собственное изобретение – праксиноскоп. Этот прибор позволял создавать оптическую иллюзию движения анимированных рисунков.

Художники Пьеро. Источник: http://thewallmagazine.ru

   В Россию анимация пришла в 1906 году, когда балетмейстер Мариинского театра в Санкт-Петербурге Александр Ширяев, поставил первый кукольный мультфильм. Он был похож на балетную постановку, и не был известен широкой публике вплоть до 1995 года, когда киноведу Виктору Бочарову удалось отыскать архив Ширяева. Миру открылись снятые на 17,5-миллиметровую плёнку первые отечественные мультипликационные шедевры: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Сам Ширяев протёр дыру в паркете, управляя своими куклами, но даже современные мультипликаторы удивляются тому, как элегантно и эстетично выглядит мультфильм более чем столетней давности.

   Вслед за первыми мультфильмами в Российской империи появляются и другие авторы. Один из них – Владислав Старевич, снискавший мировую известность. Его задумка – использовать в мультфильмах чучела насекомых — пришлась по душе зрителям не только в России, но и в Европе. Интересно, что Старевич пришёл к этой идее как биолог, и путь в мультипликацию ему открыл снятый им обучающий фильм для студентов о рогатых жуках.

В. Старевич снимает кукольный мультфильм. Источник: https://stafku74.livejournal.c...

    Уже в мультфильмах он прикреплял лапки жуков и других насекомых к телу пружинками и клеем, и снимал с ними разнообразные сценки-пародии из старых романов. Так появились короткометражки: «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», «Месть кинематографического оператора», «Стрекоза и муравей», «Рождество у обитателей леса», «Весёлые сценки из жизни животных», «Лилия Бельгии», «Ночь перед Рождеством». Старевич впервые попробовал объединить актерскую игру и мультипликацию, а его фильмы вошли в золотой фонд мирового кинематографа.

   С приходом революции развитие отечественной мультипликации остановилось, чтобы бурно расцвести уже в советское время.

Первый этап развития советской мультипликации

   К концу 1920-х годов в СССР появляются свои первые мультипликаторы и снятые ими анимационные картины. Более того, чуть позже, в начале 1930-х годов в Советском Союзе появляются уже свои серьёзные школы мультипликации и авторы ьультфильмов.

   Признанный мэтр отечественной мультипликации Владислав Старевич после революции уехал в Европу, работал в Италии и Испании. А у нас первые попытки возродить мультипликацию были предприняты Ю. Меркуловым и Д. Черкесом, однако это были анимационные картинки, которые демонстрировались при прибытии в города и на станции агитационных поездов.

Китай в огне. Источник: https://www.pinterest.ru

   Чуть позже Юрий Меркулов организовал уже свою студию при техникуме кинематографии. С ним работали будущие классики советского кино: сестры Брумберг, Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева и Владимир Сутеев. Снятые ими в 1924 и 1925 годах первые мультфильмы «Межпланетная революция» и «Китай в огне» были очень позитивно оценены зрителями. А «Китай в огне», шедший более 50 минут экранного времени стал первым полнометражным мультфильмом на отечественных экранах.

   В это же время сформировалась и другая студия – Культкино, она занималась созданием сатирических короткометражных мультфильмов. Известные мультипликаторы Дзига Вертов и Александр Бушкин сняли серию мультфильмов: «История одного разочарования», «Германские дела и делишки», «Случай в Токио», «Советские игрушки» и «Юморески». Использование шаржевого стиля и жёсткая сатира также снискали любовь зрителя.

   В 1927 году Иван Иванов-Вано снимает первые два детских мультфильма «Сенька Африканец» и «Каток». Появилась и студия «Межрабпром», которая позже войдёт в состав «Союзмультфильма». С этого момента детская мультипликация окончательно начинает вытеснять агитационные и пропагандистские картины, происходит своеобразная революция. Именно в это время взрослые мультипликаторы начинают ориентироваться на детей и закладывать в свои картины ещё и воспитательные моменты. Высокая эстетичность и плавность кадра была в мультфильмах «Органчик» и «Царь Дурандай», Н. Ходатаева и И. Иванова-Вано.

   Уже с этого времени, вплоть до 1934 года, когда произошёл коренной перелом в отечественной мультипликации, появляется целая плеяда заметных отечественных мультфильмов.  А на студии «Совкино» выходят: «Тараканище», «Самоедский мальчик» и «Почта» Михаила Цехановского («Почту» показали Уолту Диснею, и он высоко её оценил). На «Межрабпроме» – «Мойдодыр» и «Приключения китайчат».

Мойдодыр. Источник: http://www.tvc.ru

    А на «Мосфильме» вышли «Приключения Братишкина» и«Новый Гулливер», до сих пор считающийся классикой полнометражной кукольной анимации. «Новый Гулливер» опередил на два года вышедший в Германии в 1937 году мультфильм Старевича «Рейнеке лис». Поэтому пальма первенства в кукольных мультфильмах осталась у нашей страны.

Кадры из фильма «Новый Гулливер»

Коренной перелом

   В 1933 году в СССР впервые попали мультфильмы уже знаменитого американского мультипликатора Уолта Диснея «Пароход Вилли» и «Три поросёнка». А годом позже на Московском кинофестивале продемонстрировали несколько выпусков «Микки Мауса». Эти мультфильмы произвели революцию в мировой мультипликации. Новые приёмы, использованные Диснеем, такие как плавность смены кадра, «пушистость», многоплановая камера произвели большое впечатление не только на отечественных мультипликаторов, но и лично на И. Сталина. И уже в 1935 году создается ставшая любимой для нескольких поколений наших граждан студия «Союзмультфильм», в которую вошли все разрозненные ранее студии Советского Союза.

Микки Маус. Источник: http://vseseriipodriad.ru

   Несмотря на большой период простоя студии в годы Великой Отечественной войны и эвакуацию в Самарканд, «Союзмультфильм» очень сильно эволюционировал в плане технологии мультипликации. Сразу после победы  студия снимает серию мультфильмов, которые отличались высокой степенью реализма. Использовались новые приёмы и технические средства, к примеру, ротоскопирование. Появляются ставшие классическими и не потерявшие актуальность до наших дней мультфильмы: «Непослушный котёнок», «Каштанка», «Пропавшая грамота», «Снежная королева», «Федя Зайцев», «Часовые полей».

Аленький цветочек. Источник: https://forumkinopoisk.ru

   Уже в начале 1950-х годов начинается новый самобытный этап развития отечественной мультипликации. Борьба с западным влиянием обернулась не упадком, а расцветом отечественной мультипликации. «Аленький цветочек», «Снегурочка» и «Двенадцать месяцев» стали первыми мультфильмами, открывшими дорогу будущим поколениям наших мультипликаторов.

Автор: Никита БУРАНОВ

  • avatar
  • 1
  • .
  • +11

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.